Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:20, курсовая работа
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
III. Психогенетический
подход связан с анализом
Целью данной работы является: рассмотреть семейную социализацию как процесс формирования личности в юношеском возрасте.
Объект: семья как малая группа, и важнейший институт социализации.
Предмет: особенности социализации в семье.
Слишком большой объем введения. Сократить до 2-4 страниц, только самое основное: проблема, кем разрабатывалась вкратце. Пересмотреть объект и предмет, и их связь. Исходя из них поставить цель и задачи, которые будут отражены в параграфах.
Глава 1 Теоретическая часть
Название главы?
1. Процесс социализации
1.1 Сущность социализации;
1.2 Этапы и агенты социализации;
1.3 Теории социализации;
1.4 Факторы социализации;
1.5 Средства и механизмы социализации;
1.6 Роль семьи в социализации юноши;
2. Семья как институт социализации
2.1 Понятие о семья;
2.2 Функции семьи;
2.3 Типология семей;
3. Влияние семьи в юношеском возрасте
3.1 Юноша и семья;
3.2 Юноша и родители;
Это что????
1.1 Сущность социализации
Нужно отметить, что сам термин « социализация» не имеет однозначного толкования
и в настоящее время все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной
стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную
среду. С другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных
связей за счет вхождения в среду. Иными словами, не только обогащается
опытом, но и реализует себя. «В идеале, - отмечает А.В. Мудрик, -
социализированный человек должен быть способен противостоять если не
обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам» [5. с. 33].
Также изучением процесса социализации личности на разных этапах развития
общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев,
Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон,
Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в
соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия
«социализация».
В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация - это
эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом
социального
опыта, который сам субъект
в индивидуальной деятельности» [16, с. 289].
В социологии существует другая интерпретация данного понятия. Так под
социализацией понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в
данном обществе.
Мудрик А. В. под социализацией понимает сочетание, приспособление и обособление человека в условиях конкретного общества [2, с. 5].
В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:
1)младенчество (от рождения до 1 года)
2)раннее детство (1-3 года)
3)дошкольное детство (3-6 лет)
4)младший школьный возраст (6-10 лет)
5)младший подростковый (10-12 лет)
6)старший подростковый (12-14 лет)
7)ранний юношеский (15-17 лет)
8)юношеский возраст (18-23 года)
9)молодость (23-30 лет)
10) раннюю зрелость (30-40 лет)
11) позднюю зрелость (40-55 лет)
12)пожилой возраст (55-65 лет)
13)старость (65-70 лет)
14) долгожительство (свыше 70 лет)
Также в социализации можно
выделить этапы, которые делят процесс
на две большие группы: первичная, охватывающая
период детства, и вторичная, занимающая
более длительный временной промежуток
времени и включающая также в себя зрелый
и преклонный возраст, социализации, с
которыми также связаны агенты и институты
социализации.
Термин «первичная» в социологии относится
ко всему, что составляет непосредственное
ближайшее окружение человека. Это его
родители, браться, сестры, братья, близкие
и дальние родственники – все это агенты
первичной социализации. Собственно, это
не только ближайшая к человеку среда,
но и важнейшая сфера для его формирования,
особенно на ранних стадиях развития.
Первичная социализация – сфера межличностных
отношений. Вот почему для первых этапов
социализации важно присутствие семьи
близко от ребенка и контроль над его развитием.
Развитие человека нельзя понять в отрыве
от семьи, к которой он принадлежит. С первых
же часов жизни человека начинается процесс
его социализации, в основе которой лежат
связи между индивидами и освоение социальных
навыков.
В общем, процесс социализации личности
можно разделить на 4 этапа: первое детство,
детство и отрочество, зрелость и старость.
К первичной социализации относится детство
и отрочество.
Первое детство очень важно. Первые
мгновенья жизни малыша имеют наибольшее
значение для образования связи между
ребенком и каждым из родителей. В основе
формирования этой связи лежат взгляды
и, в особенности, улыбки. Известно, что,
начиная со второй недели, малыш начинает
обнаруживать большой интерес к человеческому
лицу и даже способен отличить лицо своей
матери от лица чужого, незнакомого человека.
Между 8-м и 12-м месяцами у ребенка начинают
четко проявляться привязанности. Ребенок
четко может определить, что у него пропал
из виду знакомый предмет. Яркий пример:
если ребенка отнять от матери и передать
в руки незнакомому человеку, малыш разразится
плачем, но не только потому, что ему страшно
перед незнакомым человеком, то есть в
незнакомой обстановке, а больше влияет
на его реакцию неузнавание в новом лице
материнских черт. Именно этот этап связан
с развитием представлений о постоянстве.
Кроме того, постоянное присутствие рядом
социального партнера приводит на 8-м или
9-м месяце жизни представления у ребенка
о собственной перманентности.
В отрочестве группы сверстников играют
важную роль, ведь ребенок в таком возрасте
гораздо легче и охотнее идентифицирует
себя с другими подростками, нежели со
старшими. Этот период связан с формированием
установок и развитием идентификаций.
Первичная социализация завершается,
когда в сознании индивида укоренено понятие
«обобщенного другого» и все, что его сопровождает.
С этого момента он становится действительным
членом общества и субъективно обладает
своим Я и миром.
Агенты первичной
социализации
Человеческий детеныш рождается на менее
зрелой стадии, чем животное, а жить ему
приходится в более сложном мире – в социально
сконструированной реальности. Природа
в этом случае не позаботилась о подходящем
«жилище» для человека, поэтому на протяжении
всей своей жизни человек будет искать
себе пристанище в виде профессии, статуса,
должности, либо как-то еще. Важно, что
это «место» кормит, поит, одевает человека
и дает ему уверенность в завтрашнем дне.
У ребенка до 15 лет нет такой «крыши», поэтому
он существует в полной зависимости от
родителей и от своих родных.
Агенты социализации – конкретные
люди, ответственные за обучение культурным
нормам и освоение социальных ролей.
Первичная социализация – сфера межличностных
отношений, так что агенты социализации
здесь играют главнейшую роль. Плюс они
выполняют гораздо больше ролей и функций,
нежели агенты вторичной социализации.
Отец – опекун, администратор, воспитатель,
учитель, друг и т.д. Среди агентов первичной
социализации не все играют одинаковую
роль и обладают равным статусом. По отношению
к ребенку, проходящему социализацию,
родители находятся в превосходящей позиции.
Сверстники же равны ему. При этом разные
социальные агенты как бы конкурируют
друг с другом за право обладания преимущественного
влияния на ребенка. Предположим, родители
ребенка и его друзья, оказывают противоположное
влияние на объект, при этом каждый дает
ему неоценимые знания о том, как быть
взрослым, или, наоборот, ребенком. То есть
таким образом они облегчают ему переход
от состояния зависимости к независимости,
от детства к взрослости.
Подразумевая конкретно членов семьи
и родственников, употребляют понятие
«агенты». В первичной социализации агенты
социализации могут называться также
институтом социализации, если говорить
о них в общем виде. Например, институт
семьи.
Институты социализации – это учреждения,
влияющие на процесс социализации и направляющие
его. Первичным институтом социализации
можно также называть не только семью,
но и школу, которая в которой ребенок
испытывает большое влияние агентов.
Первичная социализация наиболее
интенсивно происходит в первой половине
жизни, хотя по убывающей она сохраняется
и во второй. И напротив, вторичная социализация
охватывает вторую половину жизни человека,
когда, повзрослев, он сталкивается с формальными
организациями и учреждениями, называемыми
институтами вторичной социализации:
производством, государством, СМИ, армией,
церковью и т.д.
Первичная социализация есть та первая
социализация, которой индивид подвергается
в детстве и благодаря которой он становится
членом общества. Вторичная социализация
– это каждый последующий процесс, позволяющий
уже социализированному индивиду входить
в новые сектора объективного мира его
общества.
Вторичная социализация
Вторичная социализация, как уже было
сказано, охватывает в большей степени
зрелость и старческий период. Период
зрелости характеризуется большим, по
сравнению с предыдущим периодом, количеством
друзей у молодых людей, состоящих в браке.
В среднем, их число составляет семь человек,
они подбираются по сходству вкусов, взглядов
на мир, интересов и по географическому
удобству общения. Деятельность в расцвете
зрелости направлена на достижение поставленных
жизненных целей, это не позволяет много
времени уделять друзьям. Поддерживаются
лишь самые прочные связи.
С приходом старости и теми драматическими
событиями, что сопровождают этот период,
жизнь человека переворачивается. Теряются
дружеские связи. Но социализация личности
на этом не заканчивается, ведь этот процесс
длится всю жизнь, хотя и несколько меняет
свое направление по сравнению с предыдущими
этапами.
Доктор Орвиль Г. Брим приводил различия
между социализацией взрослого и ребенка:
социализация взрослого в большой степени
направлена на изменение своего внешнего
поведения, а детская – корректирует базовые
ценностные ориентации; взрослые оценивают
нормы, дети в большинстве случаев могут
их только усваивать; социализация взрослых
направлена на то, чтобы помочь человеку
овладеть определенными навыкам, социализация
же детей формирует главным образом мотивацию
их поведения.
То есть детям в их большинстве свойственно в основном усвоение получаемых данных и принятие их такими, какие они есть, без возможности обсуждать мнение взрослых, предположим, родителей. Взрослые люди вынуждены устанавливать себе приоритеты в сложных ситуациях, которые часто не совпадает с мнением их родителей или противоречит каким-то нормам .
Институты вторичной
социализации
Как и в первичной социализации, во вторичной,
или продолженной, есть свои агенты социализации.
Первичные агенты социализации тоже играют
здесь роль и могут также выступать как
агенты вторичной. Агенты вторичной социализации
– представители школы, университета,
предприятия, армии и т.д., то есть все те,
кто является представителем официальных
структур и влияет на социальную деятельность
человека. Термин «вторичная» обозначает
тех, кто стоит во втором «эшелоне влияния»,
оказывает менее важное влияние, так как
личность человека уже почти сформирована.
И их воздействие обычно менее глубокое,
чем у первичных. Вторичными в социологии
называют формальные организации, официальные
учреждения. И именно они относятся к институтам
социализации. Вторичные агенты выполняют
одну или две функции и, в отличие от первичных,
их влияние довольно ограниченно. Агенты
не могут заменять друг друга, так как
они выполняют различные функции и имеют
узконаправленную специальность. Например,
судья не может заменить бригадира или
учителя.
Еще одно различие между агентами
первичной и вторичной социализации –
агенты вторичной социализации получают
за свою деятельность материальное вознаграждение
[].
1.3 Теории социализации
Большинство концепций, которые
разбирают основные этапы социализации,
ограничиваются рассмотрением первичной
социализации.
Кули – Мид ??????
Американские ученые Чарльз Хортон Кули
(1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали,
что личность формируется на основе множества
взаимодействий людей с окружающим миром.
Огромное значение в социализации индивида,
по мнению Ч. Кули, играют первичные группы
(семья, друзья, и т. д.). Мнения родителей,
друзей, соседей становятся для ребенка
настолько важными, что под их влиянием
у него развивается способность выделять
себя из группы и осознавать свое «Я»,
которое Ч. Кули назвал «зеркальным Я».
Другие люди – это своеобразные зеркала,
в которые смотрится индивид и формирует
своё собственное «Я» как некую сумму
зеркальных «Я», отражающих личностный
мир других. Таким образом, человеческое
«Я» оказывается результатом взаимодействия
индивида с окружающими его людьми. Личность
представляет собой совокупность психических
реакций человека на мнения о нем окружающих.
«Зеркальное Я» становится важнейшим
элементом самосознания ребенка. Благодаря
этому, у него формируется самооценка,
умение смотреть на себя глазами окружающих
людей, вырабатывается чувство гордости,
уважения или унижения за собственное
Я. С возрастом у детей вырабатывается
чувство самоконтроля под влиянием требования
окружающих. Они все в большей степени
учитывают нормы и ценности социального
окружения.
Дж. Мид развил дальше и систематизировал
теорию «зеркального Я».
Он полагал, что необходимой стороной
взаимопонимания и согласованного социального
взаимодействия является способность
человека, формирующаяся еще в детстве,
принимать (примерять) на себя роли других
людей.
Главное в формировании этой способности,
по его мнению, принадлежит детским играм.
Входе игры дети поставлены перед необходимостью
принимать на себя определенные роли (к
которым у них может быть различное ценностное
отношение), что влечет за собой развитие
их самосознания, усвоение ими норм и ценностей
социальной группы, ее требований и установок
по отношению к ним.
По мнению Дж. Мида, этот процесс включает
в себя несколько стадий, связанных с формированием
«Я»:
1) стадию имитации – копирование поведения
взрослых людей или представителей реферативной
группы;
2) игровая стадия – проигрывание ролей,
ролевые игры, когда дети понимают поведение
как исполнение определенных ролей: врача,
воспитателя, продавца и т. д.
3) стадия коллективных игр – осознание
детьми ожиданий других людей на основе
образа «обобщенного другого»[5].
Г.Мид выходит за рамки исключительного
межиндивидуального взаимодействия на
уровень группы и вводит понятия “значимого
другого”, “роль обобщённого другого”
и т.п. Значимыми для формирования индивида
являются не все реакции (зеркала), а лишь
некоторые – “значимые другие”. Индивид
проводит отбор значимых для него “других”
и тем самым принимает ответственность
за свой выбор и своё действие.
«Обобщенный другой» - по Дж. Г. Миду –
это возникающее в процессе социализации
представление индивида об абстрактном
«другом». Это представление включает
совокупность ожиданий, установок, ценностей
группы, на которые индивид ориентирует
свое поведение.
Фрейд – Эриксон
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог,
основоположник психоаналитической ориентации
в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию
как сложный процесс взаимодействия природного
и социального. По его мнению, социализация
есть происходящий в социальной среде
процесс обуздания физиологических побуждений
(особенно сексуальных), противоречащих
нормам культуры социального окружения.
В структуре личности 3. Фрейд выделяет
три части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Суперэго
(«Сверх-Я»). Ид («Оно») – это первоначальная,
основная часть структуры личности. Содержание
Ид целиком бессознательно и включает
в себя основные родовые инстинкты и воспоминания,
которые оказались вытесненными из сознания.
Ид – источник энергии, включающий в себя
либидо (энергию созидающую) и мортидо
(энергию разрушающую), направленный на
удовлетворение инстинктов и получение
удовольствия.
Эго («Я») – та часть структуры личности,
которая находится в контакте с внешней
реальностью. Эго контролирует поведение
человека, помогает ему ориентироваться
в окружающем мире. С одной стороны, Эго
следует бессознательным инстинктам,
а с другой – подчиняется нормативам и
требованиям реальности. Эго регулирует
выбор подходящего объекта, позволяющего
преодолеть напряженность, связанную
с Ид. Например, когда Ид испытывает голод,
Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные
продукты; удовлетворение нашего побуждения
откладывается до момента выбора подходящей
пищи.
Следующая часть структуры личности –
Суперэго («Сверх-Я»). Это, в первую очередь,
совокупность всех установок, ценностей
усвоенных ребёнком от своих родителей
(первичной группы). Оно служит судьей
или цензором деятельности и мыслей Эго.
3. Фрейд указывал на три функции Суперэго:
совесть, самонаблюдение и формирование
идеалов. В качестве совести Суперэго
ограничивает, запрещает, судит сознательную
деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать
поведение человека в соответствии с культурой,
законами, запретами, принятыми в обществе,
т. е. с коллективным сознанием.
Следуя концепции З. Фрейда, можно выяснить,
что индивид находится все время в состоянии
конфликта с обществом.
В своем же сексуальном развитии личность
проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая
из которых связана с определенной эрогенной
зоной:
- оральная – ребенок получает удовлетворение
от жизни через рот, например, вместе с
едой;
- анальная – ребенок учится ходить на
горшок;
- фаллическая – осознание ребенком своей
половой принадлежности и связанных с
ней возможностей или ограничений;
- генитальная – на этой стадии дети активно
выражают озабоченность проблемами половой
близости[6].
Идеи З. Фрейда, о которых ранее уже упоминалось,
были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном,
американским психологом. Он предложил
ввести критерии психического развития
«Я», связанного с формированием основных
ориентиров по отношению к себе и своему
окружению. По его мнению, как и в современной
теории, процесс социализации не заканчивается
в подростковом периоде, а продолжается
и позднее, весь жизненный цикл. В соответствии
с критериями психического развития выделяют
восемь стадий человеческого развития,
пять из которых приходится на детство,
а последние три приходятся на определенные
периоды жизни взрослых. Эти стадии стали
сегодня общепризнанными:
Доверие – недоверие – грудной возраст;
Автономия – сомнение – 1-2 года;
Инициатива – чувство вины – 3-5 лет;
Трудолюбие – неполноценность – 6-11 лет;
Идентификация – диффузия – юность, 12-18
лет;
Интимность – одиночество – начало взрослого
периода;
Творческая активность – застой – средний
возраст;
Умиротворение – отчаяние – старость[7].
Первый кризис человек переживает на первом
году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются
ли его основные физиологические потребности
ухаживающим за ним человеком. В результате
положительного исхода у ребенка развивается
чувство доверия к окружающему миру. В
случае обратного исхода – соответственно,
недоверие.
Второй кризис связан с первым опытом
обучения, особенно с приучением ребенка
к чистоплотности. Если родители понимают
ребенка и помогают ему контролировать
естественные отправления, ребенок получает
опыт автономии. Напротив, слишком строгий
и непоследовательный контроль приводит
к развитию у ребенка стыда и сомнений,
связанных главным образом со страхом
потерять контроль над своим собственным
организмом.
Третий кризис соответствует второму
детству. В этом возрасте происходит самоутверждение
ребенка. Планы, которые он постоянно строит
и которые ему позволяют осуществить,
способствуют развитию у него чувства
инициативы. Наоборот, переживание повторных
неудач и безответственности могут привести
его к покорности и чувству вины.
Четвертый кризис происходит в школьном
возрасте. В школе ребенок учится работать,
готовясь к выполнению будущих задач.
В зависимости от царящей в школе атмосферы
и принятых методов обучения и воспитания
у ребенка развивается вкус к работе или
же, наоборот, чувство неполноценности
как в плане использования средств и возможностей,
таки и в плане собственного статуса среди
товарищей.
Пятый кризис переживают подростки обоих
полов в поисках идентификации (усвоения
образцов поведения значимых для подростков
людей). Этот процесс предполагает объединение
прошлого опыта подростка, его потенциальных
возможностей и выбора, который он должен
сделать сам. Неспособности подростка
к идентификации или связанные с ней трудности
могут привести к ее «распылению» или
же к путанице ролей, которые подросток
играет или будет играть в аффективной,
социальной или профессиональных сферах.
Шестой кризис свойственен молодым взрослым
людям. Он связан с поиском близости с
любимым человеком, вместе с которым ему
предстоит совершать цикл «работа – рождение
детей – отдых», чтобы обеспечить своим
детям надлежащее развитие.
Седьмой кризис переживается человеком
в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется
развитием чувства сохранения рода, выражающегося
главным образом в «интерес к следующему
поколению и его воспитанию». Этот период
жизни отличается высокой продуктивностью
в самых разных областях. Если, напротив,
эволюция супружеской жизни идет другим
путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости,
что обрекает супругов на существование
лишь для самих себя с риском оскудения
межличностных отношений.
Восьмой кризис переживается во время
старения. Он знаменует собой завершение
предшествующего жизненного пути, а разрешение
зависит от того, как этот путь был пройден.
Достижение человеком цельности основывается
на подведении им итогов своей прошлой
жизни и осознания ее как единого целого,
в котором уже ничего нельзя изменить.
Если человек не может свести свои прошлые
поступки в единое целое, он завершает
свою жизнь в страхе перед смертью и в
отчаянии от невозможоности начать жизнь
заново.
Пиаже
Совершенно другой, отличный от психоанализа
подход, предложил швейцарский учёный
Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного
(от лат. Cognitio – знание, познание) развития.
Он исследует первичную социализацию
как процесс обучения мышлению. Способности
к мышлению развиваются у ребенка по мере
прохождения им определенных стадий, связанных
с приобретением новых навыков познания
и обусловленных возрастными потребностями.
Ученый делит первичную социализацию
на следующие стадии:
- до 2-х лет – сенсомоторная стадия – формирование
способности к сохранению в памяти образов
предметов окружающего мира;
2 – 7 лет – предоперациональная стадия
– возникновение способностей к различению
предметов и символов или их значений;
7 – 11 лет – стадия конкретных операций
– овладение навыками мысленного манипулирования
предметами;
12 – 15 лет – стадия формальных операций
– формирование способностей к решению
абстрактных задач и осмыслению нравственных
проблем своей жизни[8].
Это что? Учебник по
возрастной психологии? Зачем нам данная
информация???
Информация о работе Семья как важнейший институт социализации в юношеском возрасте