Семья как важный институт социально-психолохического развития человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Социальный институт семьи……………………………………………
1.2.Социология семьи и брака………………………………………………
2. Психологический климат семьи…………………………………………
2.1. Лидер в семье………………………………………………
2.2. Нравственные устои семьи…………………………………….
2.3. Типы отношений в семье……………………………………
Вывод……………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 32.49 Кб (Скачать)

Национальный технический  университет 

«Харьковский политехнический  институт»

Кафедра психологии

 

 

 

Реферат

На тему: Семья как важный институт социально-психолохического развития человека.

 

 

 

 

Выполнила

Студентка группы КИТ-68

Карпова А.О.

Проверил

Фурманець Б.И.

 

 

 

Харьков - 2010

План

Введение…………………………………………………………………….2

1. Социальный институт семьи……………………………………………

1.2.Социология семьи и брака………………………………………………

2. Психологический климат семьи…………………………………………

2.1. Лидер в семье……………………………………………

2.2. Нравственные устои семьи…………………………………….

2.3. Типы отношений в семье……………………………………

Вывод……………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………….

 

 

 

 

 

Введение

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья принадлежит к важнейшим  общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального  положения, с момента рождения и  до конца жизни обладает такой  характеристикой, как семейно-брачное  состояние.

В современных условиях  все более возрастает роль семьи, важнейшей  ячейки  человеческого  общества,  во всех социально-экономических процессах, совершающихся в нашей  стране,  в  каждом трудовом коллективе. В  семье  закладываются нравственные, физиологические основы  бытия  человека,  его  духовные,   нравственные,   мировоззренческие качества. Поэтому от  нравственного  здоровья  семьи во  многом  зависит и нравственное здоровье общества. Не случайно вопросы о  месте  и  роли  семьи занимали значительное место в творчестве основоположников марксизма.

  Будучи подверженной, влиянию общества,  как  в  зеркале  отражая  самые существенные   процессы   его   развития   —   экономические,    социальные, демографические, культурные,— его достижения и нерешенные проблемы, семья  в свою   очередь  строем  своих  отношений,  укладом  и  структурой   обладает способностью влиять на ход развития  общества.  То  есть,  будучи  продуктом социальной среды, семья может играть  весьма активную  роль  в познании  и преобразовании этой среды.

      Семья приносит  полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в  особенности  в  жизни  социалистического  общества,  говорил   выдающийся советский педагог А. С. Макаренко,  является прежде  всего большим делом, имеющим большое государственное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный институт семьи

Важным социальным институтом  общества  является семья, чья деятельность (отношения между родителями,  родителями  и  детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных  норм. Наряду  с  указанными  существенное  значение   в   жизни   общества   имеет

функционирование  социально-культурных  институтов   (системы   образования, здравоохранения,  культурно-воспитательные  учреждения),  науки,   института религии.

      Социальные  институты взаимодействуют с  социальной средой,  в  качестве которой выступает общество. Это взаимодействие  может  быть  нормальным,  но возможны  и  нарушения.  Основой  взаимодействия  социального  института   с социальной средой служит реализация главной функции социального  института - удовлетворение конкретных социальных потребностей.  Протекающие  в  общество процессы постоянно изменяют потребности индивидов  и  персонифицируемых  ими социальных  общностей  (групп,  слоев,  классов),  меняется,  следовательно, характер взаимодействия социальных институтов с обществом.

Социология семьи и  брака

Являясь  необходимым компонентом социальной структуры любого общества  и  выполняя  множественные социальные функции,  семья  играет  важную  роль  в  общественном  развитии. «Общественные порядки, — подчеркивал Ф. Энгельс, — при  которых  живут  люди определенной исторической эпохи и  определенной  страны,  обусловливаются...ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой — семьи».  Через  семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через  нее  продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей,  а  также в  значительной  части  реализуется  обязанность  заботиться  о   старых   и нетрудоспособных членах общества. Семья является также  ячейкой  организации быта и важной потребительской единицей.

      Основу  семьи составляет брачный союз  между мужчиной и женщиной  в  тех или иных формах, санкционированных обществом. Она  не  сводится,  однако,  к отношениям  между  ними,  даже  юридически   оформленным,   а   предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей  характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде  всего общественным  потребностям,  нормам  и  санкциям,  предписывающим   супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как  основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

Психологический климат семьи

Характерный  для  той  или  иной  семьи  более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим  климатом  (синоним - психологическая атмосфера). Он является  следствием  семейной  коммуникации, то есть возникает в результате  совокупности  настроения  членов  семьи,  их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим  людям,  к работе, к окружающим событиям.

  Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и  неблагоприятный.  Многолетние  наблюдения  показывают,  что довольно значительной  части  семей  присущ  противоречивый  психологический климат.

       Исходной  основой благоприятного  психологического  климата является супружеская  совместимость,  в  первую  очередь  такой  ее  компонент,   как общность  идейно-нравственных  взглядов  мужа  и  жены.  Для  благоприятного психологического  климата  характерны  следующие   признаки:   сплоченность, возможность  всестороннего  развития  личности  каждого  ее  члена,  высокая доброжелательная  требовательность  членов  семьи  друг  к  другу,   чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость  за  принадлежность к своей семье, высокая внутренняя, принципиальность, ответственность.

      В семье   с  благоприятным  психологическим   климатом  каждый  ее  член

относится к остальным  с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту.

      Важный  показатель  благоприятного  психологического  климата  семьи -

стремление ее членов проводить  свободное время в домашнем кругу,  беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять  домашнюю  работу,  подчеркивать достоинства  и  добрые  дела  каждого,  преподносить  друг  другу   приятные сюрпризы, вместе путешествовать.

       Неблагоприятный психологический климат  семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных  эмоциях.  Если члены семьи не  стремятся  изменить  такое  положение  к  лучшему,  то  само существование  семьи  становится  проблематичным.  Вопрос   этот   подробнее рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов.

Лидер в семье

Полного понимания мужу и  жене достичь  трудно.  Во-первых,  мужчина  и женщина - это разные психологические «системы». У них, как у  представителей разного пола, разное восприятие, разное видение мира. Во-вторых,  каждый  из супругов вступает в  брак,  имея  собственный  «багаж»  привычек,  взглядов, убеждений.

       В пору влюбленности эти различия не  дают  о себе  знать.  Психология человека,    охваченного    страстным    чувством,    органически    присущи «сверхинтуиция» и «сверхпластичность». Когда же влюбленность проходит, супругов покидает дар сверхвнушаемости, они перестают понимать друг друга в той мере,  в какой понимали  в пору взлета связавшего их чувства.

      Вначале - несколько слов не о семейном  коллективе,  а о коллективе

вообще.

      Если один  из членов коллектива  обладает  наиболее  существенными  для

главенства  качествами —  такими,  как  ум,  сильный  характер   и   чувство

ответственности за дело, то ответ ясен — он и будет  лидером.  А  если,  как

это нередко бывает, указанные  качества не  сосредоточены  в  одном  лице,  а

присущи трем  разным  членам  данного  коллектива? Речь, разумеется, идет не о номинальном лидере, утвержденном «сверху»,  а  о фактическом, неформальном. Ответ на поставленный вопрос мы найдем в определении коллектива.

      Коллектив  —  это  объединение  людей,  сплоченных  единой  общественно значимой  целью.  Из  определения  следует,  что,  поскольку  общее   дело - главное, ради чего возник  и  существует  коллектив,  основную  роль  в  его судьбе будет играть тот в ком чувство  ответственности,  решимость  идти  на жертвы. Этот  член  коллектива  «пересилит»  и  более умного,  и  более  сильного  (по  характеру). 

Семья — тоже коллектив. Какое же «дело» или какая идея лежит в  основе семейного коллектива? Мужчину и  женщину  соединяет  любовь,  а  объективная основа любви - продолжение рода. Значит,  рождение  и воспитание  ребенка - «идея» семейного коллектива. Кто же в большей мере — муж или  жена  —  живет заботами о ребенке,  одержим  идеей  его  блага?  В  абсолютном  большинстве случаев — женщина. Мать обладает такой  решимостью  во  всем,  что  касается благополучия ребенка, что найдет тысячу  способов  переломить  сопротивление мужа, если ей покажется, что его действия в какой-то мере не  согласуются  с идеей блага их общего дитя. В ход пойдут и игнорирование мужа,  и  слезы,  и угрозы... Женщина не остановится ни перед чем, чтобы добиться своего. Во всем, что касается ребенка, женщина никому не  уступит  первенства. Но ведь почти все, что происходит в семье, так или иначе имеет  отношение  к ребенку.

Ребенок - определяющий, но  не  единственный  фактор, обусловливающий лидерство  женщины  в  семье.  Другим  условием  ее  более  сильной  позиции является то обстоятельство, что она —  хозяйка  в  доме.  Порядок,  чистота, уют, приготовление пищи, то есть весь быт, — обычно ее «монополия». А стать лидером женщине помогают такие  психические  особенности,  как более конкретный и  практичный  ум,  большая,  чем  у  мужчины,  способность понимать психологию и настроение другого человека, лучше развитая интуиция. В  патриархальной  семье  женщина  была  ведущей   во   внутрисемейных отношениях; но она не могла стать полновластной хозяйкой,  лидерство  ее  не было авторитарным. Мужчина занимал более  важное  социальное  положение:  от него зависело материальное благополучие семьи. Не вникая в мелочи  быта,  он имел достаточные основания быть самым влиятельным лицом в глазах домашних.

       Таким образом, при патриархате семья была как бы двуглавой: жена  была эмоциональным лидером, муж — лидером в социальном плане. Наверное, редко случалось, что обе «главы» были равны, то есть супруги

играли  бы  одинаковую  роль  в  делах   семьи;   чаще   кто-то   из   двоих

«перевешивал». Соотношение  семейного статуса мужа и жены зависело от  многих причин. Среди них: привязанность к ребенку; очень  сильный  характер  одного из супругов; большая разница в возрасте; утрата  чувства  (тот,  кто  больше любит, попадает в зависимое положение)... Комбинация этих и  многих  других, часто вообще не поддающихся осмыслению обстоятельств и  определяла,  кто  из супругов  имел  больший  психологический  «вес»;  бывало,  разумеется,   что лидерство мужа или жены носило авторитарный характер. Но все  же  главенство одного из супругов не могло быть общим правилом для основной  массы  браков, поскольку роль каждого была по-своему весомой.

      Представление  о семье при патриархате как  о союзе мужчины и женщины,  в котором муж обладал решающим правом голоса (так думает  большинство  людей), основано на том, что жены в то время материально зависели  от  супругов.  Но думать, что материальная зависимость жены от мужа делала его  главой  семьи, означает смотреть на брак  с  позиций  вульгарного  материализма.  Ошибка  в таком  подходе  заключается  в   игнорировании   эмоционального   плана,   в уподоблении супружеских отношений отношениям хозяина и домработницы. Между тем именно примат  эмоционального  отличает  институт  семьи от других социальных институтов, где факторами, определяющими  положение  члена коллектива,   могут   быть   административная   власть   или    материальная зависимость.

Нравственные устои семьи

 Каждой семье присущ  определенный уровень  духовности.  Чем  выше  этот уровень,  тем  больше  оснований  для  семьи  быть   сплоченной,   развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности  своих  членов, успешно  воспитывать  детей,  жить  богатой  нравственной  и   эмоционально - эстетической  жизнью.  К  духовным  ценностям  семьи  следует  прежде  всего отнести   ее   идейно-нравственные   устои,   коллективистские    отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром,  контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику  быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.

  Единство  гражданственности  и   устойчивых   нравственных   отношении оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи,  особенно на детей. Наиболее  мощным  средством  в  комплексе  этих  влияний  является характер отношений между супругами. Это особенно четко вырисовывается,  если посмотреть на жизнь семьи не только глазами взрослых, но и детей. Они  (судя по результатам многих исследований) особенно,  ценят  трудолюбие  родителей, их активное участие в  общественной  жизни,  а  также  такие  внутрисемейные отношения, которым присущи  дружба,  коллективизм,  сердечность  и  доброта, взаимная забота и взаимопомощь, единство семейных и общественных  интересов. Подлинная духовная близость  детей  с  родителями  и  старшими - это такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые  сокровенные  богатства своей  души,  отдает  бескорыстно,  не  требуя  ничего  взамен,  а  ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого  целебной  чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно  добрые

Информация о работе Семья как важный институт социально-психолохического развития человека