Семья как важнейший институт социализации в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Ковальчук.docx

— 84.09 Кб (Скачать)

                                                           Введение

   С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора  воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с  особой воспитательной ролью семьи  возникает вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительные  и минимизировать отрицательные  влияния семьи на поведение развивающейся  личности. Для этого необходимо четко  определить внутрисемейные социально-психологические  факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в  семье индивид получает первый жизненный  опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными  примерами, чтобы он видел, что у  взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать  отрицательным примерам родителей.

Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьей и в семье  процессы безусловно отражаются на процессе становления личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым» усложняют процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.

Социализация  – это процесс приобщения к  принятым в обществе и его подсистемах  ценностям и нормам. В широком  смысле слова социализация длится всю  жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с  другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее  воздействие на личность посредством  нормативного и информационного  влияния. Именно семья является первичным  источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность  сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.

 

                                             Актуальность проблемы

В настоящее  время не только в нашей Республике, но и в других странах  в связи со сменой политической, экономической и духовной ориентации основные агенты социализации находятся в кризисе. И на сегодняшний день не каждая семья способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми.

  Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья является важнейшим институтом социализации личности, где человек получает первый опыт социального взаимодействия. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Существует  проблема детско-родительских отношений, которая определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.

 Таким  образом, проблема состоит в  том, что семья не выполняет  свои функции, что приводит  к изменению отношений между  родителями и детьми. А самое  главное семья теряет свою  значимость для ребенка.

 

                                                     Проблемное поле

Отношение к  семье в ходе взросления меняется следующим образом. Созревание когнитивных  и эмоциональных функций может  вести к тому, что молодые люди используют свои способности в форме  критики, сомнений и противодействия  ценностям, установкам и образу действий взрослых. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей, и поэтому происходит перенос центра социализации из семьи в группу ровесников, что приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями Такое «обесценивание» - проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.

                                                     Кем исследовалось.

 

    В первую очередь можно выделить работы Макаренко. Среди педагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

  Вторая половина нынешнего столетия вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, О.П. Клыпа, Т.А. Маркова, В.Я. Титаренко, Я.А. Ярцимович и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на исследование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания, как-то: становление начал коллективизма (Л.В. Загик), формирование нравственно-волевых качеств (В.П. Дуброва, Н.А. Стародубова, Х.А. Тагирова), заботливого отношения к окружающим (И.С. Хоменко), взаимосвязь самооценок детей и родителей (М.М. Абрелева) и др. Предметом изучения стали различные виды деятельности детей в условиях домашнего воспитания: игра (Г.Н. Гришина, В.М. Иванова), труд (Д.О. Дзинтаре). Работы современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике домашнего воспитания (С.В. Ковалев, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская, О.А. Шаграева). Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л. Зверева, В.К. Котрыло, Е.И. Наседкина Р.К. Сережникова и др.), линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е.С. Бабунова, В.И. Безлюдная, А.И. Захаров).

  Большинство психологов XIX и начала XX в. исходили из «романтической» модели юности. Начиная с 20-х гг. XX в. картина меняется. Этнографическими исследованиями были установлены значительные различия в процессах и способах социализации в юности. Так, М. Мид, Р. Бенедикт связали длительность и содержание юности с тем, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет конкретное общество к ребенку и взрослому. Там, где этот разрыв невелик, развитие протекает плавно и ребенок достигает взрослого статуса постепенно, без резких конфликтов. В сложных обществах Запада требования значительно различаются и часто даже противоположны (детство – время игры и свободы, взрослость – время труда и ответственности; от ребенка требуют зависимости и послушания, от взрослого – инициативы и самостоятельности; ребенка считают существом бесполым и ограждают от сексуальности, в жизни взрослых сексуальность играет важную роль и т.д.), поэтому контрасты рождают длительный период усвоения новых социальных ролей, вызывая ряд внешних и внутренних конфликтов.

   Ни один исследователь развития не прошел мимо проблем подросткового и юношеского возраста. С известным упрощением можно выделить 3 главных подхода к юношескому возрасту: биогенетический, социогенетический и психогенетический.

I. Биогенетический  подход ставит во главу угла  процессы биологического созревания  и рассматривает другие процессы  как производные от созревания. Анализируя подростковый возраст,  мы уже упоминали идеи С.  Холла о повторении филогенетических  стадий в онтогенезе. Не разделяя  подростковый и юношеский возраст,  он соотнес переходный период  в целом (от 12-13 до 22-25 лет) с  историческим периодом романтизма, «бури и натиска». Другой вариант  биогенетической концепции представлен  работами Э. Кречмера и Э.  Йенша, идеи которых развивал  Э. Конрад. Он предположил, что  выделенные Э. Кречмером характеристики приложимы к возрастным стадиям: предподростковый возраст с его бурными вспышками является преимущественно «циклоидным», а юность с ее тягой к самоанализу – типично «шизоидным» периодом. Насколько трудной и болезненной будет юность, зависит от степени совпадения биологически заданных личностных свойств и свойств соответствующей фазы развития. Юность шизоидной личности протекает сложно и болезненно, поскольку возрастные свойства ее усугубляются индивидуально-типологическими, а циклоидная личность переживает юношеские тревоги в мягкой, ослабленной форме; свойства возраста уравновешиваются ее типологическими свойствами. В. Целлер в книге «Конституция и развитие» (1952) связующим звеном между психическим и соматическим развитием считал изменения в строении тела ребенка и осознание этих изменений.

В большинстве  теорий «чистый» биогенетический подход соединяется с некоторыми другими  положениями. Так, А. Гезелл сопровождает положения о росте и развитии идеей культурных влияний. Он пишет, что «культура модулирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций  развития». Юношеский возраст он соотносит с периодом от 11 до 21 года. На основе лонгитюдных исследований 165 детей А. Гезелл описывал важные новообразования  каждого года жизни. Так, он считал, что в 11 лет начинается перестройка  организма и ребенок становится импульсивным, негативным, ему свойственны  частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет турбулентность частично проходит; отношение к миру становится более  позитивным, растет автономия подростка  от семьи и одновременно – влияние  сверстников. Главные черты этого  возраста – разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет  инициативу, начинает заботиться о  внешности и интересоваться представителями  противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего подростка – обращение  вовнутрь, он становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе; соматические сдвиги усиливают и  без того частые колебания настроения.

В 14 лет интроверсия  сменяется экстраверсией, подросток  экспансивен, энергичен, общителен, нарастают  его уверенность в себе, а также  интерес к другим людям и различиям  между ними; он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицируется с героями книг и литературы, узнавая  в них собственные черты. Сущность 15-летия, по А. Гезеллу, выражается в  нарастании индивидуальных различий. Новообразования этого возраста – дух независимости, который  делает отношения подростка в  семье и школе напряженными; жажда  свободы от внешнего контроля сочетается с развитием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Все это повышает ранимость и восприимчивость к вредным влияниям.

В 16 лет, по А. Гезеллу, снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности; значительно увеличиваются внутренняя самостоятельность, эмоциональная  уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.

II. Социогенетический  подход акцентирует внимание  на социальных факторах развития, процессах социализации. Так, например, теория К. Левина связывает  проблемы юношества с факторами  окружающей среды, считая поведение  человека функцией одновременно  личности и ее среды. Новыми  процессами переходного возраста  К. Левин считает расширение  жизненного мира личности, круга  ее общения, групповой принадлежности  и типа людей, на которых  она ориентируется. Поведение  юноши отличается маргинальностью  (промежуточностью): он уже не  ребенок, но еще и не взрослый, что создает внутренние противоречия, неопределенность внутренних притязаний, повышенную застенчивость и одновременно  агрессивность, склонность принимать  крайние позиции и точки зрения.

Информация о работе Семья как важнейший институт социализации в юношеском возрасте