Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:57, реферат
Понятие «саморегуляция» носит междисциплинарный характер. Это понятие широко применяется в различных областях науки для описания живых и неживых систем, основанных на принципе обратной связи. Понятия саморегуляции (от лат. re gulare - приводить в порядок, налаживать), которое в энциклопедическом варианте определяется как - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности, получило развитие как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины
ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»
Кафедра психологии
Реферат
по дисциплине «Производственная психология»
на тему: «Саморегуляция»
Выполнил
Студент группы ВТ-08
Кавчук П. Н.
Мариуполь, 2011
Понятие саморегуляции. Взгляды различных учёных на саморегуляцию
Понятие «саморегуляция» носит междисциплинарный характер. Это понятие широко применяется в различных областях науки для описания живых и неживых систем, основанных на принципе обратной связи. Понятия саморегуляции (от лат. re gulare - приводить в порядок, налаживать), которое в энциклопедическом варианте определяется как - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности, получило развитие как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В настоящее время саморегуляция определяется как системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности субъекта на любом из ее уровней (Е.Т.Соколова, В.В.Николаева. 1995).
Саморегуляцию можно определить, как способ мобилизации внутренних ресурсов, дремлющих потенциальных возможностей человека, в том числе и его интуиции. Способ наладить отношения с окружающими, способ достижения внутреннего равновесия и спокойствия.
Можно сказать и по-другому (такое определение сейчас крайне актуально, вызывает к себе большой интерес): саморегуляция - это управление собственным организмом "силой мысли". Физиология чуда - это освоение навыков психологической саморегуляции за счет подключения внутренних резервов и более полного использования потенциальных возможностей мозга, которые в обычном состоянии используются лишь на 5-10 процентов.
Основной принцип
Понятие регуляции впервые ввел П. Жанэ (1929), утверждая, что способность к саморегуляции является наивысшим критерием развития личности. Саморегуляция рассматривалась им как процесс опосредованния социальных норм и ценностей, как система внутренних требований, которые превращают человека в активного субъекта.
Фрейд выделял в качестве регулирующей инстанции - «Я», которое опосредует влечения нормами и табу, участвует в осознании желаний (Фрейд 3., 1924).
A. Адлер процессы регуляции связывал с механизмами развития комплекса неполноценности, который рассматривался как патологический результат гипертрофированного чувства неполноценности. «Сверхкомпенсация» и «уход в болезнь» понимались как неудавшиеся способы саморегуляции, в основе которых лежит переживание «быть лучше других», «быть не таким как другие», противоречащее сложившимся нравственным нормам и ценностям.
Смысловая сторона процесса саморегуляции нашла отражение в таких понятиях динамической теории К.Левина (1926) как «временная перспектива», «надситуативное и волевое поведение».
По мнению Г.Олпорта (1960), в процессах саморегуляции ведущую роль играет система ценностей, своеобразная жизненная философия, которая обобщает, систематизирует опыт и сообщает смысл поступкам человека.
B.Франкл в концепции логотерапии специально выделяет смысловую регуляцию поведения, подразумевая под ней поиск и принятие того или иного смысла жизни, которым должно быть пронизано любое жизненное событие (1982).
В отечественной психологии начало рассмотрения проблем саморегуляции было положено Л.С. Выготским, который связывал специфически человеческий способ регуляции с созданием и употреблением знаковых психологических орудий и видел его в явлении овладения собственным поведением (1983). Знаки понимались им как искусственные стимулы-средства, сознательно вводимые в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции.
С.Л. Рубинштейн связывал высший уровень саморегуляции с появлением мировоззренческих чувств, которые понимались им как осознанные ценностные отношения человека к миру, другим людям, себе самому» (Рубинштейн С.Л., 1973).
Концепция А.Н.Леонтьева положила начало исследованию «связной системы личностных смыслов» (1966,1975), межмотивационных отношений, которые характеризуют собою строение личности. Самым сильным регулятором жизненных процессов А.Н.Леонтьев считал «личностный смысл». Саморегуляция в контексте рассмотрения «личностных смыслов» понимается как особая деятельность, «внутренняя работа» или «внутреннее движение душевных сил», направленное на связывание систем личностных смыслов.
Дальнейшую конкретизацию идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева получили в концепции смысловых образований личности (Асмолов А.Г., Братусь Б.С.и др., 1979). «Смысловые образования определяются как целостная динамическая система, отражающая взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то или иное отношение к миру, они порождаются и изменяются в деятельности, и выполняют в ней регулирующую роль» (Мазур Е.С., 1983). Регулирующая роль смысловых образований выявляется при осознании и принятии их в качестве ценностей (Василюк Ф.Е., 1984).
В настоящее время понятие саморегуляции активно разрабатывается в работах многих авторов, которые предпринимают попытки вычленения видов и уровней саморегуляции. Саморегуляция рассматривается как системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость и пластичность на любом ее уровне (Соколова Е.Т., Николаева В.В., 1995). Саморегуляция подразделяется на психический и личностный уровни.
При этом выделяются такие виды саморегуляции как:
Благодаря функционированию смыслового уровня саморегуляции раскрываются внутренние резервы человека, дающие ему свободу от обстоятельств, обеспечивающие даже в самых трудных условиях возможность самоактуализации. Имеются попытки дифференциации этого рода саморегуляции и волевого поведения (Б.В. Зейгарник и др., 1989). Волевое поведение возникает в условиях мотивационного конфликта, и не ориентировано на гармонизацию мотивационной сферы, а направлено только на устранение этого конфликта. Эффективная саморегуляция обеспечивает достижение гармонии в сфере побуждений. В литературе выделяется волевая регуляция как целенаправленная, осознанная и личностно контролируемая форма регуляции (Зябкина И.В., 1993). В качестве механизмов личностно-смыслового уровня саморегуляции рассматриваются смысловое связывание и рефлексия (Зейгарник и др., 1989).
Смысловое связывание - это процесс формирования нового смысла в ходе особой внутренней сознательной работы содержания, путем связывания некоторого изначально нейтрального содержания с мотивацион-но-смысловой сферой личности.
Рефлексия дает человеку возможность
взгляда на себя «со стороны», она
направлена на осознание смысла собственной
жизни и деятельности. Она позволяет
человеку охватить собственную жизнь
в широкой временной
Процессы личностно-смысловой саморегуляции могут протекать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровнях. Осознанная саморегуляция является механизмом овладения собственным поведением и собственными психическими процессами. На основе осознания человек получает возможность произвольно менять смысловую направленность своей деятельности, изменять соотношение между мотивами, вводить дополнительные побудители поведения, т.е. в максимальной степени использовать свои возможности к саморегуляции (Мазур Е.С, 1983). На неосознаваемом уровне личностно-смысловая регуляция осуществляется за счет функционирования различных психологических защитных механизмов.
Психологическая защита понимается как последовательное искажение когнитивной (познавательной) и аффективной (эмоциональной) составляющих образа реальной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего человеку в случае, если бы ситуация была отражена в возможно полном соответствии с реальностью (Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R.,1979). Главным объектом психологической защиты являются положительные составляющие Я-образа. Защиты образуются для совладания с интенсивными эмоциями, спонтанное, открытое выражение которых представляется опасным для человека. Защитные стратегии представляют собой косвенные пути переживания и преодоление эмоционального конфликта.
Р. Плутчик (1979) выделяет следующие виды психологических защит: замещение, проекция, компенсация, идентификация, фантазия, регрессия, двигательная активность, подавление, интроекция, вытеснение, изоляция, отрицание, реактивное образование, интеллектуализация, рационализация, сублимация, аннулирование.
Психодинамически ориентированная модель К. Перри (1997) дополняет список психологических защит, включая в него также: ипохондрию, отыгрывание вовне, пассивную агрессия, всемогущество, расщепление, уничтожение, проективную идентификацию, обесценивание, идеализацию, невротическое отрицание, аутистическое фантазирование, диссоциацию, активное формирование, смещение, уничтожение, присоединение, альтруизм, антиципацию, самоутверждение, юмор и даже самонаблюдение.
Действие защитных механизмов
проявляется в расхождении
Краткий обзор современных
представлений о видах и
В современной психологии проблема саморегуляции разрабатывается не только на уровне теории, но и в широком круге экспериментально психологических исследований.
Актуальным остается вопрос
об исследованиях нарушений
Методы саморегуляции
Древние греки считали умение спокойно и достойно воспринимать удары судьбы даром богов, наверное, многие из нас и сейчас не отказались бы от такого подарка. Но зачем его ждать, если у нас есть возможность своими силами научиться управлять чувствами и обуздывать их?
Для этого существуют многочисленные методы саморегуляции и самовоспитания, доступные в наше время абсолютно всем. И, приложив немного усилий, любой человек в состоянии выработать умение держать себя в руках, быть сдержаннее и терпимее, мужественнее и мудрее.
Один из самых простых
и доступных методов
Более глубокое воздействие
на тело, разум и психику оказывают мето