Семья. Отношения родителей и детей как педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Будучи семейным человеком и матерью двоих детей, меня волнует вопрос отношения родителей и детей как педагогическая проблема. Изучение множества всевозможной литературы обнаруживает некоторые главные тенденции данных отношений. В основу анализа положено видоизменение надобности в общении - одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр. 3
Глава I. Отношения между родителями и детьми, как
педагогическая проблема………………………………………………….стр. 4
Глава II. Стадии отношений и их краткая характеристика……………..стр. 6
Глава III. Место детства в становлении личности и роль семьи в нем….стр.11

Заключение…………………………………………………………………стр.16
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогике.docx

— 41.13 Кб (Скачать)

    Вариант 6. Полное взаимное отчуждение и враждебность. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.

     1. Педагогическая несостоятельность  родителей. Воспитание детей принадлежит  к самым трудным сферам человеческой  деятельности. А значительное большинство  родителей приступают к этому  архисложному и архиответственному  делу, не имея о нем сколько-нибудь  педагогических  представлений. Но, поскольку родители  сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности. Об этом парадоксе К.Д. Ушинский. писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с     знаком теоретически или практически». И если родители не отдают себе отчета в этом, если не занимаются вдумчивым психолого-педагогическим самообразованием, они могут оказаться перед грозной стихией беспомощности и страданий. А в конце жизни — одинокой, заброшенной старостью. В типичном варианте такие родители «упускают» детей. Дети уходят в мир других отношений, в другую среду общения. Нередко в этом случае — в среду преступную.

     2. Другая причина — жестокие, варварские  методы «воспитания», в результате  которых дети бояться, ненавидят, презирают родителей и любыми путями спасаются от них. Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению приходит полное отчуждение, вражда. «Когда я садился за уроки, отец ругал тупицей и бил чем попало».

      «В 7-м классе меня стали бить в семье и не пускать на улицу. После школы запирали с маленьким братом до позднего вечера, пока при/пут с работы и снова начнут бить. Летом мне удалось бежать» (из писем в газеты). Это из «благополучных» семей, где есть отец, мать, здоровые, работающие, непьющие. Заметим, что во всех этих исповедях несовершеннолетних правонарушителей, оказавшихся в воспитательно-трудовой колонии, присутствуют физические наказания — эти дикости извращенного родительского мышления. В этом ожесточении нарастающих конфликтов и взаимной ненависти есть в жизни предел — смертельная точка. Из газетных сообщений: «Трагически завершились жестокие семейные конфликты: 48-летний неработающий убил свою мать, 70-летнюю пенсионерку». Как скорбно сказал поэт: «Тут ни убавить, ни прибавить...» А глубоко задуматься надо.  
 
 

  1. Место детства в становлении  личности и роль семьи в нем.

   Все основные свойства и личностные качества человека складывают в детстве, за исключением  тех, которые приобретаются с  накоплением жизненного опыта и  не могут появиться раньше того времени  когда человек достигнет определенного  возраста. В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересу человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит его основным потребностям и мотивам поведения. Инструмент иных черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер.

Личностное  развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания  школы приобретением социально-психологической  самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности.

     По  мере роста ребенка, вслед за тем, как рвутся его первичные физиологические  и социально-психологические связи  с матерью, с людьми заменяющими  и дополняющими ее в детстве, у  ребенка развивается стремление к личностной независимости и  персональной свободе. Дети отнимают друг у друга игрушки, отталкивают друг друга от привлекательных для них предметов, которыми сами хотят играть, защищают свои собственные игрушки от попыток отобрать их и т.п. Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Та формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям  могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеют в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной  черты поведения, выступающей всегда и везде, где для этого складываются подходящие условия. При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение детей нередко возникает своеобразный порочный круг: высокоагрессивный ребенок вызывает ответное враждебное отношение к себе со стороны окружающих людей. В результате его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются, так как они получают поддержку со стороны агрессивных действий других людей и семьи в частности.

     Причиной  агрессивного поведения детей нередко  выступают члены семьи, которые  сами демонстрируют образцы подобного  поведения, причем враждебность реакций одних членов семьи по отношен другим вызывает обычно аналогичные действия с их стороны. В результате своеобразный порочный круг: на пути предупреждение рецессивного поведения у детей внутри семьи будет провоцировать агрессивное поведение и передачу его со стороны родителей и других членов семьи. Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Установлено, что укреплению у детей агрессивных форм поведения способствует просмотр кинофильмов и телепередач, в которых герои, ведя себя агрессивно, добиваются успехов. Это, относится в основном только к тем детям, которые имеют выраженную склонность к агрессивному поведению. Оказалось также, что на поступки детей, у которых такая склонность не выражена, кино и телепередачи агрессивного характера существенного влияния не оказывают.

     По  мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В дошкольном возрасте к описанным семейным добавляются воздействия которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к  отзывчивости, общительности, доброте, а также нравственности личности, которые, прежде всего, проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др.

     С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно  начинает конкурировать школа. Воздействие  семьи на личностное развитие ребенка  становится не только относительно меньшим, меняется качественно. Личностно-развивающее  влияние школы и внешкольные  общения по сравнению с воздействием внутрисемейного усиливается, и  подростничество в этом плане  является переходным периодом от детства  к взрослости. Часть детей подросткового  возраста по-прежнему остается под  сильным и доминирующим влиянием семьи, часть уходит из-под него уже  в начал росткового возраста. Поэтому  этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены  семьи относятся  с должным  пониманием, если между подростком и его родителями (дедушками, бабушками, братьями, сестрами и др.) установятся  добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного  периода взросления может оставаться доминирующего института положительных  социально-психологических норм. Если эти отношения далеки от описанных, противоречивы, то семья может утратить свою положительную воспитательную роль уже в самом начале подросткового  возраста, и слабый в личностном плане ребенок может оказаться  далеко не в самых лучших влияниях улицы.

     С переходом в ранний юношеский  возраст воздействие иных институтов воспитания начинает преобладать над  семейным для абсолютно большинства  детей. Дальнейший процесс формирования личности ребенка, начиная с этого  времени, прямо зависит от круга  людей, с которыми общаются юноша  или девушка, а также от ситуаций, в которые поворачивается общение, и от его характера. Рассчитывать на школу, возлагать на нее воспитательные надежды, не приходится. Это, кстати, касается и возложения на школу вины за огрехи в воспитании; в большей их части она фактически не повинна. Но определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании, есть, это - младший школьный и начало подросткового возраста. Дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы. Кроме работы с учащимися на уроках или вне их в школе и классе, также различные внешкольные воспитательные воздействия, связанные с работой учреждений системы образования и других социальных институтов. И семья здесь может сыграть не последнюю роль. Необходимо, если есть возможность, тщательнее выбирать школу, заранее узнавать о ее направленности, работе с детьми в урочное и внеурочное время, отношение к детям их интересам, поведение детей в школе, репутацию школы. Кроме того необходимо чаще посещать учебное заведение вашего ребенка и узнавать о его успехах и неудачах, об общении со сверстниками, о поведении и общем состоянии, чтобы вовремя понять и среагировать.

     Массовым  средством воздействия на личность ребенка стало сейчас телевидение  и интернет. И здесь так же необходимо различать свободу и распущенность  в воспитании. И семья должна понимать, что не все, что есть хорошо. С первых лет жизни ребенок встречается с многочисленными правилами поведения, указывающими на то, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, что морально и что аморально. Система поощрений и наказаний, применяемых родителями и другими взрослыми, позволяет ребенку осознать и усвоить нормы и правила поведения. В течение детских и юношеских лет ребенок приобретает способность судить о том, что хорошо и что плохо, у него вырабатываются собственные моральные суждения, складывается собственная система ценностей.

     Источниками моральных представлений детей  являются взрослые которые занимаются их обучением и воспитанием, а  также сверстника. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и  усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему  поощрений и наказаний. Общению  принадлежит особая роль в развитии личности ребенка. Общение связано  с удовлетворением одноименной  потребности, которая проявляется  довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке. В дошкольном детстве, как и в  младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны  матери становится для ребенка дошкольного  возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают  оценки, которые  ему и его поведению дают близкие  взрослые люди. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование на практике детям дается с большим  ТРУДОМ. Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его личностной судьбе играет весьма существенную роль, рождая множество других индивидуально полезных качеств. Это стремление к признанию и одобрению со стороны близких людей, и семьи главным образом. Из данного качества как из общего корня воспитания вырастают потребность в достижении успехов, устремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельна многие другие. С ним же связано становление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга. [2] 

     Заключение.

     Даже  в семье, состоящей из родителей  и детей, общение - сложная проблема. Научиться общаться с собственными детьми не на уровне приказов, а на иных, демократичных началах, совсем не просто. И от того, насколько рано родители признают в малыше развивающуюся  личность, зависит как скоро и  успешно будет развиваться эта  личность.

     Верно найденный в отношениях с собственными детьми тон позволяет углубить и  одновременно расширить внутрисемейное общество. Ребенок, если не противится ему, помогает родителям взглянуть  по-новому на мир, ощутить радость  его открытия.  Ответы на его сто тысяч «Почему?» могут стать толчком к расширению собственного кругозора и тем самым обогатить общение. Во многих нынешних семьях есть музыкальные инструменты. Дети учатся музыке. Часто ли они играют для родителей, для друзей? Читаете ли Вы в семье вслух? Редко, мало, почти никогда? А зря! Семейное чтение – тоже одна из форм общения. Одиночество страшно в любом возрасте, особенно в детстве вдвойне! Так ведь общение – искусство.

Ребенку мало услышать, как надо поступать. Он должен это увидеть, а еще лучше  изо дня в день видеть в жизни  своих родителей. Нет – это  совсем не просто воспитывать детей: наблюдать за приметами возраста, улавливать изменения, способствовать тому, чтобы их внутренний мир становился все богаче. Все это нужно, но еще  важнее любовь к детям, если любовь к детям заставит обоих родителей  избавляться от собственных недостатков  или слабостей, стараться сегодня  стать лучше, чем вчера. Было бы желание, - откроются и педагогические истины, и увлеченность самим процессом  воспитания. Раздражение, усталость, озабоченность  мешают создать в доме атмосферу  необходимую ребенку. Когда улыбка в доме редкость, не – удивляйтесь, ребенок по-своему страдает, чувствует себя «виноватым» уже от того, что живет на свете. И даже если он постоянно в центре внимания взрослых, все-таки он второстепенное лицо, от которого подсознательно ждут лишь одного – послушания!

Список  литературы. 

  1. «БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ» (Хрестоматия) Автор: Видяпина В.И.  http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0104.asp
 
  1. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. -М.: Просвещение, 1994.
 
 
  1. Педагогика. Семейное воспитание. http://psihologiya.net/1145-otnoshenija-roditelejj-i-detejj-kak-psikhologo.html.

Информация о работе Семья. Отношения родителей и детей как педагогическая проблема