Семья как фактор развития поведения ребенка. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение влияния семьи на развитие поведения ребенка. Объект работы: семьи с детьми
Предмет работы: методы и особенности воспитания в семье.
Задачи работы:
1. рассмотреть влияние семьи на формирование личности и характера ребенка;
2. исследовать методы и приемы воспитания в семье;
3. изучить особенности воспитательного воздействия родительского примера 4. рассмотреть роль прародителей в воспитании.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Семья как фактор воспитания личности ребенка

1.1 Роль семьи в воспитании ребенка и особенности семейного воспитания 5

1.2 Методы и приемы воспитания в семье 10

Глава 2. Воспитательная роль примера родителей и других членов семейного коллектива

2.1.Особенности воспитательного воздействия родительского примера 14

2.2 Роль прародителей в воспитании детей 20

Заключение 23

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Семья курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и возможностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать правилом: поощрение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив самостоятельность. Укладывая ребенка вечером, можно вспомнить о его добрых делах, заслугах, отметить достижения.

Основное средство поощрения - это слово взрослого, обращенное к ребенку, похвала. Педагогическая же ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье: пообедал - куплю мороженое и т.д. - весьма сомнительна, оно больше похоже на шантаж, чем на средство воспитания личности ребенка. Родители хотят сделать ребенка удобным (быстро поел, самостоятельно оделся), поэтому культивируют стиль общения, основанный на личной выгоде, на принципе: «Ты - мне, я - тебе». Подобное общение формирует и у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил в условиях внешнего контроля.

Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении. Многие ученые считают, что взрослые должны овладеть искусством прощать. Прощение - значит примирение, которое поднимает в сердце ребенка волну добрых чувств к родителям. Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей. Строгие, не прощающие родители постоянно углубляют пропасть между собой и ребенком, толкая его к иным советчикам, друзьям, которые могут завести не в самую лучшую сторону. Но и постоянная готовность прощать ребенка чревата потерей авторитета и возможности влиять на ребенка.

Помимо методов, сознательно используемых родителями для формирования поведения у детей, существуют также механизмы, роль которых на психическое развитие детей нельзя недооценивать, а именно роль подражания родительскому примеру. Исследуем ее во второй главе.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Воспитательная роль примера родителей и других членов семейного коллектива.

 

2.1.Особенности воспитательного воздействия родительского примера.

 

Живой родительский пример - специфическая форма передачи социального, в том числе и нравственного, опыта старшего поколения младшему, важнейший элемент сложнейшего механизма социального наследования.

Если нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений формирует ту эмоциональную основу, на которой воздвигается здание духовного развития ребенка, то направленность его определяется преимущественно идейным уровнем семейного коллектива, содержанием общественных устремлений родителей, их моральным обликом, а точнее, содержанием и целевыми установками родительского примера. Последний представляет собой реализацию в действиях, поступках определенных ценностных начал, выражающих идейную и нравственную позицию личности.

Успех воспитания определяется при этом единством следующих факторов: нормативностью нравственно-эмоциональной стороны семейных отношений и социальной ценностью родительского примера. Более того, если стрессовая, напряженная атмосфера семьи даже при наличии высоких социально значимых устремлений родителей не способна обеспечить нормальное развитие ребенка, то оно не менее проблематично и в том случае, если ребенок растет в семье с согласованными семейными отношениями, но где ориентация и антиобщественные установки взрослых – негативные. Положительный эмоциональный фон будет только способствовать закреплению в опыте ребенка отрицательного опыта взрослых.

Воспитательная сила родительского примера чрезвычайно велика. В этом постоянно убеждает нас практика. Как известно, в своем поведении дети копируют родителей во всем, вплоть до словесных оборотов и жестикуляции. Давно замечено, что там, где взрослые добросовестно относятся к труду и выполнению своих гражданских обязанностей, доброжелательны к людям, честны, правдивы, скромны и т.д., процесс нравственного развития детей протекает без каких-либо заметных отклонений и без особых усилий со стороны родителей.

О силе влияния родительского примера убедительно свидетельствует целый ряд исследований. Интересные данные в этом плане приводила Т.Н. Мальковская.[2] Оказалось, что выявленный ею определенный круг занятий, интересов, пристрастий пятиклассников одной из школ (рыбная ловля, коллекционирование, дрессировка собак, починка велосипеда и т.д.) своим источником имеет родительский пример: этими делами в свободное время занимались папы школьников. Более того, на вопрос: «Есть ли у детей любимый театр?» – они почти единодушно ответили «да» и назвали свой городской театр, хотя на его спектаклях были немногие. Оказалось все просто: родители любили спектакли этого театра.

М.Г. Козак удалось установить любопытную зависимость между характером самооценки родителей и оценочными суждениями детей. В семьях, в которых родители и старшие давали правильную оценку себе и окружающим, у детей наблюдались адекватные умения и навыки. И наоборот, неадекватная самооценка взрослых находила отражение в соответствующих оценочных взглядах детей: завышенная самооценка вела к тому, что у абсолютного большинства детей наблюдалось весьма заниженное отношение к другим и завышенное к себе; в семьях же с заниженной оценкой взрослыми себя дети высказывали весьма завышенные оценочные суждения о других.

Огромную силу родительского примера демонстрируют даже репродуктивные установки молодежи (установки на число детей в семье). Исследования, например, фиксируют тот факт, что установка на третьего ребенка чаще всего встречается у женихов, выросших в трехдетной семье, и реже у тех, кто вырос в малодетной или многодетной семье. Еще сильнее эта установка выражена у невест: воспитанные в трехдетных семьях оказались ориентированными на третьего ребенка в три раза чаще по сравнению с теми, кто воспитывался в малодетных семьях, и в два раза чаще тех, кто рос в многодетных

В чем же сила воздействия родительского примера? Родители являются теми индивидами, с которыми ребенок с момента рождения находится в прямом контакте. Пример родителей является тем первым социальным образцом, на который он ориентирован и на основе которого он овладевает формами и содержанием человеческих отношений. Это чрезвычайно важно, ибо первые впечатления – самые сильные, остающиеся на всю жизнь, первый опыт социальной жизни – самый весомый. Не менее важно и то обстоятельство, что дети ориентированы на родителей постоянно. Находясь повседневно в общении с родителями, они воспроизводят и усваивают образ действий взрослых, их манеры, привычки, а затем и внутренние качества, образ мыслей, отношение к выполнению общественного долга и т.д.

Особое значение имеет тот факт, что данное общение специфично, неповторимо, ибо оно строится на чувстве любви, привязанности к родителям, освящается их авторитетом, что многократно увеличивает силу влияния родительского примера: он усваивается значительно легче и быстрее. Родители влияют при этом на него всеми сторонами своей личности: внешним обликом, взглядами, интересами, отношением к труду, к окружающим и т.д. Хорошо об этом сказал А.С. Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».[3]

Следует иметь в виду также то, что влияние родительского примера усиливается, подкрепляясь, как правило, общей атмосферой семьи, которая складывается на основе группового сознания и общего стиля поведения родителей.

Групповое сознание семьи – это сложный социальный феномен, диалектическое единство общего и особенного. Общее выступает в нем не только как следствие известной идентичности взглядов, норм, ориентации и т.д, которые в той или иной мере свойственны вступающим в брак, но и как продукт конкретного бытия семьи, результат совместных форм деятельности супругов, общения, на основе чего складывается новая, более высокая степень общности мнений, оценок, норм, ценностных ориентаций, социальных чувств и других элементов сознания. В рамках семьи этот процесс, как правило, стимулируется той особой близостью, непосредственностью и частотой контактов, которые свойственны только данной специфической малой группе. Сформированная в свою очередь общность взглядов, убеждений, норм и ориентации материализуется и закрепляется в идентичном поведении родителей, в их общих привычках, традициях, обычаях.

Общая атмосфера семьи - важнейший питательный источник духовного, в том числе нравственного развития ребенка. Для него она выступает в качестве своеобразного обобщенного образца или обобщенного родительского примера.

Восприятие и усвоение образа мыслей, а также действий отца и матери, характера их поведения осуществляются на уровне подражания. «Подражание, – указывает А.Г. Ковалев, – является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность – основным свойством развивающейся личности».[4] Подражание – сложный социально-психологический феномен, выступающий как в форме неосознанного или недостаточно осознанного копирования, так и в форме сознательного воспроизведения внешних черт, поведения, действий и поступков людей.

На ранних этапах подражания, когда ребенок не имеет еще собственного опыта, когда вторая сигнальная система проходит начальный этап своего развития, оно носит безоговорочный характер и выступает в форме простого копирования наблюдаемой жизни взрослых.

По мере развития ребенка процесс подражания существенно перестраивается, приобретает все более осознанный характер. У школьника оно уже не просто копирование внешнего поведения старших, это уже копирование внутренних качеств и черт характера родителей. Примером для подражания становятся образ мыслей родителей, их суждения, отношение к выполнению общественного долга, их жизнь в целом. Вместе с тем объектом подражания теперь становятся как близкие люди и родные, так и далекие в пространственно-временном отношении образцы: современники, исторические лица, литературные герои и т.п.

В юношеском и подростковом возрасте мы сталкиваемся, кроме того, с таким явлением, как перемещение психологической близости от родителей к другу, когда степень понимания и доверительности между юношей или девушкой, с одной стороны, и матерью или отцом – с другой, оценивается значительно ниже, чем степень понимания и доверительности между друзьями. Однако все это не означает существенного умаления силы влияния родительского примера, идейной и нравственной атмосферы семьи в духовном развитии ребенка. В конечном счете, в большинстве случаев родительские образцы оказываются определяющими.

Объясняется это тем, что родители остаются для него непосредственно близкими лицами, с которыми он находится в повседневном взаимодействии и с которыми его объединяют особые эмоциональные контакты. Влияние родительских образцов на этом этапе связано и с их прежним воздействием, усвоенным в процессе бессознательного, стихийного подражания. Здесь срабатывает тот «автоматизм» поведения и ориентации человека, который сказывается на всем процессе формирования личности. Поэтому независимо от того, осознается ли нравственный облик родителей в качестве образца собственного поведения или идеальной модели, к которой подросток сознательно стремится, родительский образец оказывается той нравственной реальностью, с которой он так или иначе соотносит свое поведение и которая так или иначе на него влияет, а мир взрослых воспринимается и оценивается в значительной мере сквозь призму поступков и дел собственных родителей.

В целом содержание и направленность сформированного в процессе общения с родителями нравственного опыта ребенка образуют тот внутренний нравственный мир, через который так или иначе преломляются все иные воспитательные воздействия. Он сказывается на его избирательной активности, в соответствии с ним воспринимается одна информация и не приемлется другая, происходит ориентация на одни ценности и не признаются другие.

Это не означает, что воздействие родительских образцов носит механический характер. Личность – не простое наслаивание внешних влияний. В немалой мере она представляет собой то, что в процессе различных форм жизнедеятельности сама утверждает в себе.

Сказанное не означает также, что нравственные черты личности, как и вообще психические особенности человека, сформированные семьей, остаются неизменными, стабильными и нединамичными и, как утверждают сторонники З. Фрейда, фатально предопределяют судьбу человека, делают в дальнейшем невозможным его воспитание и перевоспитание. Это далеко не так. При этом значение нравственного опыта, который формируется семьей, очень велико и оказывает неизгладимый отпечаток на последующее развитие личности.

В самом деле, чем же иначе можно объяснить такое положение, когда сидящие за одной партой учащиеся, испытывающие влияние одних и тех же учителей, читающие одни и те же книги, смотрящие одни и те же передачи и т.д., оказываются с различной нравственной ориентацией, различными взглядами и убеждениями? Чем объяснить, что одни из них – альтруисты, а другие—эгоисты, одни полны жизнеутверждающего настроя, а других разъедает скепсис и неверие, одни – активнейшие участники всех коллективных дел, а другие воспринимают их как неизбежную, а то и неприятную обязанность? Различия в направленности формирующейся личности, ее нравственной ориентации, убежденности и т.п. являются прежде всего следствием различий нравственного мира конкретных семей, тех духовных ценностей, носителями которых выступают взрослые. Хотя, конечно, здесь нельзя сбрасывать со счетов влияние и других обстоятельств, в том числе и биологического порядка (наследственность человека, его генотип и состояние здоровья).

Нравственный мир детей, убеждения, взгляды, ценностные ориентации во многом повторяют духовный мир родителей. Выражение «плоть от плоти, кровь от крови» охватывает не одно кровное родство, но и родство духовное. Разумеется, повторение детьми родителей – не абсолютная копия, повторение во многом, но не во всем. Оно не исключает определенных различий в установках части родителей и детей, в их ориентациях, отношении к некоторым значимым для них ценностям, явлениям, людям и т.д. Что касается существующих различий между родителями и детьми, то надо иметь в виду, что они зависят, с одной стороны, от целого ряда предпосылок, а с другой – некоторая разница в предпочтениях родителей и детей связана с особенностями нашего динамичного века, ускоренными темпами общественного развития.

Информация о работе Семья как фактор развития поведения ребенка. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения