Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:08, реферат
Актуальность темы в том, что основы формирования будущей личности человека закладываются в возрасте до трех лет. С первых месяцев жизни ребенка семья составляет весь окружающий мир для него. В семье он начинает познавать жизнь, смотря на отношения родителей и родственников между собой и к нему.
Введение………………………………………………………………………3
1 Понятие семьи, ее функции. Развитие ребенка нравственное, физическое и интеллектуальное и т.п. Социализация…………………………………..4
2 Процесс становления личности……………………………….................11
3 Семья и общество……………………………….......................................13
Заключение………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 Понятие семьи, ее
функции. Развитие ребенка
2 Процесс становления личности………………………………..........
3 Семья и общество………………………………..........
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблема семьи как субъекта педагогического взаимодействия и социокультурной среды воспитания и развития личности всегда будет очень актуальна, потому что семья является основным институтом воспитания ребенка.
Актуальность темы в том, что основы формирования будущей личности человека закладываются в возрасте до трех лет. С первых месяцев жизни ребенка семья составляет весь окружающий мир для него. В семье он начинает познавать жизнь, смотря на отношения родителей и родственников между собой и к нему.
В младшем детском возрасте семья начинает развивать различные стороны личности ребенка. Моральные, нравственные идеалы, физические и интеллектуальные, психологические.
Проблемным на сегодняшний день является взаимоотношения в семье и обществе. На социальное становление личности большое влияние оказывает именно семья. От отношения в семье, материального уровня, жизненных принципов и установок, социального положения зависит каким ребенок выйдет в общество.
Семья – это самый мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социального опыта.
Целью моей работы является рассмотрение семьи как комплексного социального явления, как субъекта педагогического взаимодействия и социокультурной среды развития личности.
В своей работе
я хотела бы выполнить
Понятие семьи, ее функции. Развитие ребенка нравственное, физическое и интеллектуальное и т.п. Социализация.
Существует много определений семьи, но, на мой взгляд, вот наиболее подходящее из них. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.
«Баранов С.П. определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.» [1]
Можно выделить следующие основные функции семьи:
«Репродуктивная функция. Выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений.
Воспитательная функция. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.
Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.
Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Хозяйственно-экономическая
Восстановительная функция. Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Регулятивная функция. Назначение
ее состоит в том, чтобы регулировать
и упорядочивать отношения
Коммуникативная функция. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговая функция. Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Социально-статусная функция. Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция. Предполагает
получение эмоциональной
Функция духовного общения. Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция. Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Семья как социальная общность является
первичным элементом, опосредующим
связь личности с обществом: она
формирует у ребенка
«Социализация (становление личности) - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.» [4]
Кто как ни родители начнут развитие ребенка и это при чем является их основной из главных обязанностей. Именно они научат его ходить, говорить и т.п. А после попробуют отдать его в различные спортивные секции. Родители и близкие люди научат ребенка различать, что такое хорошо и что такое плохо, т.е. объяснят ему некоторые моральные ценности и правила поведения, например за столом.
Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое.
«Физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план.
Нормальное развитие ребенка
возможно при условии достаточной
двигательной активности полного удовлетворения
потребности ребенка в
Упражнения, входящие в систему физического воспитания ребенка, обеспечивают закономерные изменения в высшей нервной деятельности ребенка, в работе кровообращения, дыхания, в обменных процессах.
Ребенок, воспитывающийся
в оптимальных условиях внешней
среды с гармоническим
Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.
Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность.
Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, занимающиеся различным профессиональным трудом,- все это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают этого намеренно,-- своими поступками, высказываниями и т. д. Подражая родителям как самым близким и авторитетным образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям.
Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей -- любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.
Таким образом, в семье
имеются объективные
Эстетическое воспитание в семье определяется как развитие у ребенка способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание у него стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как его приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Задачи эстетического воспитания в семье непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка-дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.
Трудовое воспитание. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
Участие в хозяйственно-бытовом
труде позволяет ребенку
Но также некоторые
семьи делают большие ошибки в
воспитании ребенка, конечно, это происходит
не со зла, но иногда происходит. Это
может плохо повлиять на ребенка.
Вот одни из них: «1. Безнадзорность,
бесконтрольность.
2. Гиперопека (жизнь ребенка находится
под бдительным и неустанным надзором
родителей; приказы, запреты).
3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность
гиперопеки). Желания и просьбы ребенка
беспрекословно выполняются.
4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная
отверженность, безразличие, холодность
к ребенку).
5. «Жестокое воспитание» (за малейшую
провинность ребенка сурово наказывают,
он растет в постоянном страхе.)
6. Воспитание в условиях повышенной моральной
ответственности (с малых лет ребенку
внушается мысль, что он обязательно должен
оправдать многочисленные честолюбивые
надежды родителей или же на него возлагаются
недетские непосильные заботы).