Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа
Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними (конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет. Однако это не значит, что внутренние конфликты — пустяк или что они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта. Эти конфликты — основа этики и морали. Если бы люди в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда не задумывались бы о вопросах нравственности.
Введение
Семейные конфликты и их характеристика
Причины и способы разрешения конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Есть только один способ разрешения семейных проблем, конфликтных ситуаций, избавления от обиды – это общение супругов, умение разговаривать друг с другом и слышать друг друга. За затяжным, неразрешённым конфликтом, ссорой, как правило, скрывается неумение общаться. Американский психолог Дж. Готтман, специально изучавший процесс семейного общения, выявил интересные закономерности общения супругов в конфликтных семьях. Прежде всего для этих семей характерна излишняя скованность общения. Члены их как бы бояться сказать своё слово, выразить свои переживания, чувства. Конфликтные семьи оказались более «молчаливыми», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются новой информацией, избегают «лишних» разговоров, очевидно боясь, как бы ненароком не вспыхнула ссора. В конфликтных семьях супруги практически не говорят «мы», они предпочитают говорить только «я». А это свидетельствует об изолированности супругов, об эмоциональной разобщённости, о том, что чувство «мы» в этой семье не сформировалось. И, наконец, проблемные, вечно ссорящиеся конфликтные семьи – это семьи, в которых общение происходит в виде монолога. Всё это напоминает разговор глухих, каждый говорит своё, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит – в ответ звучит такой же монолог. Под умением общаться мы подразумеваем не только что следует, а что не следует говорить, но и как следует, а как не следует говорить. По данным психологов, изучающих проблемы общения, два человека в процессе непосредственного общения передают при помощи слов только 7 процентов всей сообщаемой информации. Остальные 93 процента передаются: через интонацию голоса и жесты, которыми сопровождается разговор, - 38 процентов, через выражение лица – 55 процентов. Ещё один источник трудностей в общении, подстерегающий супругов, особенно в конфликтных ситуациях, – неумение выражать и проявлять свои чувства и переживания. У каждого человека есть определённое представление о себе, о своих возможностях, которое складывается на протяжении всей жизни. В детстве – на основе оценки, даваемой ребёнку близкими, в последующие годы – окружающими людьми и результате самоанализа. В психологии оценку человеком своих возможностей, качеств и его представление о своём месте среди людей называют самооценкой. Она может быть завышенной, заниженной или адекватной. Самооценка влияет на характер взаимоотношений человека с окружающими людьми и выбор средств самоутверждения. Отношение человека к себе находит выражение во всём его облике. Человек с заниженной самооценкой, как правило, стеснителен, нерешителен, с опаской включается в деятельность. Он оценивает свои возможности и успехи ниже их реального состояния. У людей с заниженной самооценкой достаточно развита способность к самокритике. Человек с завышенной самооценкой пренебрежительно и неодобрительно относится к людям. Он переоценивает свои реальные возможности и успехи. Такой человек оценивает себя выше, чем его оценивают взаимодействующие с ним люди. Человек с адекватной самооценкой точно знает, на что он способен, и берётся за дело тогда, когда уверен в успехе. При всём разнообразии проблем семья, испытывающая боль, всегда характеризуется: низкой самооценкой, ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.
Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Причиной раздоров в семье может быть зависть к материальному обеспечению. Чаще у людей с эгоистической направленностью чрезмерно развиты материальные потребности. Разумеется, человек должен быть материально обеспечен. Но материальные потребности могут быть столь значительными, что зарплаты на их удовлетворение не хватит. Одни ищут дополнительную работу. Стараясь заработать побольше денег. Другие «добывают» деньги преступным путём – берут взятки, занимаются вымогательством, спекулируют, воруют, участвуют в грабежах. Третьи, не найдя способа «добыть» деньги, мучаются, страдают, чувствуют себя несчастными и завидуют тем, кто «умеет жить». У этих людей часто бывает плохое настроение, вызванное сильными отрицательными переживаниями. В итоге – неизбежные семейные ссоры. Люди с нормально развитыми материальными потребностями живут по средствам и стремятся свои потребности привести в соответствие с возможностями удовлетворения их. Большую роль в возникновении семейных конфликтов играет незнание индивидуально-психологических различий людей, знание же их позволяет понять их поведение, помогает правильно выбрать средства общения с ними. Типы темперамента нельзя делить на «хорошие» и «плохие». Людей с «чистыми» типами темперамента не бывает. Под влиянием условий жизни и воспитания темперамент подвергается изменениям. Поведение человека того или иного типа темперамента можно в определённой мере корректировать. В зависимости от обстановки холерик может сорваться, накричать, но может и сдержаться. Оскорбляющий жену и близких людей у себя дома, холерик воздержится от подобного поведения по отношению к начальнику, если знает, что это может для него плохо кончиться. Необходимо научиться различать особенности поведения, вызванного типом темперамента и неумением (или нежеланием) сдерживать себя. Кроме того, на поведение человека влияет и состояние его нервной системы, и состояние здоровья. Нервное заболевание может стать причиной несдержанности, эмоциональной вспышки. И флегматика, если очень постараться, можно вывести из себя. Если оба – холерики, то можно ожидать состояния повышенной конфликтности в семье. Если оба – флегматики, то скорее всего, конфликтных ситуаций будет мало. Если один из супругов холерик, а другой – флегматик, то вспыльчивость и нетерпеливость натолкается на выдержку, спокойное и ровное поведение другого. В этой ситуации холерик, подогреваемый ответным действием, успокоится и ссора может не возникнуть. Разумеется, отрицательное проявление того или иного темперамента должны корректироваться самовоспитанием. Частой причиной, а по данным социологов стоят на первом месте, конфликтов между супругами являются дети. Родился новый человек. До его рождения будущие родители вряд ли задумывались над тем, какой нелёгкий путь предстоит им пройти вместе, какие испытания выдержать. А испытания эти очень серьёзные. За первыми минутами умиления и восторга начинается кропотливая работа: бессонные ночи, ежедневные кормления, купания, стирка, глажка. Молодые люди, ещё не насладившиеся обществом друг друга, обнаруживают, что маленький человечек переключил всё их внимание на себя, заполнил собой всю их жизнь. Им некогда даже посидеть рядышком, беззаботно поболтать или пообщаться с друзьями. Для них закрыты дискотеки и кинотеатры, поездки за город – ребёнок приковал их к себе. Супругам приходится изменять весь строй уже сложившихся внутри семьи отношений, привычек, весь созданный ими уклад жизни. Помимо прежних ролей супругов. Они принимают на себя новые роли матери и отца. На несколько лет в семье складывается такая ситуация, когда новый член семьи фактически «диктует» своим родителям условия семейной жизни. Подобная перестройка не всегда проходит гладко. Более того, трудности этого периода иной раз приводят к таким конфликтам, которые могут на долгие годы исказить, искалечить весь строй душевных, психологических отношений между супругами. Постоянно возникающие конфликты могут негативно сказаться не только на супружеских отношениях, но и на нравственном, психическом развитии ребёнка. Ведь психика малыша, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, доминирующий во взаимоотношениях супругов, имеет здесь немаловажное значение. Проходит совсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы начинают удивляться, откуда у их малыша появились не очень приятные свойства и качества: драчливость, жадность, капризность, чрезмерная застенчивость, лживость, возникновение которых в свою очередь ведёт к серьёзному осложнению и без того натянутых отношений.
Как же избежать конфликтов, связанных с детьми? Путь только один:
перестроить свои отношения так, чтобы на первое место вышли задачи,
связанные с воспитанием ребёнка, уходом за ним. Тогда малыш станет
настоящим центром супружеских отношений, а не помехой. Психологи знают: воспитание детей – это поле битвы, на котором выясняются фактически не педагогические проблемы, а супружеские отношения, взаимные обиды. Хотя большинство людей убеждены в том, что их личные заботы – это одно, а трудности воспитания – совсем другое. Многие даже наивно полагают, что не будь их дети такими «сложными», то и супружеские отношения складывались бы у них значительно ровнее, легче. Увы, они принимают причину за следствие.
Родительская любовь обогащает
супружескую. Любовь к детям
бескорыстна по своей сути, помогает взрослым
избавиться от неизбежных на первых
порах эгоистичных установок. Опыт родительской
любви формирует такие качества,
как терпимость, внимательность к людям,
тактичность, деликатность, а потому
совершенствуют сами супружеские отношения,
делает их тоньше, глубже. Можно
сказать, что дети – своеобразная школа
воспитания родителей. Ведь
новые заботы и хлопоты заставляют действовать
иначе, чем в начале супружеской
жизни, появляются дополнительные права
и обязанности, меняются взгляды
и отношения. Каждый из супругов при рождении
ребёнка обнаруживает в себе и в
другом и новые положительные качества,
и неожиданные способности, и конечно
же, некоторые слабости, жизненную
неопытность, которые теперь
нужно преодолевать самому и помогать
другому избавиться от них.
Преодоление трудностей, связанных с воспитанием
детей и собственным совершенствованием,
поднимает супругов на качественно
новый уровень их духовного
развития, совершенствует их внутренний
мир. В преодолении трудностей
и своих слабостей люди становятся
лучше, а это обогащает их. Дети – это и
новое качество супружеских отношений.
Раньше была любовь друг к другу –
теперь она дополняется совместной
любовью к ребёнку и в порядке
обратной связи – любовью детей к родителям.
Воспитание детей – это прежде
всего самовоспитание родителей.
С появлением ребёнка возникает необходимость
многое знать и уметь, развивать
свои силы и способности, чтобы соответствовать
идеалу отца и матери. Ведь ребёнок
постоянно наблюдает поведение старших,
Вначале подражает ему, а повзрослев,
сознательно избирает идеалом
родителей или не избирает. Поэтому
нельзя в семье казаться хорошим, а
нужно таковым быть на самом
деле. Нормальные воспитательные
отношения складываются
при взаимной удовлетворённости
супругов, их соответствии друг
другу во всех видах внутрисемейных
отношений. Особое положительное
значение для воспитания детей
имеют доверительные отношения
в семье, а также
социально-психологическая готовность
супругов к браку, включая усвоение
элементарных норм и правил человеческого
общения, принятия взаимных
обязательств по отношению друг к другу,
соответствующих их семейным роля: супруга,
супруги, отца, матери и т. п.
Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, является несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности за состояние дел в семье. Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияние перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов.
Семейное
счастье зависит от обоих супругов.
Если один идёт на встречу другому,
а тот уклоняется от примирения, то супруги
могут разминуться раз, другой…
а затем может наступить окончательный
разрыв. Семейное счастье – это
постоянный творческий труд каждого из
супругов, напряжённая ежедневная
деятельность. Социологи изучали конфликтные
семьи и семьи на грани развода.
Самым серьёзным для судьбы брака является
нарушение (или разрушение) духовно-нравственной
связи, главного в супружестве. Многие
функции в таких семьях нарушаются,
претерпевают значительные изменения
психологические установки супругов
на сохранение брака. Жизненные
планы распадаются. Нарушение
физической близости выражается в том,
что супруги перестают удовлетворять
друг друга как сексуальные партнёры,
функция деторождения прекращается.
Экономическая сторона брачно-семейных
отношений также изменяется. В ведении
домашнего хозяйства появляется
разобщённость: муж и
жена начинают «обслуживать»
каждый сам себя, наблюдается
самостоятельность в финансировании.
Если какой-либо из
процессов, характерных
для дезорганизации семьи, задерживается
или прекращается, разложение семьи
не будет окончательным. Не может быть
счастлив супруг, пытающийся своё счастье
построить на несчастье другого
супруга. Только совместный
поиск путей создания счастливой
семьи может привести к успеху.
Заключение
Недостаточная осведомлённость друг о друге играет важную роль в возникновении семейных конфликтов. Данная гипотеза доказана на примерах тестов «Конфликтный ли Вы человек?», «Уровень терпимости» и т.п., где в результате обследования около 50 % испытуемых являются конфликтными личностями и уровень терпимости практически у всех средний и ниже среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов.
Личностное непонимание является основной причиной семейных
конфликтов.
Если рассмотреть результаты анализов
теста Томаса в конфликтных семьях
сложены различные стереотипы поведения.
Учитывая стиль супруга и зная
свой можно избежать возникновения
конфликтной ситуации и разрастания
конфликта.
Анализируя , можно сказать,
что нравственно-психологический
аспект является основным
в возникновении семейных конфликтов.
Однако вариант подхода оказался несколько
ограниченным: следовало бы учесть
различные взгляды и представления
о значимости в семейной
жизни сексуальных отношений, личностной
общности мужа и жены,
родительских обязанностей, профессиональных
интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового
обслуживания, моральной и
эмоциональной поддержки,
внешней привлекательности. Различные
взгляды на воспитание и принятие
ребёнка у испытуемых. Здесь также
кроется сфера конфликта.
Список
использованной литературы
1. Сатир
В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика
– Пресс, 1992.
2. Кочетов
А. И. Мужчина и женщина: отношения полов:
– Мн.: Полымя, 1989.
3. Популярная психология для родителей. Под ред. А. А. Бодалева. – М.:
Педагогика, 1989.
4. Шуман
С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины,
пути устранения. –Брест: Лаборатория
«Практической психологии и педагогики»,
1992.
5. Супружеская
жизнь: гармония и конфликты. Состав А.
А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990.
6. Аграшенков
А. В. Психология на каждый
день. Советы, рекомендации, тесты.
– М.: Вече, 2007.
7. Психология личности: тесты, опросники, методики. Авт. сост. Н. В.
Киршева и Н. В. Рябчикова.
– М.: Геликон, 1995.
8. Столяренко
Л. Д. Основы психологии. –
Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс»,
2003.