Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:11, курсовая работа
Цель курсовой работы:
Раскрытие темы «Семья как институт социализации » заключается в наиболее детальном рассмотрении её важнейших отличительных особенностях и черт, то есть необходимо рассмотреть семью в качестве социального института и в качестве малой социальной группы. Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Введение…………………………………………3
Глава I. Семья как институт социализации………….8
1.1 Понятие «семьи»…………………………………………………................8
1.2 Семья как институт социализации , ее роль и функции.………………..15
1.3 Проведение исследования …………………………. ……………………. 26
Заключение……………………………………….29
Список литературы………………………………30
Приложение ……………………………………...32
Коммуникативная функция заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях - общении и уединении.
Таким
образом, существование человека в
настоящее время организовано в
форме семейного образа жизни. Каждая
из функций в каких-то частных
случаях может быть с большим
или меньшим успехом
В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приоритетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной является биологическая (репродуктивная) функция, тогда как для пожилой пары важнее - эмоциональная.
В своём единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза её распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма многообразны.
Экономические:
Асоциальные:
Психологически-этические:
Медицинские:
Таким
образом, мы рассмотрели основные функции
современной семьи и определили
социальное значение семьи, которое
вытекает из выполняемых ею функций.
1.3 Проведение исследования
В МОУ СОШ № 4 г. Лабинска я провела исследование на анализ взаимоотношений в семье.
В эксперименте участвовали 15 учащихся 6-го класса из них 6 девочек и 9 мальчиков.
С помощью Методики изучения семейного воспитания: «Опросник социализации для подростков "Моя семья"»( приложение 1)
Мы выявили что:
46,5%- менее благополучные семьи ( выше среднего)
46,5%-удовлетворительные семьи ( средние)
6,8%- благополучные
Так как семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. И именно в семье развивается и укрепляется характер и самооценка ребенка, поэтому хочу посоветовать родителям уделять своим детям побольше внимания и прислушиваться к мнению детей.
В своей курсовой работе я согласна с мнением А.Г Харчева. Харчев А.Г. определял семью как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Я провела исследование в своей семье по структуре моя семья нуклеарная, по форме брака моногамия. В эксперименте участвовали Сичук Сергей Васильевич и Сичук Ирина Владимировна.
С помощью теста «супружеских отношений» (приложение2) я выявила что:
По сумме набранных баллов Сичук И.В 10 +11 Сичук С.В =21
От 11
до 29 очков :нельзя сказать, что в вашей
семье совершенно не делятся друг с другом
своими проблемами. Но есть ряд вещей,
о которых вам можно и нужно было бы говорить.
Но вот этого не происходит. Существуют
вопросы, о которых вы не говорите, и вы
оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет
к отчуждению, потому что каждый чувствует
необходимость иметь рядом человека, который
бы его понимал. И такого человека, возможно,
ищут…
Ф.И.О |
№ вопроса | ||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24
| ||
ответы | Итого | ||||||||||||||||||||||||
Будеев Д | 1 | 1 | 3 | 5 | 5 | 3 | 5 | 8 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 5 | 1 | 82 |
Гуньков Н | 3 | 1 | 3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 1 | 5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 1 | 3 | 5 | 1 | 1 | 5 | 5 | 81 | |
Громов Е | 5 | 1 | 3 | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 48 |
Козлитин О | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 1 | 5 | 5 | 2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | 2 | 3 | 5 | 1 | 2 | 5 | 4 | 85 |
Куликов А | 1 | 1 | 5 | 3 | 1 | 5 | 3 | 1 | 3 | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 1 | 3 | 5 | 1 | 1 | 3 | 1 | 66 | ||
Паномаренко Д | 1 | 1 | 3 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 3 | 5 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 5 | 5 | 1 | 47 | ||||
Потапов А | 1 | 1 | 1 | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 5 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 5 | 5 | 1 | 52 | |
Серебряников А | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | 1 | 5 | 5 | 5 | 88 |
Ширяев И | 1 | 1 | 5 | 1 | 5 | 3 | 5 | 5 | 1 | 5 | 1 | 1 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 5 | 72 |
Алексейченко Е | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 2 | 1 | 4 | 4 | 2 | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 5 | 5 | 71 |
Амирова О | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 1 | 5 | 1 | 4 | 4 | 77 |
Бочарникова Ю | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 1 | 3 | 1 | 5 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 1 | 5 | 5 | 99 |
Григоренко Е | 3 | 4 | 5 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 5 | 2 | 3 | 5 | 2 | 4 | 4 | 56 | |||||||
Рогозина В | 1 | 1 | 3 | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 5 | 1 | 5 | 43 |
Сухомлина Я | 4 | 2 | 1 | 2 | 5 | 2 | 1 | 5 | 4 | 2 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 | 1 | 3 | 1 | 5 | 3 | 2 | 4 | 73 |
Заключение
Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей?
Наличие личных потребностей в семье и детях, влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.
Таким образом, мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.
Список
литературы:
1. Баранова Л.Д. Ершов Д.А. Социально-психологическая работа с учащимися. - Волгоград: Учитель, 2007. - 320 с.
3. Борисенко М.В. Семья и двор русских крестьян Западной Сибири конца XVI -- середины XIX вв. - СПб., 1998. - С. 30.
4. Бромлей Ю. Кашуба М. Брак и семья у народов Югославии. - М.: Наука, 1992. - 240 с.
5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - 160 с.
6. Ганцкая О.Я. Семья: общие понятия, принципы типологизации // Этно-социальные аспекты изучения семьи у народов Зарубежной Европы. - М., 1987. С. 5-14.
7.Гидденс Энтони. «Социология» (Учебник 90-х годов, реферированное издание). – Челябинск, 1991.
8. Голод С.И. «Личная жизнь, любовь, отношения полов». – С.-П., 1990.
9. Гребенников
И.В. «Основы семейной жизни:
учебное пособие для
студентов педагогических
10. Григорьева Е. «Остров спасения» // «Семья и школа», 2001, № 1-2. - С. 3.
11. Зритнева Е.И. Социология семьи. - М.: Владос,2006. - 150 с.
12.Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учеб. пос. – М.: Логос, 2000. Рек.
13. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. - М.: Дашков и К, 2007. - 224 с.
14.Кравченко А.И. Основы социологии. Учеб. пос. – М.: Академ. проект, 2000
15.Лавриненко В.Н. / Под ред. «Социология» Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2000. Рек.
16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 2000. - 200с.
17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2005. - 480 с.
18.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000
19.Рымаков Н.Т. Семья как объект работы социального педагога. - М. Владос, 208. - 352 с.
20.Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М.: Академпроект, 2004. - 496 с.
21.Фирсов М.В. Технология социальной работы. - М.: Академпроект, 2007. - 432 с.
22.Фролов С.С. Социология. - СПб.: Питер, 2007. - 286 с.
23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
24.Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.
25.Якушкина П.О.
«Психология отношений» - С- П., 2004
Приложение
Приложение1
Приложение2Тест супружеских отношенийЭтот тест выполняется вдвоем!
А) Да – 1 очко
А) Да – 0
А) Да – 1
А) Да – 1
А) Да, я обдумываю,
взвешиваю свои слова – 1
А) Да, так часто
бывает – 2
А) Случается, что
и так – 2
А) Иногда это
случается – 1
А) Бывает и так
– 2
А) Непременно –
2 А теперь оба
супруга должны подсчитать и сложить
вместе набранные очки. От 0 до 10 очков: в вашей семье принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У Вас нет потребности делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что дома Вас понимают лучше. |