Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:54, доклад
Некоторые авторы рассматривают созависимость как болезнь, другие описывают ее в форме полезного для практики психологического поведения. С точки зрения автора статьи, созависимость скорее соответствует патологическому развитию личности. Созависимость является мучительным состоянием для человека (подчас более мучительным, чем сама зависимость от психоактивных веществ). Клинические закономерные «спутники» созависимости: дистимия, тревога, депрессия, пограничные нарушения, пассивно-агрессивное поведение, психосоматические нарушения.
10 Что такое созависимость?
Некоторые авторы рассматривают созависимость как болезнь, другие описывают ее в форме полезного для практики психологического поведения. С точки зрения автора статьи, созависимость скорее соответствует патологическому развитию личности. Созависимость является мучительным состоянием для человека (подчас более мучительным, чем сама зависимость от психоактивных веществ). Клинические закономерные «спутники» созависимости: дистимия, тревога, депрессия, пограничные нарушения, пассивно-агрессивное поведение, психосоматические нарушения.
Единого краткого определения созависимости нет. В качестве рабочего можно принять следующее определение: «Созависимый человек – этотот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботиться об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей». Созависимость в известном смысле – это отказ от себя.
Созависимыми являются:
• люди, состоящие в браке или находящиеся в любовных взаимоотношениях с больным зависимостью от психоактивных веществ;
• родители больных зависимостью от психоактивных веществ;
• люди, имеющие одного или обоих родителей, больных зависимостью от психоактивных веществ;
• люди, выросшие в эмоционально репрессивных семьях;
• люди, страдающие зависимостью, до и после активного периода болезни (преморбидное и постморбидное состояние).
11 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Суицид – это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение - это само разрушительное поведение, к которому кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие причины:
Для установления причин суицидального поведения важное значение имеют их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому. Установить мотивы и причины не всегда удается из-за недостатка сведений.
Социальная среда определяется микроклиматом в семье, в трудовом или учебном коллективе, состоянием социальной сферы, соблюдением социальной справедливости, материальной обеспеченностью и другими объективными обстоятельствами влияющими на поведение человека, которые он сам часто не в силах изменить. 1
Интервенция отклоняющегося поведения
личности является еще одним направлением
социально-психологического воздействия.
Психологическая интервенция - это
психологическое вмешательство
в личностное пространство для стимулирования
позитивных изменений. Цель интервенции
девиантного поведения личности состоит
в ослаблении или устранении тех форм
ее поведения, которые препятствуют социальной
адаптации.
Отличительной особенностью психологической
интервенции в Целом является желание
изменений со стороны самой личности,
ее готовность к сотрудничеству с психологом.
В случае отклоняющегося поведения несовершеннолетних
инициатива и согласие должны исходить
от законных представителей интересов
ребенка.
Основная трудность работы с отклоняющимся
поведением личности состоит в том, что,
как правило, на первых этапах социаль-но-психологической
помощи человек сопротивляется изменениям
несмотря на выраженные негативные последствия
своего поведения. В таких случаях основанием
для вмешательства может быть Степень
вреда, причиняемого девиацией, или уровень
социальной дезадаптации личности. Например,
причиной обращения за помощью наркозависимого
человека часто являются либо серьезные
проблемы со здоровьем, либо достижение
им ситуации "социального дна". Заболевания,
сопровождающие употребление наркотиков,
хорошо известны - гепатит, ВИЧ-инфекция,
психические расстройства. Социальная
деградация, в свою очередь, выражается
в криминализации, утрате трудоспособности,
изоляции, потере жилья и семьи.
Таким образом, ведущие задачи психологического
вмешательства при девиантном поведении
можно сформулировать следующим образом:
» формирование мотивации на социальную
адаптацию или выздоровление; » стимулирование
личностных изменений; » коррекция конкретных
форм отклоняющегося поведения; » создание
благоприятных социально-психологических
условий для личностных изменений или
выздоровления.
Эффективность работы оценивается как
по объективным признакам уменьшения
нежелательного поведения (например, случаев
употребления наркотиков), так и по субъективным
изменениям (например, усилению желания
вести трезвый образ жизни). Одним из наиболее
важных критериев позитивных изменений
выступает повышение уровня социальной
адаптации личности.
В случае психологической интервенции
отклоняющегося поведения используются
все известные методы психологического
воздействия, часто те же, что и в психопрофилактической
работе. Ведущими методами психологической
интервенции являются психотерапия, психологическое
консультирование, психологический тренинг,
организация терапевтической или саногенной
среды.
Наиболее популярной формой психологической
работы с личностью является консультирование
в сочетании с психотерапией. Границы
между двумя выделенными формами помощи
в случае девиантного поведения практически
трудно различимы. Термин "консультирование"
более приемлем для работы со здоровыми
людьми. Учитывая сложный характер поведенческих
девиаций, их склонность переходить в
болезненные расстройства, далее, говоря
о психотерапии или консультировании,
мы будем иметь в виду именно их гармоничное
сочетание.
При отсутствии единой теории личности
существуют различные концепции и формы
консультирования (психотерапии). Наибольшее
развитие и признание получили три ведущих
направления: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое,
гуманистическое. Эти исторические модели
дали жизнь сотням модификаций, в связи
с чем появились и различные классификации.
В зависимости от целей интервенции выделяют
три вида психотерапии [18]: » поддерживающая
психотерапия - обеспечивает поддержку
имеющихся защитных сил и выработку новых
более эффективных способов поведения;
» переучивающая психотерапия - стремится
к изменению поведения; » личностно-реконструктивная
- нацелена на внутриличностные изменения
через осознание интрапсихических конфликтов.
В клинической практике принято деление
методов психотерапии на симптомо-центрированные,
личностно-центрированные и социоцентрированные.
Психотерапия может быть реализована
враз-личных формах, например: групповая,
семейная или индивидуальная, длительная
или краткосрочная, директивная или недирективная,
ориентированная на решение проблемы
или личностные изменения. На практике
чаще используются комбинированные методы.
Кроме того, существует множество модификаций
основных психотерапевтических методов.
Например, в Психотерапевтической энциклопедии
под редакцией Б. Д. Карвасарского [22] описывается
около ста психотерапевтических методик,
реальное их количество - еще больше. Многие
авторы в то же время отмечают приблизительно
равную эффективность различных видов
психотерапии, подчеркивая ведущее значение
личности специалиста.
Стратегии социально-психологического
вмешательства при различных формах отклоняющегося
поведения
Различные формы девиантного поведения
требуют внесения некоторых корректив
в использование основных психологических
методов. С известной долей условности
можно наметить некоторые общие стратегии
социально-психологического вмешательства
в отношении основных видов отклоняющегося
поведения.
Поведенческая коррекция
признается одной из наиболее адекватных
и эффективных форм психологического
воздействия на личность с отклоняющимся
поведением. Поведенческий подход имеет
ряд очевидных преимуществ. Для
него характерны концептуальная четкость
и относительная простота методов. Он
непосредственно нацелен на поведенческие
изменения и имеет выраженный практический
характер. Поведенческая интервенция
хорошо сочетается с фармакотерапией.
Среди других ее достоинств: широкий спектр
возможностей, наглядная результативность
метода, краткосрочность.
Эффективность воздействия определяется
его целями, которые, в свою очередь, формулируются
на основе изучения ведущих механизмов
и причин нежелательного явления. С момента
зарождения бихевиоризма и до наших дней
поведение личности преимущественно ассоциируется
с внешними действиями, а поведенческие
методы — с условными рефлексами. Тогда
как современная поведенческая психология
выходит далеко за рамки внешне наблюдаемого
поведения. В настоящее время она является
синтезом нескольких направлений, таких,
как классическая поведенческая теория,
необихевиоризм, когнитивный подход, теория
социального научения, нейропсихология,
копинг-теория. Более того, поведенческая
психология широко использует данные,
полученные в других областях психологической
науки, например в психоанализе.
Интеграция психологических знаний закономерно
привела к углублению самого понятия «поведение».
Сегодня в структуре поведения выделяют
несколько взаимосвязанных уровней: мотивация,
побуждающая к поведению; эмоциональные
процессы, сопровождающие поведение; саморегуляция
поведения; когнитивная переработка информации;
наконец, внешне наблюдаемые проявления
и действия.
Нарушения в данных подсистемах выступают
причинами отклоняющегося поведения личности
и определяют направления психологического
воздействия. Перечислим основные подсистемы
отклоняющегося поведения.
Девиантная мотивация — это ценности,
потребности, убеждения, личностные смыслы
— все, что имеет значение для данного
человека и побуждает его к анормативной
активности. Человеческие потребности
— нормальные, например, в комфорте или
безопасности — становятся причинами
отклоняющегося поведения в тех случаях,
когда личность испытывает дефицит в приемлемых
способах их удовлетворения. Отклоняющееся
поведение также может быть связано с
дефицитом высших смыслообразующих и
жизнеутверждающих ценностей, с духовным
кризисом личности. Наконец, мотивация
девиантного поведения может иметь форму
агрессивных и саморазрушительных побуждений,
враждебных установок и корыстно-эгоистических
мотивов.
Другую группу причин составляют эмоциональные
проблемы и тесно с ними связанные трудности
саморегуляции. Отклоняющееся поведение,
как правило, сопровождается негативными
эмоциями или эмоциональными расстройствами,
например агрессией или депрессией. Ведущую
роль в происхождении девиантного поведения
играет тревога. Эмоциональные проблемы
порождают трудности релаксации {расслабления)
и саморегуляции в целом. Нарушения также
затрагивают регуляцию произвольных действий
— целеполагание, планирование, оценку
и самоконтроль. Саморегуляция, в свою
очередь, может быть нарушена вследствие
личностных особенностей, таких, как неразвитая
речевая регуляция, низкая рефлексивность,
заниженная самооценка.
Следующая группа причин отклоняющегося
поведения включает негативно-девиантный
социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие
стереотипы (привычки, навыки), когнитивные
искажения и дефициты, подкрепляемые социальными
условиями. Это также элементарное отсутствие
в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий
дефицит), составляющих основу дезадаптивности
личности.
Рассмотренные причины девиантного поведения
позволяют сформулировать стратегические
цели психологической помощи личности
с отклоняющимся поведением:
Более частными и конкретными
задачами психологического воздействия
на отклоняющееся поведение
.
Ведущую цель психологической коррекции
отклоняющегося поведения личности можно
сформулировать как достижение позитивных
поведенческих изменений в выделенных
направлениях.
Психологическая интервенция может осуществляться
в форме консультирования, педагогической
коррекции, тренингов, психотерапии. Также
она может иметь вид индивидуальной, семейной
или групповой работы. Во всех случаях,
независимо от формы и условий, должны
соблюдаться основные принципы поведенческой
коррекции — наиболее общие требования
к деятельности специалиста. Ведущими
принципами поведенческой психологии
являются: объективность, поведенческая
оценка, системность и сотрудничество
[5, 7, 11, 15]. При этом должны также соблюдаться
общие принципы оказания психологической
помощи, рассмотренные в предыдущей теме.
Принцип объективности предполагает ориентацию
преимущественно на внешне проявляемые
и измеряемые переменные. Это могут быть:
эмоциональные реакции, высказывания,
жесты, физиологические проявления (сердцебиение,
покраснение, дрожь), двигательные реакции,
симптомы (головокружение, спазм мышц,
страхи), мысли, конкретные действия и
поступки. Поведенческие проявления должны
фиксироваться максимально конкретно
(объективно) и систематически.
Другой важный принцип — поведенческой
оценки — указывает на необходимость
проведения функционального анализа поведения
клиента. Поведенческая оценка проводится
при первой же встрече, а также впоследствии
для оценки эффективности работы или изменения
тактики воздействия. Она может осуществляться
в форме заполнения таблицы с тремя колонками,
каждая из которых, соответственно, содержит:
Например, агрессивное поведение
фиксируется каждый раз, как только
возникает, с отметкой о форме, силе
и продолжительности во втором столбце.
В первый столбец заносятся пометки
о конкретной ситуации, в которой
разворачивалось поведение, и стимулах,
его вызывающих, например: время, окружение,
конкретная фраза начальника. В третью
графу помещают данные о последствиях
данного агрессивного поведения
— переживания и мысли самого
человека или реакции окружающих
людей.
Поведенческую оценку обычно проводят
в ходе интервью с клиентом или людьми,
хорошо его знающими. Другой распространенной
формой анализа поведения является дневник
самонаблюдения клиента. Также используются:
прямое наблюдение за клиентом; получение
информации от других специалистов; организация
ролевых игр. Дополнительными источниками
данных, необходимых для оценки, могут
быть: медицинская информация, результаты
анкетирования и тестирования, экспертные
оценки.
Следующий принцип обязывает рассматривать
отклоняющееся поведение личности в системе
ее значимых отношений. Принцип системности
предполагает оценку роли девиантного
поведения в различных социальных системах
и жизни личности в целом. Важно понимать,
какую функцию симптоматическое поведение
выполняет в различных ситуациях и системах
(в семье, группе сверстников, учебно-профессиональной
группе). Необходимо также оценить, как
сами системы поддерживают дисфункциональное
поведение.
Полученные данные позволяют определить:
в чем суть проблем, Как они возникают
и что способствует их закреплению. При
этом важное значение имеет оценка функционального
значения отклоняющегося поведения —
той психологической «выгоды», которую
человек из него извлекает и которая самоподкрепляет
данное поведение.
В результате поведенческого анализа
формулируются цели помощи, а также способы
контроля ее эффективности. Поскольку
у клиентов обычно бывает несколько проблемных
областей, необходимо выявить степень
опасности каждой из них, в соответствии
с чем спланировать последовательность
работы.
Поведенческая интервенция оценивается
как достаточно авторитарная система,
предполагающая контроль специалиста
за поведением другого человека. Для личности
с поведенческими проблемами возникает
реальная опасность передачи ответственности
за свое поведение специалисту. Все это
делает особенно актуальным соблюдение
принципа сотрудничества. В соответствии
с данным принципом клиент не только должен
проявлять осознанное желание изменения
собственного поведения, но и активно
участвовать в выборе целей и методов
последующей работы (с учетом конкретных
внутренних и внешних условий). Разделение
ответственности происходит в форме заключения
договора о сотрудничестве. Важную роль
в повышении продуктивной активности
личности играет самостоятельная работа
(клиента) по выполнению домашнего задания
в промежутках между терапевтическими
встречами.
Таким образом, ведущим условием эффективности
воздействия на отклоняющееся поведение
личности является следование выделенным
принципам поведенческой интервенции.
Другим важным моментом, безусловно, можно
назвать методы поведенческой интервенции.
В настоящее время в поведенческой психологии
используются следующие основные группы
методов: