Самовоспитание личности:сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Общественная среда, политическая ситуация в стране, экономическое положение, особенности социальных условий, совокупность разнообразных социальных и духовных отношений и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности. Не менее важным представляется влияние микросреды на становление личности человека, ведь люди, живущие в одной и той же макросреде, принадлежат к другим микросредам

Работа содержит 1 файл

психология самовоспитание личности сущность реферат.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общественная среда, политическая ситуация в стране, экономическое положение, особенности социальных условий, совокупность разнообразных социальных и духовных отношений и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности. Не менее важным представляется влияние микросреды на становление личности человека, ведь люди, живущие в одной и той же макросреде, принадлежат к другим микросредам, где происходит их непосредственное общение и удовлетворение разнообразных потребностей (прежде всего это семья, класс в школе, студенческая группа, производственный коллектив и т.д.). События макро- и микросреды вносят объективные изменения в ход жизни человека и не являются однозначными по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к этому событию.

Указывая на влияние социальной среды, ученые не абстрагируются и от биологической природы человека, которая так же влияет на процесс развития личности. Это влияние осуществляют заложенная в человеке природная способность к развитию, определенные задатки, предрасположенность к той или иной деятельности.

И еще одним  существенным фактором развития личности выступает воспитание. Без специально организованного и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки. Для их превращения в способности необходимы соответствующим образом организованное обучение. В отличие от обучения и воспитания влияние среды носит больше стихийный и неорганизованный характер и само по себе влияние среды не может обеспечить решение задач, связанных с формированием личности и ее подготовкой к жизни, а особенно профессиональной деятельности. Как одним из внутренних факторов воспитания, выступает самовоспитание.

 

1. Самовоспитание личности 

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился человек», - т. е. говорим о биологическом  его рождении. Однако дальнейший процесс  биологического развития теснейшим  образом сочетается с приобретением  таких качеств и свойств, которые  по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие «человек» включает в себя более узкое и специфическое понятие - «личность».

О личности мы судим по следующим признакам:1

1. определенные  сформированные социальные качества (ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений);

2. личность характеризуется  таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять  собственным поведением и деятельностью  .  
Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т. д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника .

Педагог А. И. Кочетов  определяет следующие параметры самовоспитания:

- направленность, т. е. мотивы работы над собой;

- содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);

- устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);

- эффективность в формировании личности (выполняет функций главные и вспомогательные) .

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитанием заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.

Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.

Пять «надо» (по Кочеткову):

1) всегда помогать  родителям;

2) выполнять  требования учителей, учиться добросовестно;

3) быть честным;

4) подчинять личные интересы коллективным;

5) всегда и  всюду проявлять добросовестность.

Пять «можно»:

1) веселиться  и играть, когда работа сделана на «отлично»;

2) забывать обиды,  но помнить, кого и за что ты обидел сам;

3) не унывать  при неудачах; если ты обладаешь упорством — все равно получится;

4) учиться у  других, если они лучше тебя трудятся;

5) спрашивать, если  не знаешь; просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому:

1) быть честным.  Сила человека в правде, слабость его — ложь;

2) быть трудолюбивым. Не бояться неудач в новом  деле. Кто упорен, тот из неудач  создаст успех, из поражений выкует победу;

3) быть чутким  и заботливым. Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься;

4) быть здоровым и чистоплотным. Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся;

5) быть внимательным, тренировать внимание. Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя:

1) учиться без  старания, лениво и безответственно;

2) грубить и  драться со сверстниками, обижать младших;

3) терпеть у  себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей;

4) проходить  мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям;

5) критиковать  других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять «хорошо»:

1) уметь владеть  собой (не теряться, не трусить,  не выходить из себя по пустякам);

2) планировать каждый свой день;

3) оценивать свои поступки;

4) сначала думать, а потом делать;

5) браться вначале за самые трудные дела.

Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью «надо». Это означает, что к нему предъявляются  повышенные требования при выполнении именно данных правил.

Одновременно  указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять «хорошо», поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.

2. Методы и приемы  работы над самовоспитанием личности

Все методы самовоспитания основываются на развитом самосознании и самоуправлении поведением.

Управление собой с  помощью слова, мысли включает методы самоубеждения и самовнушения2

Самоубеждение — это всегда спор с собой, анализ разных путей и средств достижения поставленной цели, выбор варианта поведения или способа самовоспитания. Поэтому самоубеждение предполагает наличие развитого мышления и определенного жизненного опыта. В юности чаще всего совершаются три ошибки: доказывается самому себе то, что хочется, а не то, что объективно существует; отдельный жизненный факт принимается за закономерное явление и тем самым что-то преувеличивается или преуменьшается; с неохотой воспринимается опыт других, тогда как собственный опыт еще недостаточен и противоречив.

Самоубеждение начинается с анализа аргументов «за» и «против» той или иной линии поведения. Логично доводы разбить на две группы и постепенно их записывать в колонки напротив друг друга (хочется потому-то, но нереально потому-то).

В самовоспитании надо выполнять следующие правила использования метода самоубеждения:

1) любое задуманное дело  связывать с поставленной жизненной  целью,  с  намеченной  программой  самовоспитания;

2) убеждение себя —  это всегда выбор линии поведения на основе борьбы мотивов, из которых следует выделить два главных, нередко противоположных по значению, и тщательно их взвесить;

3) прислушаться к мнению  товарищей, наставников, педагогов,  родителей  и  попытаться  понять  мотивы поведения других людей, сопоставить их с собственными;

4) принимать  решение  на  основе  всестороннего анализа своих и чужих мнений;

5) ведущими доводами в  принятии решения должны быть: как будет принято мое поведение,  мои поступки другими, кому  они принесут пользу и кому  вред?; смогу ли я выполнить  качественно всё то, что хочу сделать, есть ли у меня силы для выполнения принимаемого решения? Мера нравственности решения определяется его общественной пользой, а мера действенности решения — объективностью самооценки и требовательностью к себе.

Самовнушение — другой метод, основанный на воздействии словом. Оно предполагает воздействие словом на свою психику без всякого критического анализа идеи, без сопротивления чужому мне-нию. В самовнушении мысль принимается на веру, она сразу захватывает чувства. Именно этим часто объясняется воздействие религиозных обрядов на психику: здесь внушение переходит в самовнушение. В жизни нередки и такие примеры самовнушения, как приписывание себе той или иной болезни, вера в какое-то чудо, рок, предчувствие. Человек порой умирает от болезни, которой у него вовсе нет, «сохнет» от якобы «дурного глаза».

Истинная формула  самовнушения в самовоспитании такова: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Во мне появляется то, что я хотел иметь. Я уже  такой, каким хотел стать». Между этими стадиями проходит не более двух недель. Без самовнушения для выработки какого-либо качества надо не менее полугодия, т. е. в десятки раз больше времени. Самовнушение затем перерастает в самоуправление поведением на основе внушенной идеи, и тогда приобретенное качество превращается в устойчивую черту личности. Самовнушение эффективно, если оно соединяется с самоупражнениями, иначе эффект его кратковременный.

Самовнушение  начинается с аутогенных тренировок. Их система была отработана в нашей стране известными врачами и психологами. Она включает в себя пять видов упражнений. Первое упражнение ставит целью научить человека, отключаясь от внешних раздражителей, вызывать у себя ощущение тяжести в конечностях, в разных частях своего тела; второе — вызывать самоощущение тепла в различных частях тела; третье направлено на овладение ритмом сердечной деятельности; четвертое — на управление ритмом дыхания; пятое упражнение предполагает сочетание ощущения тяжести и прохлады, тяжести и тепла в различных частях тела. Опыт йогов в аутогенной тренировке, т. е. умении самонастраиваться, показал, что можно даже останавливать на определенное время дыхание, замедлять биение пульса до одного удара в минуту, уметь в мгновения так напрягать мускулы, что они приобретают прочность костей, и т. д. Однако надо помнить, что такими тренировками йоги занимаются всю жизнь, отрекшись от всех дел и хлопот, от всех земных благ и страстей. Движение йогов антисоциально, поскольку оно уводит человека из активной жизни в обществе и направляет всю его деятельность только на самого себя; но их специальная дыхательная гимнастика, сам принцип самоуправления своими чувствами, мыслями, переживаниями широко используются.

Требования  к самовнушению следующие:

1) цель самовнушения должна быть положительной, благородной:   преодолеть  слабости,  боль,  избавиться от недостатков, стать лучше;

2) внушить себе  что-то — это значит заставить  поверить в себя, поверить без всякого сомнения, решительно, без оговорок, навсегда;

3) при аутогенной  тренировке вначале идет полное  расслабление и отключение от  внешнего мира; затем четко   формулируется   мысль,   которая   повторяется 2—3 минуты при полном мускульном расслаблении и отвлечении от внешнего мира, например: «Моя правая 
рука становится тяжелой и теплой, как вата, пропитанная теплой водой»;

4) научившись   отключаться,   управлять   ощущениями, следует постепенно вводить и самовнушение мыслей: «Я смел и решителен, я никого не боюсь» и др. Помните, Сен-Симон приказывал будить себя словами:  «Вставайте, сир, Вас ждут великие дела». Самовнушение дает человеку уверенность в себе, а это всегда выступает в качестве важного условия победы в борьбе, в качестве предпосылки успеха в любых начинаниях.

Информация о работе Самовоспитание личности:сущность и содержание