Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:58, контрольная работа
Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью, так как в последнее время появилось много книг; различных курсов по психологическому тренингу, посвященных повышению уверенности в себе. В обществе же они имеют репутацию как пособия «как разбогатеть и преуспеть по щучьему велению - по моему хотению». В расчет не берется тот факт, что их востребованность объясняется тем, что проблема существует. Жизненный темп растет, а вместе с ним внутреннее напряжение и тревога.
Введение 3
Понятие самосознания личности 4
Самооценка
Понятие самооценки личности и ее виды 16
Механизм становления самосознания и формирование
самооценки 19
Заключение 24
Список литературы
Содержание
Введение
самооценки
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В данной контрольной работе мной будет рассмотрена тема: «Самосознание и самооценка».
Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью, так как в последнее время появилось много книг; различных курсов по психологическому тренингу, посвященных повышению уверенности в себе. В обществе же они имеют репутацию как пособия «как разбогатеть и преуспеть по щучьему велению - по моему хотению». В расчет не берется тот факт, что их востребованность объясняется тем, что проблема существует. Жизненный темп растет, а вместе с ним внутреннее напряжение и тревога. Они вызывают сомнения в себе. И проще всего в неудавшейся жизни обвинить длинный нос, жизненные обстоятельства, правительство и т. п. Так появляются психические расстройства, фобии и т.п. Остро встает вопрос защиты хрупкой человеческой психики и самооценки как ее элемента
Понять
- значит наполовину исправить, поэтому
целью моей работы является раскрытие
сущности понятия самооценки и определение
среднего уровня самооценки в молодежной
среде.
Психология,
которая является чем - то большим, чем
поприщем для досужих упражнений
ученых книжных червей, психология,
которая стоит того, чтобы человек
отдал ей свою жизнь и силы, не
может ограничиться абстрактным
изучением отдельных функций, она
должна, проходя через изучение функций,
процессов и т д., в конечном счете приводить
к действительному познанию реальной
жизни, живых людей. Подлинный смысл пройденного
нами пути в том и заключается, что он был
не чем иным, как последовательно, шаг
за шагом прокладываемым путем нашего
познавательного проникновения в психическую
жизнь личности. Психофизиологические
функции включались в многообразные психические
процессы подвергшиеся сначала аналитическому
изучению психические процессы, будучи
в действительности сторонами, моментами
конкретной деятельности, в которой они
реально формируются и проявляются, включались
в эту последнюю; в соответствии с этим
изучение психических процессов перешло
в изучение деятельности - в том конкретном
соотношении, которое определяется условиями
ее реального осуществления. Изучение
же психологии деятельности, всегда реально
исходящее от личности как субъекта этой
деятельности, было, по существу, изучением
психологии личности в ее деятельности
- ее мотивов (побуждений), целей, задач.
Поэтому изучение психологии деятельности
естественно и закономерно переходит
в изучение свойств личности - ее установок,
способностей, черт характера, проявляющихся
и формирующихся в деятельности. Таким
образом, все многообразие психических
явлений - функций, процессов, психических
свойств деятельности - входит в личность
и смыкается в ее единстве. Именно потому,
что всякая деятельность исходит от личности
как ее субъекта и
таким образом, на каждом данном этапе личность является исходным, начальным, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, последовательно вскрытых в ней психологическим познанием в их целостности и единстве. Поэтому при всякой попытке начать построение психологии с учения о личности из него неизбежно выпадает всякое конкретное психологическое содержание; личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция. За невозможностью раскрыть вначале ее психическое содержание оно подменяется биологической характеристикой организма, метафизическими рассуждениями о субъекте, духе и т. п. или социальным анализом личности, общественная природа которой при этом психологизируется.
Как
ни велико значение проблемы личности
в психологии, личность в целом никак не
может быть включена в эту науку. Такая
психологизация личности неправомерна.
Личность не тожественна ни с сознанием,
ни с самосознанием. Анализируя ошибки
гегелевской «Феноменологии духа», К.
Маркс в числе основных отмечает, что для
Гегеля субъект есть всегда сознание или
самосознание. Конечно, не метафизика
немецкого идеализма - И. Канта, И. Фихте
и Г. Гегеля - должна лечь в основу нашей
психологии. Личность, субъект - это не
«чистое сознание» (Канта и кантианцев),
не всегда себе равное «я» («Я+Я» - Фихте)
и не саморазвивающийся «дух» (Гегель);
это конкретный, исторический, живой индивид,
включенный в реальные отношения к реальному
миру. Существенными, определяющими, ведущими
для человека в целом являются не биологические,
а общественные закономерности его развития.
Задача психологии - изучать психику, сознание
и самосознание личности, но суть дела
заключается в том, чтобы она изучала их
именно как психику и сознание «реальных
живых индивидов» в их реальной обусловленности.
Но если личность несводима к ее сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них. Человек является личностью, лишь, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т. е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя, поэтому как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механистической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, - это вопрос о ее самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности - ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности. Прежде всего, это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как «я»: в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в
самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента.
Единство организма и самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности («сенестезии»), связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения или распада личности (деперсонализации) бывают связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Источник самосознания никак не приходится искать в «соотношениях организма с самим собой», выражающихся в рефлекторных актах, служащих для регулирования его функций (в которых ищет их, например, П. Жане). Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими. Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного
пути. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий. Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом, случае существенна не столько сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «я». При этом человек осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного «я» через познание других людей. Не существует «я» вне отношений к «ты», и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения. Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и овладение речью, представляющей собой форму существования мышления и сознания в целом. Играя значительную роль в развитии сознания ребенка, речь вместе с тем существенно увеличивает действенные возможности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими. Вместо того чтобы быть объектом направляющихся на него действий
окружающих
взрослых, ребенок, овладевая речью,
приобретает возможность
мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа: вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение, поскольку приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезнее задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. На этих высших ступенях развития личности и ее самосознания особенно значительны оказываются индивидуальные различия. Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он признается нами личностью, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком - то особенном смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. «Индивидуальность», - говорим мы о человеке ярком, т. е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью, это означает нечто