Семья и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:08, реферат

Описание работы

Актуальность темы в том, что основы формирования будущей личности человека закладываются в возрасте до трех лет. С первых месяцев жизни ребенка семья составляет весь окружающий мир для него. В семье он начинает познавать жизнь, смотря на отношения родителей и родственников между собой и к нему.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Понятие семьи, ее функции. Развитие ребенка нравственное, физическое и интеллектуальное и т.п. Социализация…………………………………..4
2 Процесс становления личности……………………………….................11
3 Семья и общество……………………………….......................................13
Заключение………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии)).docx

— 38.31 Кб (Скачать)

  Также хотелось бы добавить то, что при создании семьи происходит развитие личности не только у ребенка, но и у супругов. У них меняется мировоззрение, жизненные цели, задачи. У родителей появляются новые обязанности, совместное хозяйство и забота о ребенке.» [6]

 

 

Процесс становления личности

Известно, что личностью  не рождаются, личностью – становятся. Однако так же, как нет однозначного определения личности и единой, признанной всеми структуры личности, нет  и однозначного ответа на вопрос о  том, как происходит становление  личности.

«Стадии личностного развития:

· 1 стадия - раннее младенчество (до 1 года). Основная альтернатива: базовое доверие илибазовое недоверие к миру. Главную роль в жизни ребенка играет мать: кормит, ухаживает, ласкает. В результате у ребенка формируется «базовое доверие» к миру. Даже в интеллектуальном отношении человек с «базовым недоверием» не реализует себя и не имеет тех успехов, которые мог бы иметь при более благоприятном варианте развития.

· 2 стадия – позднее младенчество (1-3 года). Основная альтернатива: автономия или стыд и сомнение. Ребенок начинает ползать, ходить, сидеть, одеваться, самостоятельно есть и пить, приучается к опрятности и т.д. Если слабости и неудачи ребенка игнорируются или осуждаются, тем более, если ребенка за что-то наказывают, у него формируются неуверенность в себе и стыд (обесценивание себя).

· 3 стадия – раннее детство (3-6 лет). Основная альтернатива: инициативность или чувство вины. Ребенок много и охотно играет, при этом в стандартные действия вносит фантазию, творчество, личную инициативу и предприимчивость. Он тянется к сверстникам, и ролевая игра занимает все больше места в его жизни. От окружающих требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения и умений ребенка.

· 4 стадия – среднее детство (6-12 лет). Основная альтернатива: целеустремленность и трудолюбие или чувство неполноценности. Ведущим видом деятельности для ребенка становится учеба. Ребенок овладевает новыми знаниями и навыками. Учеба в школе осознается как серьезная подготовка к взрослой жизни. В благоприятном случае у ребенка формируются целеполагание, позитивное отношение к труду и стремление к успеху, а также самодисциплина и умение взаимодействовать со сверстниками по определенным правилам. Если ребенка только ругают и наказывают за плохую учебу и непослушание, у него формируется чувство неполноценности, некомпетентности, а отношения со взрослыми принимают конфликтный характер.

· 5 стадия – отрочество и юность (12-20 лет). Основная альтернатива: «Я»-идентичность или ролевая и личностная неопределенность. Это пора полового созревания и особого отношения к своей меняющейся внешности. Авторитетность родителей и учителей пересматривается и подвергается сомнению. Отношения со сверстниками активизируются и задают критерии личной оценки, переходящей в самооценку. Формируется ролевая и личностная определенность, идентичность «Я».

· 6 стадия – ранняя взрослость (20-25 лет). Основная альтернатива: интимность и солидарность или изоляция. Это период обретения полной социальной самостоятельности. Помимо профессиональной компетентности формируются умения построения дружеских и интимных отношений. Особую актуальность приобретает поиск спутника жизни.

· 7 стадия – средняя взрослость (25-65 лет). Основная альтернатива: продуктивность или застой. Реализация себя во всех сферах жизни.

· 8 стадия – поздняя взрослость (65 лет и более). Основная альтернатива: цельность и интеграция «Я» или разочарование и отчаяние. Переосмысление собственной жизни и завершение «Я»-идентичности. Осознание уникальности собственной жизни и принятие ее такой, какая она есть.» [8]

 

 

Семья и общество

«Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.» [2]

Дети в ходе жизни познают  семью как важную ячейку общества, основанную на любви. Семья формируется  как дружный коллектив, живущий  богатой духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение разумных потребностей. Общественность осознается благодаря  взаимодействию семьи с различными общественными организациями.

«Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи.» [3]

На то, как ребенок будет  адаптироваться в обществе также  влияет социальный статус семьи и  само воспитание. Если ребенка постоянно  родители наказывали, запрещали ему  делать многие вещи, не давали выражать свое мнение, то так он и будет  себя вести в обществе, он будет  закрыт от него, будет в одиночестве  и мало кто из его сверстников  к нему потянется. А если среди  обычных семей там будет ребенок  из более богатой, более высокой  по статусу семью, то он не сможет найти  правильного подхода для легкого  общения со сверстниками. Я считаю, что в детях надо воспитывать  то, что люди независимо от своего положения должны находиться на равных правах.

 

Заключение

       Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Сегодня практически все  работники различных сфер причастны в большей или меньшей степени к решению важнейшей задачи современности – поиску оптимальных путей и способов превращения ребенка как биологического существа в полноценного, ответственного и самостоятельно члена общества. И важнейшим средством на этом пути является воспитание в семье. Поэтому этот социальный институт как субъект педагогического взаимодействия имеет особую важность в обществе. Гуманистическая идея всевозрастающей ценности человеческой личности, во вселенском сознании, людей на планете Земля, должна в своей практической реализации пронизывать и все формы обучения и воспитания, в новой гуманистической школе, в системах подготовки современных кадров - специалистов всех профилей, касающихся тех или иных проблем человека, а также все социальные отношения в обществе и всю практику социальной защиты человека.

 Я считаю, что моя тема немного связана с моей будущей профессией. Если ребенок воспитывался в хорошей семье, у него сформирована личность, его цели, задачи, жизненные установки, то ему проще будет проще адаптироваться в обществе. Такая личность будет легко находить общий язык с другими людьми, идти с ними на контакт. Этот человек будет открытым, доброжелательным, доверчивым, но осторожным. К таким личностям люди сами потянуться. А если такой работник у которого хорошее воспитание, который умеет общаться с людьми будет работать в сфере туризма, то его деятельность будет приносить успех ему и компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Баранов С.П. Общие основы  педагогики, проблемы дидактики,  теория воспитания и школоведения. – М.: Педагогика-Просвещение, 1987

2. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Издание 2-е,исправ. и доп.- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.-256с. (Серия «Педагогическое образование»).

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html

4. ru.wikipedia.org › wiki/Социализация

5. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00013135_0.html (кратко взяты функции семьи)

6. http://studentik.net/lekcii/lekcii_pedagogika/135-lekcija-4.-semja-kak-subekt-pedagogicheskogo.html

7. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met86/node17.html

8. http://www.pcih.ru/stanovlenie/44.html


Информация о работе Семья и общество