Самостоятельная работа обучающихся в курсе технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………..….3
1. Самостоятельная работа как педагогическая проблема.…………………….6
1.1. Понятие самостоятельная работа и её функции в теории педагогики….
1.2. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ
различных подходов. Структура самостоятельной деятельности…………….
1.3. Система самостоятельной работы учащихся………………………………..
2. Педагогические условия эффективности самостоятельной работы школьников………………………………………………………………………..
2.1. Развитие самостоятельности обучаемых на уроке ………………….……18
2.2. Изучение интересов школьников…………………………………………
2.3. Управление самостоятельной деятельностью школьников……………...15
Заключение….……………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

     Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

     Кафедра истории и педагогики 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     Тема: Самостоятельная работа обучающихся в курсе технологии  
 
 

     Выполнила:

     Андреяшкина Г.Ю.

     Студентка 4 курса

     ГП-08-1

     Проверила:

     Тупикина  Л.Б.

     К.п.н., доцент  
 
 
 
 
 

     Кемерово 2011

     Содержание 

Введение……………………………………………………………...………..….3

1. Самостоятельная работа как педагогическая проблема.…………………….6

1.1. Понятие самостоятельная работа и её функции в теории педагогики….

1.2. Самостоятельная  деятельность  школьника  в   обучении:   анализ

различных подходов. Структура самостоятельной деятельности…………….

1.3. Система самостоятельной работы учащихся………………………………..

2. Педагогические  условия эффективности самостоятельной работы школьников………………………………………………………………………..

2.1. Развитие самостоятельности обучаемых на уроке ………………….……18

2.2. Изучение интересов школьников…………………………………………

2.3. Управление самостоятельной деятельностью школьников……………...15

Заключение….……………………………………………………………………30

Список  литературы………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  исследования. Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.

     Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении.

     Основная  ошибка многих учителей, начиная с  начальной и заканчивая высшей школой, в стремлении ограничиться тем, чтобы дать знания и обеспечить усвоение материала. Неблагополучие обучения, в основном, состоит в неумении самостоятельно работать, в неумении выработать умения учебного труда. Существует недостаточность методического материала и рекомендаций к вопросу о системе развития самостоятельности у учащихся. А ведь суть педагогической технологии — поиски новых научных подходов к анализу и организации учебного процесса, совокупность методов и средств, обеспечивающих реализацию целей урока в системе обучения. Это то, что соединяет теорию и практику, процессуальную и содержательную стороны обучения. В настоящее время ощущается увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных основ обучения.

     Поэтому можно предположить, что причины  неблагополучия в системе обучения кроются в недостаточной разработанности технологии обучения.

     Учителю требуются глубокие специальные  знания по педагогике и психологии и особая практическая подготовка для  того, чтобы эффективно применять  на практике методы педагогического воздействия, чтобы научить детей самостоятельно работать.

     Нам ближе та технология, где каждому  учащемуся обеспечиваются условия  для развития, даются возможности  искать и исследовать. Такой путь ведет к развитию самостоятельности.

     Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей для развития самостоятельности учащихся. Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является осознание учеником своих способностей, интересов, знание способов самостоятельной деятельности.

     Методологической  основой технологии обучения является идея развития личности и роли организованного  труда и человеческих отношений.

     Таким образом, данная проблема является объектом пристального внимания психологов и педагогов. Вместе с тем, задачи образования на современном этапе требуют конкретного изучения проблемы самостоятельности учащихся на материале отдельных предметов. В работе лучших учителей накоплен значительный опыт развивающего обучения. Однако преобладающей в большинстве школ остается традиционная организация самостоятельности учащихся. Эти недостатки массовой практики объясняются, как было указано выше, неразработанностью технологии развития самостоятельности школьников на уроках.

     Важность  практического решения проблемы развития самостоятельности, ее недостаточная  теоретическая изученность, значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности  обусловили ее актуальность и определили выбор темы исследования «Самостоятельной работы обучающихся в курсе технологии». Успех такой работы во многом определяется теми условиями, в которых протекает обучение. Сознательно создаваемые в учебном процессе, эти условия относятся к педагогическим и должны благоприятствовать творческому развитию личности школьника.

     Цель: Выявить и обобщить педагогические условия становления самостоятельности  учащихся в учебной деятельности.

     Объект: Процесс развития самостоятельности  учащихся подросткового возраста.

     Предмет: Педагогические условия активизации  познавательной самостоятельности  учащихся подросткового возраста.

     Гипотеза: развитие самостоятельности у учащихся подросткового возраста повысится, если процесс обучения будет основан  на исследовательском методе изучения.

     Задачи:

     - провести анализ основных понятий;

     - выявить способности учащихся  к формированию самостоятельности  

 

1. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности. 

1.1.  Самостоятельная деятельность  школьника  в   обучении:   анализ

различных подходов. Структура самостоятельной деятельности. 

Любая наука  ставит своей задачей не только описать  и объяснить тот  или

ной круг явлений  или предметов, но и в интересах  человека  управлять  этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять  и  тем более преобразовывать явления  можно  только  тогда,  когда  они  достаточно описаны и объяснены. В науке функции управления и  преобразования  выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила преобразования  явлений.

Таким  образом,  познавая  предмет  или  явление,  мы  прежде  всего  должны  ознакомиться  с  ним,  рассмотреть  его  в  целом.  Выявить   функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет или явление,  мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь  их  частей  и  структуры  в целом), сформулировать закон  их  существования,  а  затем  предписать,  как управлять  ими,  как  с  помощью  определенных  операция  преобразовать  эти  предметы и явления.

Самостоятельная работа – это не форма организации  учебных занятий и  не

метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как  средство вовлечения  учащихся  в  самостоятельную  познавательную   деятельность,   средство   ее логической и психологической организации. (10, стр. 279)

Основополагающим  требованием  общества  к  современной  школе  является

формирование  личности, которая  умела  бы  самостоятельно  творчески  решать научные,  производственные,   общественные   задачи,   критически   мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически  и непрерывно  пополнять  и  обновлять  свои  знания   путем   самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что  учащимся  важно  дать

метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это  значит 

вооружить их умениями и  навыками  научной  организации  умственного  труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать  средства  ее  достижения,  планировать работу  во  времени.  Для  формирования  целостной  и  гармоничной  личности необходимо систематическое  включение  ее  в  самостоятельную  деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий –  самостоятельных  работ  – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует  множество  различных  направлений  в  исследовании  природы

активности и  самостоятельности  учащихся  в  обучении.  Первое  направление берет  начало  еще  в  древности.  Его  представителями  можно  считать еще древнегреческих ученых  (Аристосен,  Сократ,  Платон,  Аристотель),  которые глубоко и  всесторонне  обосновали  значимость  добровольного,  активного  и самостоятельного  овладения  ребенком  знаниями.  В  своих   суждениях   они исходили из того, что развитие мышления человека   может  успешно  протекать только  в  процессе  самостоятельной   деятельности,   а   совершенствование личности и развитие ее способности -   путем  самопознания  (Сократ).  Такая деятельность  доставляет  ребенку  радость  и  удовлетворение  и  тем  самым

устраняет пассивность  с  его  стороны  в  приобретении  новых  знаний.  Свое

дальнейшее развитие они  получают  в  высказываниях  Франсуа  Рабле,  Мишеля Монтеня, Томаса Мора,  которые  в  эпоху  мрачного  средневековья  в  разгар процветания в  практике  работы  школы  схоластики,  догматизма  и  зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности,  воспитывать  в  нем  вдумчивого, критически  мыслящего  человека.  Те  же  мысли  развиваются  на   страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж.  Руссо,  И.Г.  Песталоцци,  К.Д. Ушинского и др.

В педагогической работе  ученые  теоретики  в  единстве  с  философами,

психологами,   социологами   и   физиологами   исследуют   и    теоретически

обосновывают  этот  аспект  проблемы  в  свете  основных  качеств   личности представителя  современной  эпохи   –   инициативности,   самостоятельности, творческой активности  –  как  главных  показателей  всестороннего  развития человека наших дней.

Изучая  сущность  самостоятельной   работы   в   теоретическом   плане,

выделяется  3  направления  деятельности,  по  которым   может   развиваться

самостоятельность учения – познавательная,  практическая  и  организационно- техническая.  Б.П.  Есипов  (60-е  г.г.)  обосновал  роль,   место,   задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и  умений учащихся стереотипный, в основном  вербальный  способ  обучения,  становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же  в связи с  изменением  цели  обучения,  его  направленностью  на  формирование

навыков, творческой деятельности,  а  так  же  в  связи  с  компьютеризацией

обучения.

Второе  направление  берет  свое  начало  в  трудах  Я.А.   Коменского.

Содержанием его  является  разработка  организационно-практических  вопросов вовлечения школьников в самостоятельную  деятельность.  При  этом  предметом теоретического  обоснования  основных  положений  проблемы  выступает  здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования  и анализа  природы  деятельности  самого  ученика.  В  рамках   дидактического направления  анализируются   области   применения   самостоятельных   работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика  их  использования в

различных звеньях  учебного процесса. Становится  и  в  значительной  степени решается  в  методическом  аспекте  проблема   соотношения   педагогического руководства и  самостоятельности  школьника  в  учебном  познании.  Практика обучения во  многом  обогатилась  так  же  содержательными  материалами  для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.

Информация о работе Самостоятельная работа обучающихся в курсе технологии