Семья как важнейший институт социализации в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Ковальчук.docx

— 84.09 Кб (Скачать)

III. Психогенетический  подход связан с анализом собственно  психологических процессов, и  в нем самом можно выделить 3 разных течения. Концепции, объясняющие  поведение в терминах эмоций, влечений и других внерациональных  компонентов психики, называют  психодинамическими; концепции, объясняющие  изменения в психике с помощью  интеллектуальных, когнитивных структур, принято называть когнитивистскими  или когнитивно-генетическими; концепции,  исходящие из личности в целом,  называют персонологическими. Нам  уже знакомы представители всех  трех течений: в частности,  психодинамическое направление  представляют теории 3. Фрейда и  Э. Эриксона; персонологическое направление  связано с работами Э. Шпрангера,  Ш. Бюлер; когнитивистскую ориентацию  воплощают труды школы Ж. Пиаже,  Л. Кольберга.

 

Целью данной работы является: рассмотреть семейную социализацию как процесс формирования личности в юношеском возрасте.

 

Объект: семья как малая группа, и важнейший институт социализации.

 

Предмет: особенности социализации в семье.

Слишком большой объем введения. Сократить до 2-4 страниц, только самое  основное: проблема, кем разрабатывалась  вкратце. Пересмотреть объект и предмет, и их связь. Исходя из них поставить цель и задачи, которые будут отражены в параграфах.

 

Глава 1 Теоретическая  часть

Название главы?

1. Процесс социализации

 

1.1 Сущность социализации;

1.2 Этапы и агенты социализации;

1.3 Теории социализации;

1.4 Факторы социализации;

1.5 Средства и механизмы социализации;

1.6 Роль семьи в социализации юноши;

 

2. Семья как институт социализации

 

2.1 Понятие о семья;

2.2 Функции семьи;

2.3 Типология семей;

 

 

3. Влияние семьи  в юношеском возрасте

 

3.1 Юноша и семья;

3.2 Юноша и родители;

Это что????

 

 

 

 

 

 

 

                                         1.1  Сущность социализации

 

Нужно отметить, что сам термин « социализация» не имеет однозначного толкования

и в настоящее  время все чаще определяется как  двусторонний процесс. С одной

стороны, индивид  усваивает социальный опыт, входя  в определенную социальную

среду. С другой – в процессе социализации он воспроизводит  систему социальных

связей за счет вхождения в среду. Иными  словами, не только обогащается

опытом, но и  реализует себя. «В идеале, - отмечает А.В. Мудрик, -

социализированный человек должен быть способен противостоять  если не

обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам» [5. с. 33].

Также изучением  процесса  социализации  личности на разных этапах развития

общества  занимались многие ученые. Среди них  З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев,

Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон,

Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в

соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия

«социализация».

В психологическом  словаре дается следующее определение: «социализация - это

эволюционный  процесс, с ориентацией на итог овладения  и воссоздания субъектом

социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации,

в индивидуальной деятельности» [16, с. 289].

В социологии существует другая интерпретация данного  понятия. Так под

социализацией понимается процесс усвоения индивидом  образцов поведения,

социальных  норм и ценностей, необходимых для  его успешного функционирования в

данном обществе.

Мудрик А. В. под социализацией  понимает сочетание, приспособление и обособление человека в условиях конкретного общества [2, с. 5].

   В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

 

 

                                    1.2 Этапы и агенты социализации

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных  этапах. В самом общем виде этапы  социализации можно соотнести с  возрастной периодизацией жизни  человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:

1)младенчество (от рождения до 1 года)

2)раннее детство (1-3 года)

3)дошкольное детство (3-6 лет)

4)младший школьный возраст (6-10 лет)

5)младший подростковый (10-12 лет)

6)старший подростковый (12-14 лет)

7)ранний юношеский (15-17 лет)

8)юношеский  возраст (18-23 года)

9)молодость (23-30 лет)

10) раннюю  зрелость (30-40 лет)

11) позднюю  зрелость (40-55 лет)

12)пожилой возраст (55-65 лет)

13)старость (65-70 лет)

14) долгожительство  (свыше 70 лет)

Также в социализации можно  выделить этапы, которые делят процесс на две большие группы: первичная, охватывающая период детства, и вторичная, занимающая более длительный временной промежуток времени и включающая также в себя зрелый и преклонный возраст, социализации, с которыми также связаны агенты и институты социализации.  
  Термин «первичная» в социологии относится ко всему, что составляет непосредственное ближайшее окружение человека. Это его родители, браться, сестры, братья, близкие и дальние родственники – все это агенты первичной социализации. Собственно, это не только ближайшая к человеку среда, но и важнейшая сфера для его формирования, особенно на ранних стадиях развития. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Вот почему для первых этапов социализации важно присутствие семьи близко от ребенка и контроль над его развитием. Развитие человека  нельзя понять в отрыве от семьи, к которой он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которой лежат связи между индивидами и освоение социальных навыков. 
  В общем, процесс социализации личности можно разделить на 4 этапа: первое детство, детство и отрочество, зрелость и старость. К первичной социализации относится детство и отрочество.  
  Первое детство очень важно. Первые мгновенья жизни малыша имеют наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из родителей. В основе формирования этой связи лежат взгляды и, в особенности, улыбки. Известно, что, начиная со второй недели, малыш начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу и даже способен отличить лицо своей матери от лица чужого, незнакомого человека.  
Между 8-м и 12-м месяцами у ребенка начинают четко проявляться привязанности. Ребенок четко может определить, что у него пропал из виду знакомый предмет. Яркий пример: если ребенка отнять от матери и передать в руки незнакомому человеку, малыш разразится плачем, но не только потому, что ему страшно перед незнакомым человеком, то есть в незнакомой обстановке, а больше влияет на его реакцию неузнавание в новом лице материнских черт. Именно этот этап связан с развитием представлений о постоянстве. Кроме того, постоянное присутствие рядом социального партнера приводит на 8-м или 9-м месяце жизни представления у ребенка о собственной перманентности. 
  В отрочестве группы сверстников играют важную роль, ведь ребенок в таком возрасте гораздо легче и охотнее идентифицирует себя с другими подростками, нежели со старшими. Этот период связан с формированием установок и развитием идентификаций. 
  Первичная социализация завершается, когда в сознании индивида укоренено понятие «обобщенного другого» и все, что его сопровождает. С этого момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром.

 
Агенты первичной  социализации 
 
Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире – в социально сконструированной реальности. Природа в этом случае не позаботилась о подходящем «жилище» для человека, поэтому на протяжении всей своей жизни человек будет искать себе пристанище в виде профессии, статуса, должности, либо как-то еще. Важно, что это «место» кормит, поит, одевает человека и дает ему уверенность в завтрашнем дне. У ребенка до 15 лет нет такой «крыши», поэтому он существует в полной зависимости от родителей и от своих родных.  
  Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. 
Первичная социализация – сфера межличностных отношений, так что агенты социализации здесь играют главнейшую роль. Плюс они выполняют гораздо больше ролей и функций, нежели агенты вторичной социализации. Отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг и т.д. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Сверстники же равны ему. При этом разные социальные агенты как бы конкурируют друг с другом за право обладания преимущественного влияния на ребенка. Предположим, родители ребенка и его друзья, оказывают противоположное влияние на объект, при этом каждый дает ему неоценимые знания о том, как быть взрослым, или, наоборот, ребенком. То есть таким образом они облегчают ему переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. 
  Подразумевая конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». В первичной социализации агенты социализации могут называться также институтом социализации, если говорить о них в общем виде. Например, институт семьи.  
  Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Первичным институтом социализации можно также называть не только семью, но и школу, которая в которой ребенок испытывает большое влияние агентов. 
  Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. И напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, СМИ, армией, церковью и т.д. 
  Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.

 
Вторичная социализация 
 
Вторичная социализация, как уже было сказано, охватывает в большей степени зрелость и старческий период. Период зрелости характеризуется большим, по сравнению с предыдущим периодом, количеством друзей у молодых людей, состоящих в браке. В среднем, их число составляет семь человек, они подбираются по сходству вкусов, взглядов на мир, интересов и по географическому удобству общения. Деятельность в расцвете зрелости направлена на достижение поставленных жизненных целей, это не позволяет много времени уделять друзьям. Поддерживаются лишь самые прочные связи. 
  С приходом старости и теми драматическими событиями, что сопровождают этот период, жизнь человека переворачивается. Теряются дружеские связи. Но социализация личности на этом не заканчивается, ведь этот процесс длится всю жизнь, хотя и несколько меняет свое направление по сравнению с предыдущими этапами. 
  Доктор Орвиль Г. Брим приводил различия между социализацией взрослого и ребенка: социализация взрослого в большой степени направлена на изменение своего внешнего поведения, а детская – корректирует базовые ценностные ориентации; взрослые оценивают нормы, дети в большинстве случаев могут их только усваивать; социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыкам, социализация же детей формирует главным образом мотивацию их поведения.  
 

  То есть детям в их большинстве свойственно в основном усвоение получаемых данных и принятие их такими, какие они есть, без возможности обсуждать мнение взрослых, предположим, родителей. Взрослые люди вынуждены устанавливать себе приоритеты в сложных ситуациях, которые часто не совпадает с мнением их родителей или противоречит каким-то нормам .

 
Институты вторичной  социализации 
 
Как и в первичной социализации, во вторичной, или продолженной, есть свои агенты социализации. Первичные агенты социализации тоже играют здесь роль и могут также выступать как агенты вторичной. Агенты вторичной социализации – представители школы, университета, предприятия, армии и т.д., то есть все те, кто является представителем официальных структур и влияет на социальную деятельность человека. Термин «вторичная» обозначает тех, кто стоит во втором «эшелоне влияния», оказывает менее важное влияние, так как личность человека уже почти сформирована. И их воздействие обычно менее глубокое, чем у первичных. Вторичными в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. И именно они относятся к институтам социализации. Вторичные агенты выполняют одну или две функции и, в отличие от первичных, их влияние довольно ограниченно. Агенты не могут заменять друг друга, так как они выполняют различные функции и имеют узконаправленную специальность. Например, судья не может заменить бригадира или учителя. 
   Еще одно различие между агентами первичной и вторичной социализации – агенты вторичной социализации получают за свою деятельность материальное вознаграждение []. 

                                                   1.3 Теории социализации 
 
Большинство концепций, которые разбирают основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации. 
 
Кули – Мид           ?????? 
 
Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.  
 
Огромное значение в социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные группы (семья, друзья, и т. д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», которое Ч. Кули назвал «зеркальным Я». Другие люди – это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное «Я» как некую сумму зеркальных «Я», отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое «Я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. 
 
«Зеркальное Я» становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения. 
 
Дж. Мид развил дальше и систематизировал теорию «зеркального Я».  
 
Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей.  
 
Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Входе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли (к которым у них может быть различное ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним. 
 
По мнению Дж. Мида, этот процесс включает в себя несколько стадий, связанных с формированием «Я»:  
 
1)  стадию имитации – копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы; 
 
2) игровая стадия – проигрывание ролей, ролевые игры, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, воспитателя, продавца и т. д. 
 
3)  стадия коллективных игр – осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»[5]. 
 
Г.Мид выходит за рамки исключительного межиндивидуального взаимодействия на уровень группы и вводит понятия “значимого другого”, “роль обобщённого другого” и т.п. Значимыми для формирования индивида являются не все реакции (зеркала), а лишь некоторые – “значимые другие”. Индивид проводит отбор значимых для него “других” и тем самым принимает ответственность за свой выбор и своё действие. 
 
«Обобщенный другой» - по Дж. Г. Миду – это возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном «другом». Это представление включает совокупность ожиданий, установок, ценностей группы, на которые индивид ориентирует свое поведение. 
 
Фрейд – Эриксон 
 
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.  
 
В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»). Ид («Оно») – это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид – источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.  
 
Эго («Я») – та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.  
 
Следующая часть структуры личности – Суперэго («Сверх-Я»). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т. е. с коллективным сознанием. 
 
Следуя концепции З. Фрейда, можно выяснить, что индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. 
 
В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: 
 
- оральная – ребенок получает удовлетворение от жизни через рот, например, вместе с едой; 
 
- анальная – ребенок учится ходить на горшок; 
 
- фаллическая – осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений; 
 
- генитальная – на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости[6]. 
 
Идеи З. Фрейда, о которых ранее уже упоминалось, были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном, американским психологом. Он предложил ввести критерии психического развития «Я», связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. По его мнению, как и в современной теории, процесс социализации не заканчивается в подростковом периоде, а продолжается и позднее, весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяют восемь стадий человеческого развития, пять из которых приходится на детство, а последние три приходятся на определенные периоды жизни взрослых. Эти стадии стали сегодня общепризнанными: 
 
Доверие – недоверие – грудной возраст; 
 
Автономия – сомнение – 1-2 года; 
 
Инициатива – чувство вины – 3-5 лет; 
 
Трудолюбие – неполноценность – 6-11 лет; 
 
Идентификация – диффузия – юность, 12-18 лет; 
 
Интимность – одиночество – начало взрослого периода; 
 
Творческая активность – застой – средний возраст; 
 
Умиротворение – отчаяние – старость[7]. 
 
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются ли его основные физиологические потребности ухаживающим за ним человеком. В результате положительного исхода у ребенка развивается чувство доверия к окружающему миру. В случае обратного исхода – соответственно, недоверие. 
 
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий и непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда и сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над своим собственным организмом. 
 
Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины. 
 
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов обучения и воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, наоборот, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, таки и в плане собственного статуса среди товарищей. 
 
Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростков людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать сам. Неспособности подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональных сферах. 
 
Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. 
 
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося главным образом в «интерес к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет другим путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений. 
 
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознания ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможоности начать жизнь заново. 
 
Пиаже 
 
Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного (от лат. Cognitio – знание, познание) развития. Он исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными потребностями. Ученый делит первичную социализацию на следующие стадии: 
 
- до 2-х лет – сенсомоторная стадия – формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира; 
 
2 – 7 лет – предоперациональная стадия – возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений; 
 
7 – 11 лет – стадия конкретных операций – овладение навыками мысленного манипулирования предметами; 
 
12 – 15 лет – стадия формальных операций – формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни[8]. 
Это что? Учебник по возрастной психологии? Зачем нам данная информация???

Информация о работе Семья как важнейший институт социализации в юношеском возрасте