Самовоспитание как показатель развитой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:48, реферат

Описание работы

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Оно базируется на адекватной самооценке, критическом анализе личности своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Личность в психологии…………………………….....…………......4
Самовоспитание – высшая форма самоуправления…………….....7
Роль самовоспитания в развитии личности…………..…………..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемых источников…………………………

Работа содержит 1 файл

самовоспитание как показатель развитой личности.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     С начальных классов активно осуществляется работа по формированию творческой личности. Ребята обращают внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, их побуждают высказывать свое мнение о том, какое произведение лучше, какая музыка, по их мнению, лучше и т.д. Так у детей появляется потребность в приобщении к искусству.

     Что для подростка искусство? Прежде всего, искусство – исключительное средство самовыражения: оно способствует, таким образом, самоутверждению и пробуждению индивидуального мышления. К тому же эстетическое созерцание – один из видов бескорыстно деятельности, которая любима молодыми людьми. Она порождает в них огромную радость, так как опирается на одно из основных их качеств: восхищение, которое позволяет индивиду подняться «над собой» и открывает ему некий абсолют.

     Подростки ценят красоту не только тела, произведений искусства или природы, но находят ее и в тех областях, которым взрослые в ней отказывают, например, в знаниях или движениях.

     Разные  виды деятельности оказывают различное  влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

     Порождаемые деятельностью новые потребности  и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.

     Учащиеся  начинают заниматься самовоспитанием, когда у них появляется способность  к анализу и самооценке своих  положительных свойств и качеств  и возникает внутреннее влечение к собственному личностному развитию и совершенствованию. Обычно это происходит в подростковом возрасте. [3]

     Какие же факторы побуждают учащихся к  самовоспитанию?

     1. Требования, которые предъявляет  общество к развитию личности. Это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать.

     2. Важным стимулом самовоспитания  являются притязания личности  на признание своего достойного  места в коллективе. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива.

     3. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитанию. Оказывает создание атмосферы определенной состязательности. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению.

     4. Немаловажную роль в стимулировании  самовоспитания играют положительные  примеры, которые показывают сверстники, а также учителя.

     5. Побуждают к активной работе  над собой и самовоспитанию  здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в ученическом коллективе дисциплины со стороны отдельных учащихся.

     Указанные факторы по-разному влияют на стимулирование подростков и старших школьников к самовоспитанию. Тем не менее, в своей совокупности они позволяют доходить до каждого учащегося и пробуждать у них стремление и потребность в работе над собой. [6]

     Процесс самовоспитания включает в себя несколько  взаимосвязанных этапов.

     1. Первый этап – принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать.

     2. Второй этап – самопознание. Человек, в соответствии с выбранным идеалом стремится познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека.

     3. Третий этап – выбор средств, составление плана. Человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать.

     4. Четвертый этап – реализация планов. А именно, активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров.

     Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки.

     Таким образом, результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой  личности, которая бы гармонично влилась  бы в общество.

     Самовоспитание  человека состоит в том, что человек  есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

     Самовоспитание  – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания.

     В заключении можно вынести комплекс приоритетных направлений в самовоспитании.

     Во-первых, формирование высокоуровневого общего образования в совокупности со специальными навыками общения.

     Во-вторых, воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению.

     В-третьих, систематические занятия спортом, формирование положительного отношения к нему.

     И, наконец, в-четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшего развития и совершенствования.

     Таким образом, самовоспитание является неотъемлемой частью развития творческих способностей личности. Самовоспитание помогает подростку  справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своему творчеству критично, что в большей степени обуславливает уровень профессионализма в той или иной творческой деятельности, т.е. критично относясь к своей деятельности, человек видит где ему стоит «поднажать», а где и «попустить», или выбрать другой путь для своей творческой деятельности. [4] 
 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2006. Дебесс М. Подросток. – 20-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

2 Личность: самосозидание и творчество [Электронный ресурс] //   Книга В. С. Мухиной "Личность: Мифы и Реальность". Режим доступа http://www.vfly.ru/book/lichnost_samosozid_i_tvorch.htm (Дата обращения: 20.11.2011)

3. Малахова И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественно-творческая деятельность. Мн.: «Беларуская навука», 2003.

4. Педагогическая система А.С.Макаренко [Электронный ресурс] //   Психологос - энциклопедия практической психологии. Режим доступа http://www.psychologos.ru/Педагогическая система А.С.Макаренко (Дата обращения: 20.11.2011)

5. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский.- М, 1982.- 215 c.

6. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. Пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.

7. Самовоспитание [Электронный ресурс] //   Психологос - энциклопедия практической психологии. Режим доступа http://www.psychologos.ru/Самовоспитание (Дата обращения: 20.11.2011)

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «высшее образование».) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

9. Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2005.

10. Цветков Э. «Мастер самопознания

Информация о работе Самовоспитание как показатель развитой личности