Самовоспитание личности:сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Общественная среда, политическая ситуация в стране, экономическое положение, особенности социальных условий, совокупность разнообразных социальных и духовных отношений и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности. Не менее важным представляется влияние микросреды на становление личности человека, ведь люди, живущие в одной и той же макросреде, принадлежат к другим микросредам

Работа содержит 1 файл

психология самовоспитание личности сущность реферат.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Аутотренинг — основной метод самоуправления поведением, обеспечивающий развитие сил и способностей.

Знаменитый  археолог Генрих Шлиман ежедневно учил наизусть несколько страниц текста из разных книг. Через три года он мог запоминать при двух, трехкратном  повторении до 20 страниц текста. Он усовершенствовал свою память в такой мере, что за 6—8 недель мог усвоить один из новых иностранных языков. Это — интеллектуальный аутотренинг.

Физический  аутотренинг применяют практически  все выдающиеся спортсмены. Например, абсолютный чемпион XXII Московской олимпиады Александр Дитятин в детстве был хилым ребенком, сутулился, был неповоротлив, не терпел хореографического станка, неважно занимался в спортшколе. Но Александр решил выработать у себя упорство. Начались физические тренировки на пределе возможностей, до полной усталости. Уже в 15 лет он добился изумительной чистоты в исполнении упражнений. Затем он стал очень быстро расти — 12 см в год, достиг роста 178 см. Считалось, что у него шансы на успех в спорте резко упали. Но Александр стал заниматься гимнастикой еще активнее, еще напряженнее. И через год выигран титул чемпиона спартакиады СССР, а в 1976 году он стал серебряным призером Олимпиады в многоборье. А далее последовали травмы. Специалисты утверждали, что достигнуть пика формы уже невозможно. Но Дитятин стал закалять свой характер и прежде всего выработал психическую устойчивость при неудачах. Так физический аутотренинг перерос в психический, что позволило ему вновь наращивать успехи в спорте. «Победа на Московской олимпиаде — всегда победа над собой»,—заявил олимпийский чемпион.

Приемы аутотренинга строятся на синтезе интеллектуального, физического и волевого самоуправления деятельностью и поведением.

Самостоятельность — это выбор практической задачи в соответствии с целями жизни, организация себя на ее выполнение. В конечном счете самостоятель ность служит предпосылкой самоорганизации жизни, а на этой основе формируется механизм управления своим поведением. Самоуправление поведением означает самоконтроль за действиями и поступками, мыслями и чувствами, активизацию своих усилий в одном направлении и сдерживание их — в другом.

Приемами самоактивизации  выступают самопоощрение (сделал работу хорошо — можно позволить себе развлечься, пойти в гости, поговорить с друзьями и др.), самонаказание (плохо получилось — откажись от удовольствия, выполни неприятную работу и др.), самостимуляция (это тебе полезно, это важно, это интересно, это нужно коллективу, семье), самоободрение (уже лучше, еще раз и будет совсем хорошо! Не унывай, все равно получится, еще раз и тщательнее!).

Самообладание строится на самоконтроле, предполагает самопроверку, самооценку сделанного. (Проверим, соответствует ли задуманное тому, что получилось: здесь так, здесь почти то, что надо, здесь не так! Сделал хорошо — молодец, заслужил сегодня два часа катанья на коньках или прогулку в лес, выход в кино. Сделал плохо — оставайся без удовольствия!) В самообладании важен самоприказ (это ты должен сделать, возьми себя в руки, действуй, сделай во что бы то ни стало!).

Заключение

Итак, самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой  составляет одну из важнейших задач  воспитания. Я попытался выделить основные этапы возникновения и  развития самовоспитания.

Во-первых, это  осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая  требует самовоспитания..

Во-вторых, овладение  навыками самостоятельной работы в  той области деятельности, в которой  хочу добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судишь о себе, верные ли цели я ставлю и нужные ли приемы выбираю.

В-четвертых, организация  самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс  формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить себя в необходимости  самовоспитания, то процесс формирования творческой личности будет протекать более эффективно.

Таким образом, самовоспитание является неотъемлемой частью развития творческих способностей личности. Самовоспитание помогает подростку  справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своему творчеству критично, что в большей степени обуславливает уровень профессионализма в той или иной творческой деятельности.

Список литературы

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006.
  2. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2006.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2005.
  4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник - М.: Высшее образование,2008.
  5. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. - М.: Класс, 2005.
  6. Цареградская Ж.В. Новорожденный. Уход и воспитание. - М.: Рожана, 2005.

 

1 Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2005.

2 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник - М.: Высшее образование,2008.


Информация о работе Самовоспитание личности:сущность и содержание