Сеченов М.И. – основоположник науки о поведении

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

В середине XIX века в науках о жизни происходили революционные события. Наиболее крупные из них были связаны с триумфом эволюционного учения Дарвина, успехами физико-химической школы, изгнавшей витализм из биологии, и разработкой Бернаром учения о саморегуляции внутренней среды организма,
Вместе с тем в системе знаний об организме появились пятна. Наименее освоенным научной мыслью – оказался отдельный организм как целостность, противостоящая среде и взаимодействующая с ней. Эта активность организма в предметной внешней среде, с которой он неразлучен, выраженная в реальных действиях, получила название поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..
Краткая биография………………………………………………………………………
Сеченов М.И. – основоположник науки о поведении………………………………
Спор между Сеченовым и Кавелиным………………………………………………..
Краткая биография Павлов И.П………………………………………………..………
Учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ……………
Краткая биография Бехтерева В.М…………………………………………………....
Объективная психология В.М.Бехтерева…………………………………………..…
Краткая биография Ухтомский А.А………………………………………………..…
Понятие о доминанте…………………………………………………………….….…
Заключение ………………………………………………………………………….….….
Список литературы………………………………………………………………….…..…
Глоссарий…………………………………………………………………………..…….…

Работа содержит 1 файл

История без глоссария.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………..

  1. Краткая биография………………………………………………………………………
  2. Сеченов М.И. – основоположник науки о поведении………………………………
  3. Спор между Сеченовым и Кавелиным………………………………………………..
  4. Краткая биография Павлов И.П………………………………………………..………
  5. Учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ……………
  6. Краткая биография Бехтерева В.М…………………………………………………....
  7. Объективная психология В.М.Бехтерева…………………………………………..…
  8. Краткая биография Ухтомский А.А………………………………………………..…
  9. Понятие о доминанте…………………………………………………………….….…

Заключение  ………………………………………………………………………….….….

Список литературы………………………………………………………………….…..…

Глоссарий…………………………………………………………………………..…….…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В середине XIX века в науках о жизни происходили революционные события. Наиболее крупные из них были связаны с триумфом эволюционного учения Дарвина, успехами физико-химической школы, изгнавшей витализм из биологии, и разработкой Бернаром учения о саморегуляции внутренней среды организма,

Вместе с тем в системе знаний об организме появились пятна. Наименее освоенным научной мыслью – оказался отдельный организм как целостность, противостоящая среде и взаимодействующая с ней. Эта активность организма в предметной внешней среде, с которой он неразлучен, выраженная в реальных действиях, получила название поведения.

Если Германия дала миру учение о физико-химических основах жизни, Англия – о законах  эволюции, Франция – о стабильности внутренней среды организма, то именно Россия дала науку о поведении. Создателями этой новой науки, отличной от физиологии (изучающей отдельные органы и функции живого тела и взаимосвязи их в его целостное устройство) и от психологии (изучающей психику сознательную и бессознательную), были русские ученые – И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский. У них были свои школы и ученики, и их уникальный вклад в мировую науку получил всеобщее признание.

Под влиянием созданной  в России науки о поведении  в Соединенных Штатах Америки  возник бихевиоризм, о котором мы уже говорили. Бихевиоризм от начала XX века до наших дней определяет общий облик американской психологии. Но путь, на который вышли воспитанные на трудах русских ученых (прежде всего И.П.Павлова) американские бихевиористы, существенно отличался от развития науки о поведении в России. Объясняется это тем, что в России и в США наука о поведении развивалась в различных социально-культурных ареалах.

На протяжении всей истории человеческой мысли  над ее попытками разгадать тайну  человеческой натуры неизбывно тяготела диада: душа и тело, мозг и сознание. С возникновением науки о поведении диада сменилась триадой: организм – поведение – сознание (психика). Это столкнуло научное изучение живых существ со множеством новых задач. Приверженность диаде неизбежно вела к дуализму. Но, как сказал в свое время еще молодой Н.Г.Чернышевский, никакого дуализма в человеке не видно. Он – человек представляет собой целостное существо (этим, конечно, своеобразие форм, образующих целостность, не отрицается).

Понятие о поведении  позволяет объяснить интегральный характер жизненных проявлений, ибо, будучи особой активностью организма (а не бесплотного духа), оно способно реализовать ее в той предметной среде, где ему "приказано выжить". В этом смысле понятие "поведение" можно назвать междисциплинарным. Ибо оно включает и то, что присуще живому телу, и то, что присуще живой душе, но в то же время несводимо ни к одному, ни к другому. Под конец жизни, подводя итоги своего огромного опыта (35 лет) изучения поведения, И.П.Павлов сказал: он испытывает радость по поводу того, что ему "вместе с "полком дорогих сотрудников" удалось, вслед за Иваном Михайловичем Сеченовым, приобрести для могучей власти естественно - научного исследования, вместо половинчатого весь нераздельно организм". Под "половинчатым" он понимал организм, расщепленный на душу и тело, сознание и мозг. В том же, что объектом объективной, точной науки стал весь нераздельно организм, он с полным основанием видел, говоря его словами, "целиком нашу русскую неоспоримую заслугу в мировой науке, в общей человеческой мысли". Создание науки о поведении и явилось, опять-таки говоря словами И.П.Павлова, "достойным памятником русского ума".[5]

 

 

 

 

 

 

 

  1. Краткая биография

 

Сеченов Иван Михайлович

         1829-1905.

 

Выдающийся  русский физиолог и естествоиспытатель. Родился в Симбирской губернии. Получил образование в инженерном училище в Петербурге. После двух лет военной службы Сеченов продолжил образование на медицинском факультете Московского университета и в ряде немецких университетов. После защиты диссертации в петербургской Медико-хирургической академии он был оставлен в академии на  должности профессора. Здесь, проводя экспериментальные исследования на земноводных, Сеченов открыл явление центрального торможения, подтолкнувшее его к распространению идеи рефлекса на любую психическую деятельность, включая и деятельность человека. Итогом его работ стала знаменитая книга «Рефлексы головного мозга», опубликованная в 1863 г. Эта книга имела не только выдающееся научное значение.  Совпав по времени с началом эпохи реформ в России, она превратила ее автора в почти культовую фигуру, воспринимавшуюся как символ отрицания прежних научных авторитетов. В Сеченове, не без некоторого основания, видели прототип нигилиста Базарова - героя романа «Отцы и дети» Тургенева.

     В  1870-1876 годах Сеченов работал в  одесском университете, а в последующие  12 лет - профессором Петербургского  университета. В 1889-1901 годах Сеченов   был профессором Московского  университета, посвятив последние  годы жизни исследованиям в области биоритмологии и психофизиологии труда. [4]

 

  1. Сеченов М.И. – основоположник науки о поведении

 

В начале 60-х  годов XIX века в книжке журнала для  врачей "Медицинский вестник" появилась статья, которая принадлежала Сеченову и называлась "Рефлексы головного мозга".

Применив хорошо известное слово "рефлекс", Сеченов  придал ему совершенно новый смысл. Он сохранил восходящую к Декарту  идею о том, что рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие  того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Слово "машина" было метафорой. Оно указывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы.

В свое время  много шума наделал трактат французского философа XVIII века Ламетри "Человек машина". Автор из страха перед властями опубликовал его под именем какого-то безвестного англичанина. И когда вышел из печати сеченовский трактат, враги материализма стали обвинять Сеченова в том, что он пытается реанимировать идеи этого безбожного француза. Но русская интеллигенция была достаточно образованна, чтобы понять сеченовский вызов. Употребляя термин "рефлекс", он наполнил его таким содержанием, которое сохраняло высокое достоинство человеческой личности и вместе с тем показывало возможность строго научного объяснения высших проявлений личности.

Во что же превратилась старинная модель рефлекса под руками Сеченова? Рефлекс, как было признано всеми, состоит из трех главных звеньев, которые были Сеченовым переосмыслены и к ним добавлен четвертый.

Итак – первый блок. Им, согласно новой сеченевской  схеме, является не просто физическое внешнее раздражение, но такое раздражение, которое становится-чувствованием  – сигналом. Иначе говоря, рефлекс  начинается с различения (благодаря органам ощущений) тех внешних условий, в которых совершается ответное действие. Поэтому оно изначально не является "слепым" толчком. Это и есть тот первичный акт поведения, который отличает открытое Сеченовым неклассическое понимание рефлекса от всех прежних трактовок этого понятия.

Сеченов выдвинул оригинальный взгляд на работу мышцы, отвечающей на толчки из внешней среды. Задолго до Сеченова было открыто, что  мышцы обладают чувствительностью. Но не только в том смысле, что  мы ощущаем в них боль или усталость. Мышца – такова важнейшая мысль Сеченова – служит также органом познания. В ней имеются нервные (сенсорные, чувствительные) окончания, которые сигнализируют о том, в каких внешних пространственно-временных условиях совершается действие.

Из этого следует, что лишь по видимости рефлекторная работа завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются "обратно" в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, реализуемом по типу рефлекса, в отличие от рефлекторной дуги, действует рефлекторное кольцо. Не прерывно происходит кольцевое управление поведением организма в среде. Оно образует тот фундамент, на котором складывается другой, более высокий уровень отношений организма со средой. Последний отличается тем, что поведение становится психически регулируемым. Если раньше главным началом служило, как сказано, "согласование движения с чувствованием – сигналом", то теперь возникает новый уровень ориентации организма в окружающем мире. Происходит переход от поведенческого уровня к психическому. На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы.

Сигнал преобразуется  в образ восприятия предмета, т.е. в психический образ. Но тогда и действие становится уже другим. Оно – не простая реакция на сигнал (как это было на поведенческом уровне). Оно сообразуется с "картиной" среды, которую осваивает организм. Из движения оно превращается в психическое действие. До-психическое поведение становится психически регулируемым. Соответственно изменяется и характер умственной работы. Если раньше она являлась бессознательной (когда, например, работа мышечной системы глаза позволяла определять расстояние между предметами, их величину и т.д. чисто "автоматически", без вмешательства сознания), то теперь, как было аргументированно показано Сеченовым в трактате "Элементы мысли" (первое издание опубликовано в 1878 году), из элементарных операций мысли преобразуются в самые сложные.

Но здесь  мы уже перешли из области науки о поведении в другую область, оперирующую другими категориями, – в область психологии. Напомним, что это было в тот период, когда назрело время отделения психологии от философии. И Сеченов, опираясь на разработанное им учение о поведении, предлагает свой проект создания новой, объективной психологии.[5]

 

  1. Спор между Сеченовым и Кавелиным

 

С ориентацией  психологической науки на решение  этических проблем не был согласен Сеченов, совершенно по-другому подходивший  и к предмету и к задачам психологии. Считая ее наукой о поведении, он главную задачу видел в исследовании законов поведения и психических процессов, хотя не отрицал и возможности психологии влиять на воспитание человека. Свои взгляды на программу построения психологии он изложил в работе «Кому и как разрабатывать психологию», которая вышла, как и статья Кавелина, в 1872 г.

Главные вопросы, по которым происходила полемика, были связаны также с проблемой  свободы воли и методов исследования психики.

Обсуждая методы исследования психики, Сеченов и Кавелин соглашались с тем, что интроспекция не может быть единственным и ведущим способом исследования. Общей была и мысль о необходимости изучения генезиса, развития психических процессов, но разный подход к психологии и разное понимание психических процессов затрудняли их согласие и служили основой расхождения в тех вопросах, в которых они были близки друг другу.

Главное, с чем  был не согласен Сеченов в подходе  Кавелина, -это то, что существует особый психический орган, психическое  зрение, являющееся инструментом познания окружающего. Эта критика совершенно естественна, так как именно Сеченов разработал основы общепризнанной в настоящее время рефлекторной теории познания. Не будет преувеличением сказать, что главным для психологии было даже не столько открытие рефлекторной природы поведения, так как об этом пусть и на другом уровне, но говорили и раньше, сколько открытие роли мышцы, роли движения в познании окружающего. Однако второе утверждение Сеченова о том. что выделение двух начал в человеке не соответствует действительности и что все процессы, и психические и физические, имеют одну детерминацию - естественную, не может быть безоговорочно принято.

Предостерегая против сведения психики к биологически детерминированной, Кавелин в принципе высказывал совершенно справедливое суждение о том, что личностью является только человек, действующий под влиянием собственной мотивации. Однако при его понимании психического он не мог примирить свой взгляд на личность с естественностью происхождения души человека, доказывая, что в естественной психологии личность никогда не сможет быть изучена, так как личность считает себя всегда центром вселенной, а естественные науки в личностях видят лишь единицы подобных друг другу организмов.

Он также  не мог согласиться с тем, что поведение - это выработка условных рефлексов, так как при таком подходе на воспитание смотрят как на один из видов дрессировки. Нельзя не признать правильность многих критических замечаний Кавелина, особенно в вопросах, касающихся воспитания. Справедливость их, связанная с уровнем восприятия теории рефлексов в обществе, была признана и Сеченовым, который счел необходимым разъяснить некоторые положения своей теории, в частности понимание проблемы свободы воли, о чем говорилось выше.

Справедливость этих замечаний Кавелина подтверждается и историей науки. Так, в психологии после Гартли и Уотсона, которые доказывали, что человек является своеобразной марионеткой, возникли противоположные взгляды на психику человека, например экзистенциальная и гуманистическая психология.

Информация о работе Сеченов М.И. – основоположник науки о поведении