Семья. Отношения родителей и детей как педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Будучи семейным человеком и матерью двоих детей, меня волнует вопрос отношения родителей и детей как педагогическая проблема. Изучение множества всевозможной литературы обнаруживает некоторые главные тенденции данных отношений. В основу анализа положено видоизменение надобности в общении - одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр. 3
Глава I. Отношения между родителями и детьми, как
педагогическая проблема………………………………………………….стр. 4
Глава II. Стадии отношений и их краткая характеристика……………..стр. 6
Глава III. Место детства в становлении личности и роль семьи в нем….стр.11

Заключение…………………………………………………………………стр.16
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогике.docx

— 41.13 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский  государственный  университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ) 

Факультет управления и предпринимательства (Сормово)

специальность: «Экономика и управление на предприятии»

дисциплина: «Педагогика и психология» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: «Семья. Отношения родителей и детей как педагогическая  проблема» 
 
 

                  Курсовую  работу выполнил:

                  студент гр. 12с  - 344

                  заочной формы обучения

                  ФИО        Данилова А.В.

                  _______________________

                  Проверил:

                  ФИО   Кручинина Г.А.

                  ________________________ 
                   
                   
                   

г. Нижний Новгород

2010 - 2011 год

                                                           Содержание: 

Введение…………………………………………………………………….стр. 3     

Глава I. Отношения между родителями и детьми, как

педагогическая  проблема………………………………………………….стр. 4  

Глава II. Стадии отношений и их краткая характеристика……………..стр. 6 

Глава III. Место детства в становлении личности и роль семьи в нем….стр.11  
 

Заключение…………………………………………………………………стр.16 

Список  литературы………………………………………………………..стр.17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.   

     Будучи семейным человеком и матерью двоих детей, меня волнует вопрос отношения родителей и детей как педагогическая  проблема.  Изучение множества всевозможной литературы обнаруживает некоторые главные тенденции данных отношений. В основу анализа положено видоизменение надобности в общении - одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Под конфликтом понимается начавшаяся ситуация неразрешенной вражды, в которой родители и дети ощущают острый психологический дискомфорт и стараются разрешить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и способами. Сложная, парадоксальная проблема, которая существует в отношениях между родителями и детьми для меня имеет большое значение. Сложная она, так как имеет скрытый, интимный характер человеческих отношений, щепетильность "внешнего" проникновения в них. А парадоксальная - при всей ее важности, родители часто ее не замечают, потому что у них нет нужной психолого-педагогической информации. В данном реферате рассматриваются отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема.           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Отношения между родителями и детьми, как педагогическая проблема.

   Отношения между  родителями и детьми со временем укладываются в конкретные характерные варианты независимо от того, понимаются они или нет. Эти варианты начинают свое существование как реальность отношений. Причем их можно изобразить в назначенной структуре - поочередных этапах формирования. Типы отношений появляются постепенно. Родители начинают обращаться к педагогам, психологам, в основном, по поводу начавшейся "вчера", "неделю назад" неспокойного конфликтного обстоятельства. Иными словами, они видят не процесс формирования отношений, не их порядок и логику, а, как им кажется, неожиданная, необъяснимая, удивительная ситуация. Из рассказа психолога-консультанта: "Одна очень уважаемая женщина, как-то пришла к психологу и попросила помощи. По ее словам, ее дочь, до сих пор образцовая ученица, хорошая девочка, в голове ее лишь уроки, оценки и книга типа "Унесенные ветром". Но внезапно для всех, не понятно с чего она начала вести себя агрессивно-патологически: огрызалась, не приходила домой, составляла послания с жаргонным лексиконом и отправляла их по почте маме на работу.  

          Наша женщины, в слезах, недоумевала: "Я не могу понять главного. У нее ничего не произошло, ничего не случилось. Возможно, она заболела, и ее можно вылечить? Потом в рассказе женщины промелькнула (незначительно) такая деталь: из семьи ушел отец. Вот как раз об этом, быть может, главном, мама умолчала. Мы не знаем, как относилась девочка к отцу и что повлияло на его уход. Может в этом есть мамина вина, и из-за этого дочь поменяла к ней отношение. Вряд ли агрессивность дочери появилась "ни с того, ни с сего", "патологически"?  

          Конфликт в отношениях родителей и детей очень редко завязывается вдруг и невзначай. Сама природа побеспокоилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, нужде в друг друге ("Самый большой дар, который ты можешь дать или получить, - любовь"). А уж как родители и дети воспользуются этим даром – это проблема их общения и отношений. Конфликт – называют жестким столкновением, эмоциональной агрессией, болевым синдромом отношений. А боль в организме, сигнал бедствия, физиологический "крик" о помощи. Она появляется в процессе формирования заболевания. 

         В здоровых семьях родители и дети объединены с природными обыденными контактами. Слово "контакт" в педагогическом значении означает идейные, моральные, умственные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в следствии чего появляется душевное единение, согласованность главных жизненных стремлений и поступков. Природной основой таких отношений являются родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые выражаются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Лев Николаевич Толстой говорил, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а вот каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Стадии отношений и их краткая характеристика.

     Изучение  множества разнообразных документов позволило выявить некоторые  основные тенденции отношений родителей  и детей в семье. В основу анализа  положено видоизменение потребности  в общении — одна из фундаментальных  характеристик межличностных отношений. Под конфликтом понимается возникшая  ситуация неразрешенного (не разрешаемого) противоречия, в которой родители и дети испытывают острый психологический  дискомфорт и пытаются решить возникшую  проблему односторонне, бескомпромиссными  путями и методами. Нужно отметить, что нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений на частном уровне реализуются прежде всего через формирование отношений в семье между ее членами. Типичные варианты отношений. Причины конфликтов и их профилактика:

     Вариант 1. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Чем  же характеризуются такие отношения? Прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Умением родителей чутко понять мир ребенка, его возрастные запросы. Ребенок каждого возраста нуждается в особом понимании и особой помощи. Дошкольник — в терпеливых ответах на вопросы. Младший школьник — в понимании школьных установок. Подросток — в самоутверждении. Старшеклассник — в жизненном самоопределении. Но каждый возрастной этап открывает и свои возможности участия детей в жизни семьи, их соучастия в заботах родителей. Особая сфера духовных контактов — развитие отношения детей к жизненным перспективам, к жизненной деятельности, к людям, к себе. Яркие примеры такого содружества — некоторые семьи замечательных людей, семейные традиции деятелей науки, культуры, искусства, спорта. 

    Вариант 2. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее, правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — аморальные поступки. У специалистов-психологов есть такой термин — «самонаправленная жестокость». Проявления жестокости по отношению к самому себе — это алкоголизм, наркомания, токсикомания, другие опасные отклонения в поведении. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям жестокий физический или моральный вред. Они стараются объяснить возможные последствия такого поведения. Но нередко наталкиваются на непонимание, неверие, сопротивление воспитательным влияниям. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в мотивах стремлений детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, могут быть (и обычно бывают) искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны понять их. При всей правоте родителям полезно знать, что исследователи зафиксировали чреватые конфликтами психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга; неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия; различие характеров, противоборствующих желаний; отрицательные эмоции. 

     Вариант 3. Скорее, правы дети. Разумеется, и  в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания  добра детям. Что же — вопреки  этому — влечет за собой обоюдные огорчения? Конфликтные ситуации могут  вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают  нужным подавлять их в себе, в  своих отношениях друг к другу  и к детям. Это проявляется  в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на нарушение норм, на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке. Это вызывает резкие протесты детей.

    Острые  ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая  усугубляется отсутствием общей  культуры. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных  переживаний, душевного подъема, возвышенных  устремлений, непонятых взрослым. Конфликты, в которых правы дети, чреваты особыми последствиями — многолетней детской обидой, способной бросить тень на отношения детей и родителей, вызывать их разобщенность. 

     Вариант 4. Конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды  раннего детства и младшего подросткового  возраста переходят из стадии «глухой  обороны» сначала в эпизодические  «контрнаступления», а затем, если родители не понимают сути происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, в наступление по всему «фронту» отношений. Военная терминология тут  уместна: это холодная война повседневных нервозных стычек. Обе стороны утратили способность слушать и понимать друг друга. Устали от длительных бесполезных дебатов и взаимных упреков. 

    Вариант 5. Кого ты больше любишь? (О различных  взаимоотношениях с отцом и матерью  в зависимости от сложившегося характера  общений). Как свидетельствуют факты, в немалом числе семей у  родителей нет необходимости  единства действий в воспитании детей. Это касается самых различных  сторон отношений с детьми: интереса к их жизни; содержания требований и тона их выражения; содержания общения и опять-таки его тона; выражения чувств; характера поощрений и наказаний. Это ведь неправда, что все родители одинаково, поровну любят своих детей. Разве не бывает так, что в одной и той же семье один сын — прекрасный ученик, заботливый человек, а другой — уже с возраста подростка курит, сквернословит, пытается выпивать, вызывает постоянную тревогу учителей и родителей? Можно ли относиться к ним одинаково? Конечно, болят родительские сердца и за того, другого. Но возмущение его поведением оставляет сильный эмоциональный след. А то, что проблема реальна и насущна, видно из таких, например, фактов. Когда отношения у отца и матери к детям складываются по-разному, колебания в сути и характере отношений могут быть различными: от потребности в общении с одним из родителей до полной отчужденности с другим. Какую-либо зависимость тут отследить трудно. Это как раз тот случай, когда предупредить педагогическую болезнь гораздо легче, чем лечить ее. Единство установок и отношений — азбучная истина педагогической культуры родителей. На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, отцов — в частности. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, вечерней отрешенности отца от семьи: телевизор, газета, диван, угрюмое молчание... Есть на то объективные, субъективные причины, но детям от этого не легче. Исследования среди современных подростков показывают, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и только 20% — к отцам. (данные Г.А. Филатовой) 

Информация о работе Семья. Отношения родителей и детей как педагогическая проблема