Семья как институт социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
Раскрытие темы «Семья как институт социализации » заключается в наиболее детальном рассмотрении её важнейших отличительных особенностях и черт, то есть необходимо рассмотреть семью в качестве социального института и в качестве малой социальной группы. Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.

Содержание

Введение…………………………………………3
Глава I. Семья как институт социализации………….8
1.1 Понятие «семьи»…………………………………………………................8
1.2 Семья как институт социализации , ее роль и функции.………………..15
1.3 Проведение исследования …………………………. ……………………. 26
Заключение……………………………………….29
Список литературы………………………………30
Приложение ……………………………………...32

Работа содержит 1 файл

психан.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     Коммуникативная функция заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях - общении и уединении.

     Таким образом, существование человека в  настоящее время организовано в  форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных  случаях может быть с большим  или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может  выполняться только в семье.

     В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приоритетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной является биологическая (репродуктивная) функция, тогда как для пожилой  пары важнее - эмоциональная.

     В своём единстве перечисленные функции  представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе  дисфункции, т.е. рассогласования в  их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза её распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.

     Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма многообразны.

     Экономические:

  • прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды);
  • низкий уровень заработной платы или её невыплата;
  • безработица;
  • семьи пенсионеров (последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности).

     Асоциальные:

  • алкоголизм семьи или одного из её членов;
  • наркомания;
  • проституция.

     Психологически-этические:

  • жестокость;
  • агрессивность;
  • грубость;
  • конфликтность;
  • ревность;
  • супружеская неверность;
  • эгоизм;
  • неуравновешенность характеров.

     Медицинские:

  • хронические инфекционные (например, туберкулёз) и венерические заболевания;
  • психические и сексуальные отклонения.

     Таким образом, мы рассмотрели основные функции  современной семьи и определили социальное значение семьи, которое  вытекает из выполняемых ею функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Проведение исследования

В МОУ  СОШ № 4 г. Лабинска я провела исследование на анализ взаимоотношений в семье.

В эксперименте участвовали 15 учащихся 6-го класса из них 6 девочек и 9 мальчиков.

С помощью  Методики изучения семейного воспитания: «Опросник социализации для подростков "Моя семья"»( приложение 1)

Мы выявили что:

46,5%- менее благополучные  семьи ( выше среднего)

46,5%-удовлетворительные  семьи ( средние)

6,8%- благополучные   

Так как семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. И именно в семье развивается и укрепляется характер и самооценка ребенка, поэтому хочу посоветовать родителям уделять своим детям побольше внимания и прислушиваться к мнению детей.

В своей курсовой работе я согласна с мнением А.Г  Харчева. Харчев А.Г. определял семью как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Я провела исследование в своей семье по структуре моя семья нуклеарная, по форме брака  моногамия. В эксперименте  участвовали Сичук Сергей Васильевич и Сичук Ирина Владимировна.

С помощью теста  «супружеских отношений» (приложение2) я выявила что:

По сумме набранных баллов  Сичук И.В 10 +11 Сичук С.В =21

От 11 до 29 очков :нельзя сказать, что в вашей семье совершенно не делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам можно и нужно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите, и вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека, возможно, ищут… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                таблица1

 
Ф.И.О
№ вопроса
 
1
 
2
 
3
 
4
 
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24

       

ответы Итого
Будеев  Д 1 1 3 5 5 3 5 8 4 4 4 5 5 4 5 4 1 1 1 3 1 1 5 1 82
Гуньков Н 3 1 3 5   3 5 5 5 5 3 1 5 3 5 5 3 1 3 5 1 1 5 5 81
Громов  Е 5 1 3 5 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 5 1 1 48
Козлитин  О 2 2 3 4 5 2 1 5 5 2 5 5 5 5 5 4 3 2 3 5 1 2 5 4 85
Куликов А 1 1 5     3 1 5 3 1 3 5 5 3 5 5 5 1 3 5 1 1 3 1 66
Паномаренко Д 1 1   3 5 1 1 1 1 1   5 3   5 1 2 1   3 1 5 5 1 47
Потапов А 1 1 1 5 5 1 1 1 1 1 1 5 5 3 2 1 1   1 3 1 5 5 1 52
Серебряников  А 3 4 3 5 3 4 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 1 3 3 1 5 5 5 88
Ширяев  И 1 1 5 1 5 3 5 5 1 5 1 1 5 3 5 5 5 1 3 3 1 1 1 5 72
Алексейченко  Е 1 1 1 2 5 2 1 4 4 2 5 5 3 5 5 4 4 3 2 3 2 1 5 5 71
Амирова О 1 1 1 1 4 1 1 5 4 5 3 5 5 3 5 5 3 4 5 1 5 1 4 4 77
Бочарникова Ю 4 5 4 3 5 4 1 3 1 5 4 3 5 5 5 5 5 5 4 4 5 1 5 5 99
Григоренко  Е 3 4 5 3 1   2 3 2     4 4   5 2 3   5   2   4 4 56
Рогозина  В 1 1 3 5 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 5 1 5 43
Сухомлина Я 4 2 1 2 5 2 1 5 4 2 5 4 5 3 5 4 1 3 1 5 3 2 4   73

 

      Заключение 

     Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

     Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей?

     Наличие личных потребностей в семье и детях,  влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

     Таким образом, мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем  развитие общества в целом.

 

     

Список  литературы: 
 

1. Баранова Л.Д. Ершов Д.А. Социально-психологическая работа с учащимися. - Волгоград: Учитель, 2007. - 320 с.

2.Бабосов Е.М.  Прикладная социология. Учеб. пос.  – Минск: Тетра Системс, 2000.   Рек.

3. Борисенко М.В. Семья и двор русских крестьян Западной Сибири конца XVI -- середины XIX вв. - СПб., 1998. - С. 30.

4. Бромлей Ю. Кашуба М. Брак и семья у народов Югославии. - М.: Наука, 1992. - 240 с.

5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - 160 с.

6. Ганцкая О.Я. Семья: общие понятия, принципы типологизации // Этно-социальные аспекты изучения семьи у народов Зарубежной Европы. - М., 1987. С. 5-14.

7.Гидденс Энтони. «Социология» (Учебник 90-х годов, реферированное издание). – Челябинск, 1991.

8. Голод С.И. «Личная жизнь, любовь, отношения полов». – С.-П., 1990.

9. Гребенников  И.В. «Основы семейной жизни:  учебное  пособие  для   студентов педагогических институтов».  – М., Просвещение, 1991.

10. Григорьева Е. «Остров спасения» // «Семья и школа», 2001, № 1-2. - С. 3.

11. Зритнева Е.И. Социология семьи. - М.: Владос,2006. - 150 с.

12.Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учеб. пос. – М.: Логос, 2000.   Рек.

13. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. - М.: Дашков и К, 2007. - 224 с.

14.Кравченко А.И. Основы социологии. Учеб. пос. – М.: Академ. проект, 2000

15.Лавриненко В.Н. / Под ред. «Социология» Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2000.   Рек.

16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 2000. - 200с.

17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2005. - 480 с.

18.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000

 19.Рымаков Н.Т. Семья как объект работы социального педагога. - М. Владос, 208. - 352 с.

 20.Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М.: Академпроект, 2004. - 496 с.

 21.Фирсов М.В. Технология социальной работы. - М.: Академпроект, 2007. - 432 с.

 22.Фролов С.С. Социология. - СПб.: Питер, 2007. - 286 с.

23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

 24.Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.

25.Якушкина П.О. «Психология отношений» - С- П., 2004 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Приложение1

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

Методика изучения семейного воспитания  
За основу взята методика О. И. Маткова. Она может быть использована для изучения мнений учащихся (анализ взаимоотношений в семье, методов воспитания), родителей (самоанализ тех же аспектов), что дает возможность сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье.

 
Перед проведением исследования с  учащимися или их родителями проводится инструктаж: объясняются цель проведения данной методики, правила ответов на вопросы анкеты. Например: 
Инструкция для подростков. «Ребята, вам предлагается ряд вопросов, правдивые ответы на которые дадут вам возможность преодолеть некоторые трудности в общении с родителями».

На доске необходимо написать варианты возможных ответов (выбрать необходимо один): 
1) Конечно, да (конечно, мать). 
2) Видимо, да (видимо, мать) 
3) Не знаю (конечно, отец) 
4) Видимо, нет (видимо, отец) 
5) Конечно, нет (оба родителя)

На своих листочках  ребята должны написать фамилию, имя, с кем живут. Вопросы переписывать не надо, ставить только номер вопроса и номер ответа (например, 1-5, 2-1, и т. д.). (Для некоторых вопросов, их всего три, следует выбирать ответы с указанием матери или отца.)

1. Сердятся ли родители, если Вы спорите с ними? 
2. Часто ли родители помогают Вам в выполнении домашних заданий? 
3. С кем Вы чаще советуетесь, с матерью или отцом, когда нужно принять какое-либо решение? 
4. Часто ли родители соглашаются с Вами в том, что учитель был несправедлив к вам? 
5. Часто ли родители Вас наказывают? 
6. Правда ли, что родители не всегда понимает Вас, ваше состояние? 
7. Верно ли, что Вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов? 
8. Действительно ли, что у Вас в семье нет общих занятий и увлечений? 
9. Часто ли в ответ на Вашу просьбу разрешить Вам что–либо родители отвечают, что это нельзя? 
10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы Вы не дружили с кем-либо из ваших товарищей? 
11. Кто является главой в Вашей семье: мать или отец? 
12. Смеются ли родители над кем-нибудь из Ваших учителей?

13. Часто ли  родители разговаривают с Вами  раздраженным тоном? 
14. Кажется ли Вам, что у Вас в семье холодные, недружеские отношения между родителями? 
15. Верно ли, что в Вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах? 
16. Правда ли, что родители не обсуждают с Вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов? 
17. Считают ли Вас родители капризным ребенком? 
18. Часто ли родители настаивают на том, чтобы Вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются в этом вопросе лучше Вас? 
19. С кем из родителей Вы больше общаетесь? 
20. Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа? 
21. Наказывали ли Вас более сурово, чем других детей? 
22. Часто ли Вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам? 
23. Верно ли, что у Вас нет ежедневных домашних обязанностей? 
24. Правда ли, что родители не ходят с Вами в театры, музеи, на выставки и концерты?

Ответы «5», «конечно, нет» — указывают на максимальное положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору — 15.

Ответы «1», «конечно, да» — указывают на педагогически  отрицательное проявление данного  фактора. Минимальная сумма баллов по одному фактору — 3.

Максимальная сумма баллов по всем факторам — 120, минимальная — 24.

Уровни взаимоотношений в семье

 
— Благополучный (высокий)
— 120-96 баллов
— Менее  благополучный (выше среднего) — 95-72 балла
— Удовлетворительный (средний) — 71-47 баллов
— Неблагополучный (низкий) — 46-24 балла
 
 

Приложение2

Тест супружеских отношений

Этот тест выполняется  вдвоем!

  1. Есть ли у Вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений?

А) Да – 1 очко 
Б) Нет, такой необходимости в выяснении отношений нет – 0 очков 
В) Такое выяснение отношений бесполезно – 2 очка.

  1. Когда Вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли Вы сделать это прямо, без обиняков?

А) Да – 0 
Б) Да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка – 1 
В) Об этом не может идти и речи – 2

  1. Считаете ли Вы, что Ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит?

А) Да – 1 
Б) Не имею представления – 2 
В) Я в курсе всех его проблем – 0

  1. Можете ли Вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?

А) Да – 1 
Б) Не всегда, нужно выждать подходящий момент – 1 
В) В большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени – 2

  1. Когда Вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы Ваши формулировки были точными?

А) Да, я обдумываю, взвешиваю свои слова – 1 
Б) Нет, мы прямо говорим то, что думаем – 2 
В) Высказываю свое мнение, но прислушиваюсь к чужому – 0

  1. Когда Вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у Вас такого чувства, что Вы тем самым обременяете его?

А) Да, так часто  бывает – 2 
Б) Он просто не вникает в мои проблемы – 1 
В) Он всегда проявляет участие – 0

  1. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим?

А) Случается, что  и так – 2 
Б) Мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой – 1 
В) Мы решаем и обсуждаем всё вместе - 0

  1. Не задумывались ли Вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с друзьями, чем со своим спутником жизни?

А) Иногда это  случается – 1 
Б) Нет, свои проблемы я обсуждаю со своим супругом – 0 
В) Друзья меня лучше понимают – 2

  1. Не бывает ли так, что когда партнер разговаривает с Вами, Вы думаете о чем-то другом?

А) Бывает и так  – 2 
Б) Нет, я слушаю внимательно – 0 
В) Если я чувствую, что рассеян(на), то стремлюсь сосредоточить свое внимание – 1

  1. В разговоре Вы пытаетесь прежде всего высказаться сами?

А) Непременно – 2 
Б) Обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует – 0 
В) Считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами – 1

А теперь оба  супруга должны подсчитать и сложить  вместе набранные очки. 
Итак…

От 0 до 10 очков: в вашей семье принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У Вас нет потребности делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что дома Вас понимают лучше.

 
От 11 до 29 очков: нельзя сказать, что в вашей семье совершенно не делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам можно и нужно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите, и вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека, возможно, ищут… 
 
 
 

 

Информация о работе Семья как институт социализации