Семья как фактор развития поведения ребенка. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение влияния семьи на развитие поведения ребенка. Объект работы: семьи с детьми
Предмет работы: методы и особенности воспитания в семье.
Задачи работы:
1. рассмотреть влияние семьи на формирование личности и характера ребенка;
2. исследовать методы и приемы воспитания в семье;
3. изучить особенности воспитательного воздействия родительского примера 4. рассмотреть роль прародителей в воспитании.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Семья как фактор воспитания личности ребенка

1.1 Роль семьи в воспитании ребенка и особенности семейного воспитания 5

1.2 Методы и приемы воспитания в семье 10

Глава 2. Воспитательная роль примера родителей и других членов семейного коллектива

2.1.Особенности воспитательного воздействия родительского примера 14

2.2 Роль прародителей в воспитании детей 20

Заключение 23

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Семья курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Подчеркивая роль родительского примера, следует отметить, что степень усвоения его в каждом конкретном случае во многом зависит от родительского авторитета, который держится на праве старших, подкрепляясь тем обстоятельством, что отец и мать – самые близкие и дорогие для ребенка люди. В них он видит образец совершенства, они для него – наивысший авторитет. По мере же взросления ребенка главным основанием родительского авторитета, по словам А.С. Макаренко, становятся «жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение».[5] Дети сопоставляют слова и поступки родителей с теми представлениями о ценностях, которые бытуют в обществе.

Установка на родительский авторитет в подростковом и юношеском возрасте определяется не только эмоциональной близостью к родителям, но и степенью соответствия их нравственных позиций принятым в обществе социально значимым образцам. Позиции родителей в этом плане, особенно матери, существенно усиливаются их профессиональным статусом и растущим участием в общественной жизни. Степень усвоения родительского примера в каждом конкретном случае зависит и от меры соответствия реального нравственного поведения взрослых и его «теоретического» обоснования, от совпадения их идеалов и поступков, слова и дела.

Воспитательная практика семей, где слово и дело родителей не подкрепляют друг друга, носит не такой уж редкий характер, и это, естественно, снижает эффективность родительского примера. Частым следствием такого положения, кроме того, являются нравственная бесхребетность, лицемерие, приспособленчество, а нередко и моральный нигилизм, встречающийся у отдельных представителей молодежи. Советы учителей, книжная мудрость, истинные ценности начинают ими восприниматься как простая декорация.

Пожалуй, наиболее распространенным результатом такого воздействия является возникновение внутренней коллизии в сознании воспитуемого, когда он понимает справедливость той или иной нравственной нормы, но не принимает ее для себя, когда он одобряет тот или иной нравственный принцип «вообще», но не делает его своим, не руководствуется им в поведении. Сила влияния родительского примера зависит и от характера отношений родителей к детям, в том числе от характера эмоциональных контактов, сложившихся между старшим и младшим поколениями в семье. Оно существенно подрывается в условиях деспотизма, диктата, навязывания своей воли и мнения без учета потребностей детей, в обстановке равнодушного отношения родителей к детям и гиперопеки. Установка на объект подражания, готовность к восприятию образца реализуются в большей мере, если общение с детьми в семье строится на разумной, педагогически целесообразной эмоциональной основе и если в свою очередь ребенок отвечает любовью и привязанностью к объекту подражания, доверием и уважением к нему.

Семья, в которой взаимоотношения между родителями и детьми стали более теплыми и искренними, обладает в этом плане благоприятными возможностями. О том, что любовь и уважение детей к родителям становятся нравственной нормой, говорят сами родители. Предпосылкой такого отношения может быть только доверие, любовь и уважение.

Фиксируемые таким образом в условиях совершенствования современного общества рост родительского авторитета, преодоление расхождения между словом и делом старших, оптимизация взаимоотношений между родителями и детьми способствуют формированию у подрастающего поколения позитивной установки на родительский пример, делают его объектом сознательного подражания со стороны подростков и юношей.

 

 

 

2.2 Роль прародителей в воспитании детей.

 

Рассмотрим роль прародителей в воспитании подрастающего поколения. В свое время К.Д. Ушинский назвал бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами». Как пишет известный психолог А.В. Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки - это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью»[6]. Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей.

Бабушка и дедушка (прародители) после родителей - это самые родные для ребенка люди. Их отношения к внукам имеют эмоциональную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.

Участие прародителей в воспитании современных внуков сопряжено с разными противоречиями. В основной массе родители приветствуют, если бабушки и дедушки изъявляют желание помочь в воспитании внуков. Но не всегда это проходит без трений между поколениями. В сложной семье, где проживают вместе родители, их взрослые дети со своим потомством, не так-то легко добиться должного взаимопонимания родителей и детей, поскольку сказывается принадлежность к разным поколениям.

В конце прошлого века деду, держащему на руках маленького внука, было несложно представить себе его будущее. Оно виделось таким же, что и жизнь, прожитая дедом. Все, что накопило старшее поколение, принималось и детьми и внуками без особого сомнения. Поэтому основы воспитания детей деды передавали сыновьям, а те – своим детям. На пороге третьего тысячелетия опыт дедов в воспитании детей не срабатывает столь эффективно, как это было прежде. Почему? Ответ дают исследования американского антрополога Маргарет Мид. На основе тщательного изучения отношений между поколениями в разных обществах М. Мид пришла к следующему выводу. Разница между поколениями зависит от скорости общественного прогресса. Там, где эта скорость невелика или равна нулю, различия между поколениями незначительны, поэтому можно говорить о полной преемственности. Вторая половина нынешнего века характеризуется столь стремительным развитием, что опыт старшего поколения начинает отставать от требований времени. Сегодня бабушки и дедушки не могут сказать своим детям и внукам: «Делай, как я». Поэтому и современная бабушка (дедушка) - это уже не та авторитарная фигура, диктовавшая, как надо воспитывать детей.

Современным прародителям трудно себе представить, как будут жить их дети и внуки в следующем тысячелетии. Не все бывает ясно в сегодняшних увлечениях внуков, не всегда вызывает одобрение то, как их воспитывают родители. Однако позиция скепсиса, которую иногда занимают бабушки, дедушки по отношению к воспитательной деятельности родителей ребенка, не дает позитивных результатов. Скептическое отношение к молодым родителям, подчеркивание их некомпетентности в отношениях близких людей внуки усваивают на эмоциональном уровне, поэтому он быстро схватывают по мимике, редким репликам, интонациям, что бабушка (дедушка) недовольна (недоволен) его родителями. Недовольство, исходящее от любимого человека, запечатлевается надолго. Может быть, внук, которых бабушка «спасает» от массированного воспитания родителей, откликнутся на это с радостью, но надо думать о будущем. А в будущем восстановить подорванное бабушкой доверие к воспитательным мерам родителей будет нелегко.

Ради счастья внуков надо искать согласие с собственными детьми и пытаться понять, почему, например, «слабенького» Диму водят в бассейн (в секцию восточных единоборств, настольного тенниса), а Юлю, кроме занятий музыкой, «нагрузили» китайским языком. Дело в том, что в воспитании детей родители больше устремлены в будущее (с китайским языком легче будет поступить в престижный вуз, спорт отвлечет от бездумного проведения досуга и т.п.). Другими словами, родители в большей степени, чем прародители, придерживаются взгляда, «что дети не живут, а жить готовятся» (С.Я. Маршак), тогда как жизненная философия бабушки и дедушки выражается в иных словах этого же поэта, а именно: «вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, в детстве не живет».

Современная семья меняется: все меньше и меньше семей, где бабушки и дедушки живут под одной крышей со своими взрослыми детьми и их потомством. Поэтому они редко систематически участвуют в воспитании внуков. Как ни печально, но это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями, что обедняет воспитание детей. Это усугубляется иногда тем, что не совсем гладко складываются отношения между взрослыми поколениями семьи: свекровью и невесткой, тещей и зятем и пр., что осложняет жизнь детей, которые не в состоянии понять, почему самые близкие для них люди не ладят (а иногда и враждуют). Видимо, бабушки и дедушки должны проявлять мудрость в отношениях со взрослыми детьми, а они, в свою очередь, быть терпимее, заботливее к своим родителям. Мир и хорошие взаимоотношения в семье - наиболее живительная почва для развития личности ребенка. Старшим поколениям (прародителям и родителям) в семье надо сделать все возможное, чтобы дети объединяли, а не разъединяли.

Конечно, бабушки и дедушки бывают разные, но как счастливы внуки, когда рядом с ними люди, для которых они - безмерная и безграничная радость. Вряд ли жизнь представит на склоне лет к ним отношение несколько иное, чем к детям. Смысл этого отношения удивительно тонко «схвачен» пословицей «Дети до венца, а внуки до конца». С детьми всегда подспудно присутствовала мысль: вырастут и уйдут, у них впереди своя жизнь. С внуками иная психологическая ситуация: они - на всю оставшуюся жизнь. Бабушки и дедушки осознанно и неосознанно не задумываются над тем, увидят ли внуков взрослыми: кто знает, кому сколько отведено прожить. Поэтому так естественно думать о настоящем внуков, дать им радость сейчас, сию минуту. Отсюда и то, что часто называется баловством. Хотя на самом деле это скорее заинтересованность жизнью внуков, стремление сделать их счастливыми сегодня, а не время спустя. «Любая тенденция избаловать ребенка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша»[7] - такова точка зрения о бабушках и дедушках, высказанная Масару Ибуки, автором концепции воспитания и обучения детей раннего возраста.

Бабушки и дедушки эмоционально связаны с внуками, способны откликаться на бесконечные детские просьбы и вопросы, к которым так некогда прислушаться вечно куда-то спешащим и занятым личными проблемами родителям. Бабушки и дедушки, как правило, мудрее, великодушнее, чем родители. У них, даже если они еще работают, находится время и, главное, желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды, дать добрый совет. Нежность и доброта бабушки и дедушки уравновешивают возможную строгость родителей. Частенько старшему поколению приходится выступать в роли адвоката малыша, приводя его родителям множество «смягчающих вину обстоятельств». Обычно это удается, потому что бабушки и дедушки лучше вникают во внутреннее состояние ребенка. Интересно, что и восприятие ребенка бабушкой (дедушкой) и родителями несколько отличается, главным образом тем, что у старого поколения глаз оказывается «добрее», чем у их взрослых детей. В педагогическом исследовании X.А. Тагировой бабушкам (дедушкам), папе и маме предложили составить мини-портрет ребенка. Бабушки были ориентированы на «хорошее» в ребенке, тогда как папа и мама - на недостатки. Одно и то же событие (мальчик разбил чашку, убирая посуду после семейного завтрака) интерпретировалось по-разному.

Несомненно, что в вопросах воспитания бабушки и дедушки бывают мудрее в силу того, что у них есть опыт общения с малышами в отношении собственных детей. С внуками они по существу в третий раз, но уже на ином уровне, открывают окружающий мир: в начале жизни они сами «входили» в него, потом «вводили» своих детей, наконец - внуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Воспитание детей - одна из основных родительских задач, которая может иметь множество решений. В зависимости от возраста ребенка, его поведения и особенностей характера родители могут применять разнообразные методы воспитания.

Основными методами формирования нового поведения у детей являются поощрение и наказание.

Метод поощрения заключается в выражении ребенку позитивных эмоций, вызванных его поступком.

Метод наказания основан на выражении ребенку негативного отношения к его действиям.

При рассмотрении семьи как фактора развития поведения ребенка важно учитывать роль подражания родительскому примеру, как ненаправленное влияние на психическое развитие ребенка.

Выбор применяемых родителями методов воспитания во многом зависит от того, какими методами воспитывали самих родителей, каков уровень их педагогических и психологических знаний, также во многом зависит от того, какие ценности приоритетны для семьи, насколько родители осознают важность процесса воспитания и ту роль, которая на них возложена.

Специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного заключается в том, что семейное воспитание основано на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. В связи с этим влияние семейного воспитания наиболее сильное и устойчивое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1.      «Семья и формирование личности» под ред. Бодалева А. А., М., изд. Просвещение, 1989

2.      Земска М. «Семья и личность», М., изд. Прогресс, 1986

3.      Масару Ибука «После 3-х уже поздно», М.:Альпина нон-фикшн, 2011

4.      Ковалев А.Г. «Психология личности», М.:Просвещение, 1970

5.      Крайг Г. «Психология развития», СПб, изд. Питер, 2000

6.      «Педагогическая психология» под редакцией Кулагиной И.Ю, М.: ТЦ Сфера, 2008

7.      Мальковская Т.Н. «Учитель-ученик», М.:Знание, 1977

8.      «Мы и наша семья», сост. Зацепин В., Цимбалюк В. М., изд. Молодая гвардия, 1989

Информация о работе Семья как фактор развития поведения ребенка. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения