Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:25, реферат
Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи.
Цель данной работы показать семью как комплексное социальное явление, как субъект педагогического взаимодействия.
Введение
1. Семья как субъект педагогического взаимодействия
1.1 Семья как жизнедеятельная система
1.2 Функции семьи
1.3 Проблемы семьи
2. Социально-педагогические аспекты развития личности
Заключение
Источники информации
Академия Социального Образования (КСЮИ)
Социально-экономический факультет
Реферат
по дисциплине «Психология и педагогика»
на тему
«Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»
Оглавление
Введение
1. Семья как субъект педагогического взаимодействия
1.1 Семья как жизнедеятельная система
1.2 Функции семьи
1.3 Проблемы семьи
2. Социально-педагогические аспекты развития личности
Заключение
Источники информации
Введение
Семья является фундаментальной
социальной ячейкой общества. От ее
морального и физического здоровья
зависит эффективность
Дети в ходе жизни
познают семью как важную ячейку
общества, основанную на любви. Семья
формируется как дружный
Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи.
Цель данной работы
показать семью как комплексное
социальное явление, как субъект
педагогического
1. Семья как субъект педагогического взаимодействия
1.1 Семья как жизнедеятельная система
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.
Существует много определений семьи, но, на мой взгляд, наиболее полно его дает наука социология. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.
Известный отечественный
социолог Баранов С.П. определяет семью
как основанное на браке и кровном
родстве объединение людей
Под социальным институтом
понимается организованная система
связей и социальных норм, которые
объединяет значимые общественные ценности
процедуры, удовлетворяющие основным
потребностям общества. В этом определении
под общественными ценностями понимаются
разделяемые идеи и цели, под общественными
процедурами - стандартизированные
образцы поведения в групповых
процессах, а под системой социальных
связей - сплетение ролей и статусов,
посредством которых это
Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Таким образом, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Каждый социальный
институт имеет специфические
- функция закрепления
и воспроизводства
- регулятивную функцию;
- интегративную функцию;
- транслирующую функцию;
- коммуникативную функцию.
Существуют функции явные (перечисленные) и латентные (скрытые), которые должны являться предметом пристального исследования социальных структур, так как помогают определить истинную картину социальной жизни.
1.2 Функции семьи
Существование семьи,
как и все социальных институтов,
обусловлено общественными
Социальные функции семьи обусловлены не только потребностью общества, но и потребностью самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением, как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.
Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
Репродуктивная функция. Выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
Воспитательная функция. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.
· Первый - формирование
личности ребенка, развитие его способностей
и интересов, передача детям взрослыми
членами семьи (матерью, отцом, дедушкой,
бабушкой и др.) накопленного обществом
социального опыта, обогащение их интеллекта,
эстетическое развитие, содействие их
физическому совершенствованию, укреплению
здоровья и выработке навыков
санитарно-гигиенической
· Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.
· Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Хозяйственно-экономическая
Восстановительная функция. Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Регулятивная функция. Назначен
Семья как социальная
общность является первичным элементом,
опосредующим связь личности с обществом:
она формирует у ребенка
Коммуникативная функция. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговая функция. Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Социально-статусная функция. Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция. Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения. Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция. Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
1.3 Проблемы семьи
Проблемы, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений следующие:
· Увеличение малообеспеченных слоев населения;
· Увеличение социальной и географической мобильности;
· Миграция, в том числе и за пределы государства;
· Ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);
· Фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;
· Рост количества неполных семей;
· Повышение коэффициента иждивенчества;
· Население в семье, социальное сиротство.
За всем этим - совместная
ответственность
Сегодня, под лозунгом перехода к рынку, продолжается разрушение уникальных систем социальной инфраструктуры детства, прежде всего, в результате уменьшения возможностей и финансирования. Коммерциализация делает эти учреждения недоступными для большинства детей; часть из них, не справились с финансовыми трудностями, закрываются. Теряется высококвалифицированный кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдают дети, лишенные возможности развиваться, отдыхать, заниматься в познавательных кружках и объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют отряды бомжей, наркоманов, малолетних правонарушителей. Сейчас как никогда остро, ощущается слабость или полное отсутствие многих элементов социальной защищенности россиян. Если взять область личных доходов, то минимальная зарплата, максимальная пенсия, а также новые размеры всех основных социальных выплат ещё очень далеки от стандартов, способных обеспечить сколько-нибудь сносное существование людей.
Резкое расслоение
и обеднение большинства