Семья и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:08, реферат

Описание работы

Актуальность темы в том, что основы формирования будущей личности человека закладываются в возрасте до трех лет. С первых месяцев жизни ребенка семья составляет весь окружающий мир для него. В семье он начинает познавать жизнь, смотря на отношения родителей и родственников между собой и к нему.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Понятие семьи, ее функции. Развитие ребенка нравственное, физическое и интеллектуальное и т.п. Социализация…………………………………..4
2 Процесс становления личности……………………………….................11
3 Семья и общество……………………………….......................................13
Заключение………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии)).docx

— 38.31 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

1 Понятие семьи, ее  функции. Развитие ребенка нравственное, физическое и интеллектуальное и т.п. Социализация…………………………………..4

2 Процесс становления личности……………………………….................11

3 Семья и общество……………………………….......................................13

Заключение………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………...........16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Проблема семьи как субъекта педагогического взаимодействия и социокультурной среды воспитания и развития личности всегда будет очень актуальна, потому что семья является основным институтом воспитания ребенка.

   Актуальность темы в том, что основы формирования будущей личности человека закладываются в возрасте до трех лет. С первых месяцев жизни ребенка семья составляет весь окружающий мир для него. В семье он начинает познавать жизнь, смотря на отношения родителей и родственников между собой и к нему.

   В младшем детском возрасте семья начинает развивать различные стороны личности ребенка. Моральные, нравственные идеалы, физические и интеллектуальные, психологические.

   Проблемным на сегодняшний день является взаимоотношения в семье и обществе. На социальное становление личности большое влияние оказывает именно семья. От отношения в семье, материального уровня, жизненных принципов и установок, социального положения зависит каким ребенок выйдет в общество.

   Семья – это самый мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социального опыта.

   Целью моей работы  является рассмотрение семьи как комплексного социального явления, как субъекта педагогического взаимодействия и социокультурной среды развития личности.

   В своей работе  я хотела бы выполнить некоторые  задачи такие как выявление  функций семьи, определение понятия,  рассмотрение процесса становления  личности и как взаимодействует  семья с другими группами людей  и что она дает ребенку.

 

Понятие семьи, ее функции. Развитие ребенка нравственное, физическое и интеллектуальное и т.п. Социализация.

Существует много определений  семьи, но, на мой взгляд, вот наиболее подходящее из них. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

«Баранов С.П. определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.» [1]

Можно выделить следующие основные функции семьи:

«Репродуктивная функция. Выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений.

Воспитательная функция. В семье  воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет  ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция  семьи имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект - семья оказывает  огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение  всей его жизни.

Аспект третий - постоянное влияние  детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно  заниматься самовоспитанием.

Хозяйственно-экономическая функция. Выполняя её, семья обеспечивает прочные  экономические связи между своими членами, поддерживает материально  несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция. Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и  духовных сил человека после трудового  рабочего дня. В нормально функционирующем  обществе реализации этой функции семьи  способствуют сокращение общей продолжительности  рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Регулятивная функция. Назначение ее состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между  полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный  контроль над соблюдением членами  семьи общественных норм личной, групповой  и общественной жизни.

Коммуникативная функция. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция. Осуществляет организацию  рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме  того, удовлетворяет определенные потребности  индивида в проведении досуга. Досуговая  функция ориентированна на оптимизацию  организации свободного семейного  времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение  уровня культуры, улучшение состояния  здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая  деятельность носит преимущественно  развивающий характер.

Социально-статусная функция. Она  связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция. Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также  эмоциональная стабилизация индивидов  и их психологическая терапия.

Функция духовного общения. Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция. Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она  формирует у ребенка представление  о социальных связях и включает в  них его с рождения. Отсюда следующая  важнейшая функция семьи - социализация личности. Потребность человека в  детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана  с естественной и социальной сущностью  семьи как воспроизводства человеческого  рода, а также с хозяйственно-экономической  функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.» [5]

«Социализация (становление личности) - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.» [4]

Кто как ни родители начнут развитие ребенка и это при чем является их основной из главных обязанностей. Именно они научат его ходить, говорить и т.п. А после попробуют отдать его в различные спортивные секции. Родители и близкие люди научат ребенка различать, что такое хорошо и что такое плохо, т.е. объяснят ему некоторые моральные ценности и правила поведения, например за столом.

   Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое.

«Физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план.

Нормальное развитие ребенка  возможно при условии достаточной  двигательной активности полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Этому способствуют не только гигиенические  условия среды (одежда, кроватка или  манеж, режим бодрствования), но и  специальные физические занятия. При  ограничении движений, снижении двигательной активности развитие ребенка замедляется  и нарушается.

Упражнения, входящие в систему  физического воспитания ребенка, обеспечивают закономерные изменения в высшей нервной деятельности ребенка, в  работе кровообращения, дыхания, в обменных процессах.

Ребенок, воспитывающийся  в оптимальных условиях внешней  среды с гармоническим развитием  функциональных систем, приобретает  способность быстрой адаптации  к изменяющимся условиям среды, в  том числе и к ее неблагоприятным  факторам.

Физическое воспитание в  семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию  распорядка дня, занятия спортом, закаливание  организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность.

Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообразных  жизненных ситуациях. В семье  ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают  влияние люди разного пола, возраста, занимающиеся различным профессиональным трудом,- все это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают этого намеренно,-- своими поступками, высказываниями и т. д. Подражая родителям как самым близким и авторитетным образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям.

Здесь на первый план выступает  воспитание непреходящих моральных  ценностей -- любви и уважения, доброты  и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье  формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.

Таким образом, в семье  имеются объективные естественно  складывающиеся условия для формирования у детей нравственных чувств, представлений, навыков поведения.

Эстетическое воспитание в семье определяется как развитие у ребенка способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание у него стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как его приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Задачи эстетического воспитания в семье непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка-дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

Трудовое воспитание. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно-бытовом  труде позволяет ребенку реально  ощутить свою причастность к заботам  семьи, почувствовать себя членом семейного  коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.» [7]

Но также некоторые  семьи делают большие ошибки в  воспитании ребенка, конечно, это происходит не со зла, но иногда происходит. Это  может плохо повлиять на ребенка. Вот одни из них: «1. Безнадзорность, бесконтрольность. 
2. Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты). 
3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка беспрекословно выполняются. 
4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).  
5. «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе.) 
6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы).

Информация о работе Семья и общество