Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: типы отношений в семьях.
Предмет исследования: уровень тревожности детей младшего школьного возраста в семьях с разным типом семейных отношений
Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте.
1.1. Понятие семейных отношений
1.2. Типы семейных взаимоотношений
1.3. Причины возникновения тревожности в семьях
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности младшего школьника
2.1 Организация и методы исследования
Методика «Рисунок несуществующего животного».
Методика «Неоконченные предложения».
Методика «Кинетический рисунок семьи».
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных  отношений  на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей;  изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

 

2.2 Анализ результатов исследования

По результатам проведения методик мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

Методика «Кинетический рисунок семьи».  К высокому уровню детско-родительских отношений относятся рисунки Анастасия Г., Насти С., Гали К., Яны М., Ивана Р., Андрей К., Артём С.. На этих рисунках ребенку комфортно в семье. На рисунке присутствую все члены семьи: в центре сам ребенок, в окружении – родители. Дети изображают себя и родителей нарядными; тщательно прорисовывает каждую линию: на лицах взрослых и ребенка улыбка, в позах прослеживается спокойствие. К среднему уровню детско-родительских отношений отнесены рисунки Люды Б., Романа Д., Марии О., Алисы Т., Валерии В., Даниила Е., Наташа Б., Елена К., Светы И, Дмитрия П., Евгения Р.. На этих рисунках видно, что ребенку в семье не очень комфортно, на некоторых рисунках отсутствует кто-либо из членов семьи. Видно наличие беспокойства, т.к. ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей. К низкому уровню детско-родительских отношений можно отнести рисунки Вячеслава Т., Игоря Р. На этих рисунках видно, что запуганное выражение лица ребенка, ощущение эмоционального напряжения, через использование в рисунке темных красок.

В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С.  помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.

Артём С. нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

Игорь Р. изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке  отсутствует.  Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

Методика «Неоконченные предложения». Результаты этого обследования помогли выявить отношение детей к родителям. Положительные отношения. Например, ответ Насти С. -“Мой папа очень весёлый”, “Моя мама и я любим стряпать”; Артём С.:-“Моя мама добрая”, “Мой папа и я играем в конструктор”. Негативные отношения. Например, Евгения Р.- «Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Орловой М.: “Моя мама ругается”; Игоря Р.. пояснила: “Мой папа и я никогда не играем”.

По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними нет взаимопонимания.

Методика «Рисунок несуществующего животного». В результате проведенного эксперимента мы имеем следующие показатели: анализируя рисунок Евгения Р. мы видим элементы агрессии, которые проявляются в таких символах агрессии, как острые зубы, оскал животного. Мы можем говорить о агрессии по названию рисунка. Мальчик назвал свое животное динозавр-острозуб. Также в рисунке мы видим признаки тревожности: мальчик много раз стирал рисунок, не знал, где его разместить. При рисовании очень сильно нажимал на карандаш. Рисунок получился очень крупный, также можно сказать, что рисунок как бы “запачканный”, что говорит о легкой напряженности и повышенном уровне тревожности.

Анализируя рисунок Елены К., также можно сказать о существующих элементах агрессии, так как на рисунке животного Елена изобразила длинный пальцы с острыми когтями. Несколько раз стирала рисунок, не знала как расположить. При рисовании девочка немного была напряжена, что говорит о повышенном уровне тревожности. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. У девочки возможно есть потребность в общении с детьми, но она не удовлетворяется (Елена имеет неблагоприятную статусную категорию).

Наташа Б. назвала свое животное кобра. Такое название говорит о некоторых признаках агрессии. При рисовании Наташа вела себя тихо, прикрывала рукой рисунок, чтобы другие дети не могли увидеть, что она рисует. На рисунке виден сильный нажим на карандаш, несколько раз стирала рисунок – эти признаки говорят о проявлении повышенной тревожности. Рисунок расположен чуть ниже от центра листа, возможна некоторая неуверенность в себе.

А вот например Валерии В. изобразила свой рисунок в левом нижнем углу листа, рисунок очень маленький. Анализируя рисунок по данным признакам можно сказать о том, что девочка испытывает чувство неуверенности в себе, возможна низкая самооценка, подавленность, нерешительность, она не заинтересована в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Вместо животного девочка изобразила человека- инопланетянина, так как девочка была не совсем внимательна. Также на рисунке мы видим некоторые признаки тревожности – сильный нажим на карандаш во время рисования.

Марии О. назвала свой рисунок человек-конь. Рисунок изображен немного ниже от средней линии листа, что возможно связано с отрицательными эмоциями ребенка в этот день, так как девочка до рисования целый день капризничала, не хотела играть с детьми. Рисунок имеет “запачканный” вид, что говорит о некотором напряжении во время рисования, повышенном уровне тревожности. Также можно сказать по анализу рисунка о некоторых признаках агрессии, так как для агрессии характерно большое количество острых углов, глаза – пустые глазницы.

Даниил Е. назвал свое нарисованное животное динозавр. Заметны на рисунке признаки агрессии: острые когти, длинные пальцы, зубы, оскал, агрессивная поза животного. Видны признаки повышенной тревожности, так как мальчик сильно затушевал туловище животного, много раз стирал. Животное расположил в верхней части листа. Такое положения рисунка на листе бумаги может сказать о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Во время рисования вел себя спокойно и сосредоточено рисовал.

Заключение

Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психологического развития ребенка могут быть определены следующими интегративными показателями:

• родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. В последней четверти XX в. в общественном сознании основой является пересмотр концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.

К высшему уровню психологического развития — креативному — можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню — адаптивному — отнесем детей, в целом адаптированных к социуму, т. е. по результатам диагностических проверок проявляющих лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.

К низшему уровню — назовем его ассимилятивно-аккомодативным (дезадаптивным) — отнесем детей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. По результатам диагностических проверок такие дети проявляют много признаков дезадаптации и сильно повышенную тревожность. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной коррекционной работе с ними.

Следовательно, в работе теоретически обоснованы психолого-педагогические особенности психологического развития детей и детско-родительских отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – Москва: Академический Проект, 2001, - 200-211c

2.      Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как                                             научиться понимать своего ребенка [Текст] / Баркан А.И.. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.

3.      Безруких М.М., Ефимова С.П.  Ребенок идет в школу [Текст] / Безруких М.М., Ефимова С.П. - М., 1989.

4.      Буянов М.И.  Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / Буянов М.И.  - М., 1988.

5.      Вайзман Н.  Реабилитационная педагогика [Текст] / Вайзман Н. - Москва, 1996.

6.      Гордон Л. А., Клопов Э. В.  Что это было? [Текст] / Гордон Л. А., Клопов Э. В.  - Москва, 1989.

7.      Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] – режим доступа: http://azps.ru

8.      Захаров А.И.  Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / Захаров А.И.  - СПб., 2000.

9.      Захаров А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков» [Текст] / Захаров А.И..- Москва, 1997.

10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей [Текст] / Захаров А.И.. - Москва, 1993.

11. Зинченко, Мещериков. Психологический словарь [Текст] / Зинченко, Мещериков. – Москва, 1999.

12. Земска М.  Семья и личность [Текст] / Земска М. – Москва:  Из-во «Прогресс», 1986.

13. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений [Текст] / Нартова-Бочавер С..– М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

14. Немов Р.С. Основы психологического консультирования [Текст] / Немов Р.С.. – Москва: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

15. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия [Текст] / Макарова Е.Ч.. – М., «Школа-Пресс», 1996.

16. Ольшанский Д. Страх [Текст] / Ольшанский Д. – Москва: Диалог 1991 - №5

17. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум [Текст] / Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

18. Панфилова М.А.  Игратерапия общения [Текст] / Панфилова М.А. - Москва, 2000.

19. Пиаже Ж.  Избранные психологические труды [Текст] / Пиаже Ж. - Москва, 1969.

20. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / Прихожан А.М. - Москва-Воронеж, 2000.

21. Давыдова В.В. Психология младших школьников [Текст] / В.В. Давыдова. - Москва, 1990.

22. Дубровиной И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / Дубровиной И.В. - М.: Academa, 1998.

23. Горностая П.П. Психология личности: [Текст] / П.П. Горностая. – К.: Рута, 2001.

24. Лисина, М.И., Капчеля, Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе [Текст] / Лисина.  - Калинин, 2007. 33-40с.

25. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] /  Мясищев. – Москва-Воронеж, 1995. – 326с.

26. Спиваковской А.С. Популярная психология для родителей [Текст] / Спиваковской А.С..- СПб.: СОЮЗ, 1997.

27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Рогов Е.И.. – Москва: ВЛАДОС, 1996.

Информация о работе Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте