Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
Будучи семейным человеком и матерью двоих детей, меня волнует вопрос отношения родителей и детей как педагогическая проблема. Изучение множества всевозможной литературы обнаруживает некоторые главные тенденции данных отношений. В основу анализа положено видоизменение надобности в общении - одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений.
Введение…………………………………………………………………….стр. 3
Глава I. Отношения между родителями и детьми, как
педагогическая проблема………………………………………………….стр. 4
Глава II. Стадии отношений и их краткая характеристика……………..стр. 6
Глава III. Место детства в становлении личности и роль семьи в нем….стр.11
Заключение…………………………………………………………………стр.16
Список литературы………………………………
Вариант 6. Полное взаимное отчуждение и враждебность. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.
1.
Педагогическая
2. Другая причина — жестокие, варварские методы «воспитания», в результате которых дети бояться, ненавидят, презирают родителей и любыми путями спасаются от них. Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению приходит полное отчуждение, вражда. «Когда я садился за уроки, отец ругал тупицей и бил чем попало».
«В 7-м классе меня стали бить в семье и
не пускать на улицу. После школы запирали
с маленьким братом до позднего вечера,
пока при/пут с работы и снова начнут бить.
Летом мне удалось бежать» (из писем в
газеты). Это из «благополучных» семей,
где есть отец, мать, здоровые, работающие,
непьющие. Заметим, что во всех этих исповедях
несовершеннолетних правонарушителей,
оказавшихся в воспитательно-трудовой
колонии, присутствуют физические наказания
— эти дикости извращенного родительского
мышления. В этом ожесточении нарастающих
конфликтов и взаимной ненависти есть
в жизни предел — смертельная точка. Из
газетных сообщений: «Трагически завершились
жестокие семейные конфликты: 48-летний
неработающий убил свою мать, 70-летнюю
пенсионерку». Как скорбно сказал поэт:
«Тут ни убавить, ни прибавить...» А глубоко
задуматься надо.
Все
основные свойства и личностные качества
человека складывают в детстве, за исключением
тех, которые приобретаются с
накоплением жизненного опыта и
не могут появиться раньше того времени
когда человек достигнет
Личностное
развитие ребенка начинается с рождения
и завершается после окончания
школы приобретением социально-
По
мере роста ребенка, вслед за тем,
как рвутся его первичные физиологические
и социально-психологические
Причиной
агрессивного поведения детей нередко
выступают члены семьи, которые
сами демонстрируют образцы
По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В дошкольном возрасте к описанным семейным добавляются воздействия которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброте, а также нравственности личности, которые, прежде всего, проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др.
С
поступлением в школу воспитательное
влияние семьи несколько
С переходом в ранний юношеский возраст воздействие иных институтов воспитания начинает преобладать над семейным для абсолютно большинства детей. Дальнейший процесс формирования личности ребенка, начиная с этого времени, прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которые поворачивается общение, и от его характера. Рассчитывать на школу, возлагать на нее воспитательные надежды, не приходится. Это, кстати, касается и возложения на школу вины за огрехи в воспитании; в большей их части она фактически не повинна. Но определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании, есть, это - младший школьный и начало подросткового возраста. Дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы. Кроме работы с учащимися на уроках или вне их в школе и классе, также различные внешкольные воспитательные воздействия, связанные с работой учреждений системы образования и других социальных институтов. И семья здесь может сыграть не последнюю роль. Необходимо, если есть возможность, тщательнее выбирать школу, заранее узнавать о ее направленности, работе с детьми в урочное и внеурочное время, отношение к детям их интересам, поведение детей в школе, репутацию школы. Кроме того необходимо чаще посещать учебное заведение вашего ребенка и узнавать о его успехах и неудачах, об общении со сверстниками, о поведении и общем состоянии, чтобы вовремя понять и среагировать.
Массовым
средством воздействия на личность
ребенка стало сейчас телевидение
и интернет. И здесь так же необходимо
различать свободу и
Источниками
моральных представлений детей
являются взрослые которые занимаются
их обучением и воспитанием, а
также сверстника. Нравственный опыт
от взрослых к детям передается и
усваивается в процессе общения,
наблюдения и подражания, через систему
поощрений и наказаний. Общению
принадлежит особая роль в развитии
личности ребенка. Общение связано
с удовлетворением одноименной
потребности, которая проявляется
довольно рано. Ее выражением является
стремление ребенка к познанию себя
и других людей, к оценке и самооценке.
В дошкольном детстве, как и в
младенчестве и раннем возрасте, одну
из главных ролей в личностном
развитии ребенка по-прежнему играет
мать. Характер ее общения с ребенком
непосредственно сказывается на
формировании у него тех или иных
личностных качеств и видов поведения.
Стремление к одобрению со стороны
матери становится для ребенка дошкольного
возраста одним из стимулов поведения.
Существенное значение для развития
ребенка приобретают оценки, которые
ему и его поведению дают близкие
взрослые люди. Одними из первых детьми
усваиваются нормы и правила так называемого
«бытового» поведения, культурно-гигиенические
нормы, а также нормы, связанные с отношением
к своим обязанностям, с соблюдением режима
дня, с обращением с животными и вещами.
Последними из нравственных норм усваиваются
те, которые касаются обращения с людьми.
Они наиболее сложны и трудны для детского
понимания, и следование на практике детям
дается с большим ТРУДОМ. Довольно
рано у ребенка возникает качество, которое
в его личностной судьбе играет весьма
существенную роль, рождая множество других
индивидуально полезных качеств. Это стремление
к признанию и одобрению со стороны близких
людей, и семьи главным образом. Из данного
качества как из общего корня воспитания
вырастают потребность в достижении успехов,
устремленность, чувство уверенности
в себе, самостоятельна многие другие.
С ним же связано становление таких важных
качеств личности, как ответственность
и чувство долга. [2]
Заключение.
Даже в семье, состоящей из родителей и детей, общение - сложная проблема. Научиться общаться с собственными детьми не на уровне приказов, а на иных, демократичных началах, совсем не просто. И от того, насколько рано родители признают в малыше развивающуюся личность, зависит как скоро и успешно будет развиваться эта личность.
Верно найденный в отношениях с собственными детьми тон позволяет углубить и одновременно расширить внутрисемейное общество. Ребенок, если не противится ему, помогает родителям взглянуть по-новому на мир, ощутить радость его открытия. Ответы на его сто тысяч «Почему?» могут стать толчком к расширению собственного кругозора и тем самым обогатить общение. Во многих нынешних семьях есть музыкальные инструменты. Дети учатся музыке. Часто ли они играют для родителей, для друзей? Читаете ли Вы в семье вслух? Редко, мало, почти никогда? А зря! Семейное чтение – тоже одна из форм общения. Одиночество страшно в любом возрасте, особенно в детстве вдвойне! Так ведь общение – искусство.
Ребенку мало услышать, как надо поступать. Он должен это увидеть, а еще лучше изо дня в день видеть в жизни своих родителей. Нет – это совсем не просто воспитывать детей: наблюдать за приметами возраста, улавливать изменения, способствовать тому, чтобы их внутренний мир становился все богаче. Все это нужно, но еще важнее любовь к детям, если любовь к детям заставит обоих родителей избавляться от собственных недостатков или слабостей, стараться сегодня стать лучше, чем вчера. Было бы желание, - откроются и педагогические истины, и увлеченность самим процессом воспитания. Раздражение, усталость, озабоченность мешают создать в доме атмосферу необходимую ребенку. Когда улыбка в доме редкость, не – удивляйтесь, ребенок по-своему страдает, чувствует себя «виноватым» уже от того, что живет на свете. И даже если он постоянно в центре внимания взрослых, все-таки он второстепенное лицо, от которого подсознательно ждут лишь одного – послушания!
Список
литературы.
Информация о работе Семья. Отношения родителей и детей как педагогическая проблема