Самосознание и самооценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью, так как в последнее время появилось много книг; различных курсов по психологическому тренингу, посвященных повышению уверенности в себе. В обществе же они имеют репутацию как пособия «как разбогатеть и преуспеть по щучьему велению - по моему хотению». В расчет не берется тот факт, что их востребованность объясняется тем, что проблема существует. Жизненный темп растет, а вместе с ним внутреннее напряжение и тревога.

Содержание

Введение 3
Понятие самосознания личности 4

Самооценка

Понятие самооценки личности и ее виды 16

Механизм становления самосознания и формирование
самооценки 19
Заключение 24
Список литературы

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Явно  заниженная самооценка ведет к неуверенности  в себе, робости, застенчивости, невозможности  реализовывать свои задатки и  способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

     Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано  в подсознании человека, рождать  чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

     Низкая  самооценка имеет много форм pi проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).

     Адекватная  же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться    развивать    у    себя    адекватную    самооценку    на    основе самопознания. 

     Формирование  и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов.

     Свою  жизнь можно усовершенствовать  только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки - главная жизненная установка для каждого из нас. 
 

    2.2.  МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ САМОЦЕНКИ 
     

     Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются.

     Известно, что в подростковом и юношеском  возрасте усиливается стремление к  самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного «Я» (Я-образ, Я-концепция). Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я»  

тем самым  вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.

     Образ «Я» - и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействии. «Я»-образ - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

     «Я»-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное «Я», но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим «Я» субъекта. Когда подросток в какой-то момент говорит или думает:  «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика «Я»-образа школьника. Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное.

     «Я»-образ - это вместе с тем и идеальное «Я» субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное «Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитаний личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.

     Степень адекватности «Я»-образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

     Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и

наиболее  изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

     Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

     К.Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь относясь к человеку «Павлу» как к себе подобному, человек «Петр» начинает относиться к самому себе как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивая себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет её психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются её идеалами, интересы - её интересами и т.д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости

от результатов  проверки оказывается довольной  собой или недовольной. Каков  же психологический механизм этой проверки?

     Психология  располагает рядом экспериментальных  методов выявления самооценки человека, её количественной и качественной характеристик.

     Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода «внутренний  манометр», показания которого свидетельствуют  о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

     Тот факт, что самооценка есть результат, далеко не всегда отчетливо осознаваемый личностью, своего рода проекция реального «Я» на «Я» идеальное, позволяет понять сложный, составной характер самооценки, выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентации, идеалов личности.

     Однако для характеристики позиции личности, видимо, недостаточно знать одну лишь самооценку. Важно иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую личность заслужила в данной группе и которую, как она предполагает, ей могут дать товарищи (ожидаемая оценка). Она выявляется с помощью аналогичной экспериментальной процедуры и также может быть высокой, средней, низкой, может больше приближаться к уровню самооценки или меньше, наконец, может быть разной по отношению к различным референтным группам. Замечено, что, являясь устойчивой по отношению к своему коллективу, ожидаемая оценка существенно изменяется, становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, образует новые коммуникации.

     Три показателя - самооценка, ожидаемая  оценка, оценка личностью группы - входят в структуру личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или не успешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.

     Бессознательно - не значит бесконтрольно. Не следует  забывать, что все существенно  значимые оценки формируются в сознательной жизни личности.   Раньше,   чем   они   интериоризировались,    они   были   зримо представлены в межчеловеческих контактах. Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали, например, у ребенка его «Я» идеальное и в то же время «Я» реальное, учили его сопоставлять их. Ребенок учился оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно научившись равняться на других. В результате человек привык, как в зеркало, всматриваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.

     Чтобы понимать человека, необходимо отчетливо  представлять себе действие этих бессознательно складывающихся форм управления личностью  своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и  других, видеть динамику изменения этих оценок. 
 

               ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
           

     В данной контрольной работе мной была рассмотрена тема: «Самосознание  и самооценка».

     При написании работы я узнала много  нового и сделала ряд выводов.

     Я считаю, что любые межличностные отношения начинаются с познания людей и самого себя, с правильной самооценки. Для практической деятельности в качестве специалиста любого ранга и профиля решающее значение имеет умение быстро оценивать человека, которого вы видите, особенно впервые. В своей работе я раскрыла понятие самооценки как одной из сторон многогранной личности человека, охарактеризовала её виды, а именно завышенную, заниженную и адекватную, раскрыла процесс формирования самооценки, который заключается в переходе критериев оценки из внешней среды в подсознание человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Список литературы 
       

1.  Рытченко  Т.А.   Психология  и  педагогика:   Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ, 2000. 

2.  Петровский  А.В.,  Ярошевский М.Г.  Психология.  - М.: Академия, 2001. 

Информация о работе Самосознание и самооценка