Самодисциплина студента как необходимое условие развития самоорганизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

В настоящее время студентам приходится сочетать и координировать разные виды деятельности: общественную жизнь, домашние обязанности, работу, учебный процесс. С первых дней студенческой жизни молодые люди теряются перед необходимостью освоить весь объем учебной информации в регламентированные учебным планом сроки. В этих условиях отсутствие системы знаний, навыков, умений умственной работы является одной их причин неуспеваемости и отчисления студентов с младших курсов. Опыт показывает: организованные студенты лучше справляются с курсом обучения, чем неорганизованные, поэтому студенты считают, что очень важно развивать в себе это качество.

Работа содержит 1 файл

основы самоорганизации.doc

— 79.50 Кб (Скачать)


 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ РГСУ В г. МИНСКЕ

 

 

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по учебной дисциплине «Актуальные проблемы строительства союзного государства»

 

 

 

 

 

САМОДИСЦИПЛИНА СТУДЕНТА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………3

1.   Виды самостоятельной работы студентов……………………………………………………………………………………..4

1.2. Организация учебной работы студента…………………………………………………………………………………....4

1.3.                          Умение самостоятельно работать с литературой…………………………………………………………………………4

2.   Основные характеристики самостоятельной работы студента……………………………………………………………….5

3.   Организация самостоятельной работы студента………………………………………………………………………………6

4.   Основные принципы самоорганизации работы студента……………………………………………………………………..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………..8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время студентам приходится сочетать и координировать разные виды деятельности: общественную жизнь, домашние обязанности,  работу, учебный процесс. С первых дней студенческой жизни молодые люди теряются перед необходимостью освоить весь объем учебной информации в регламентированные учебным планом сроки. В этих условиях отсутствие системы знаний, навыков, умений умственной работы является одной их причин неуспеваемости и отчисления студентов с младших курсов. Опыт показывает: организованные студенты лучше справляются с курсом обучения, чем неорганизованные, поэтому студенты считают, что очень важно развивать в себе это качество. Эффективно, результативно учиться – значит учиться самоорганизовываться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1.      Виды самостоятельной работы студентов

В зависимости от места и времени проведения самостоятельной работы студента (СРС), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

В целом же, самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.

1.1. Организация учебной работы студентов

Учебная работа студентов в вузе по самой своей сути отличается от учебы в школе и главное, принципиальное отличие заключается в том, что высшее образование – дело добровольное. В вуз, кА правило, приходят люди, которые хотят получить высшее образование, а это в корне меняет позицию обучающегося: он становится не просто более или менее добросовестным исполнителем учебных заданий, а пытливым, любознательным исследователем в области знания, выбранной им для своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому и учебный процесс строится таким образом, чтобы создать необходимые для этого условия, для чего используются ставшие традиционными в высших учебных заведениях формы учебных занятий.

1.2.  Умение самостоятельно работать с литературой

Умение самостоятельно работать с литературой – одно из самых важных умений, которое должен приобрести студент за время обучения в вузе. В вузовском фольклоре бытует парадоксальное утверждение, что профессор отличается от студента не тем, что он его умнее, а только тем, что знает, где и как найти необходимые сведения. Конечно, это преувеличение, но в нем есть доля истины. Литература, используемая при обучении в вузе, очень разнообразна по типам, видам и жанрам изданий. Каждый из них имеет свое назначение. Поэтому нужно хорошо знать, какого рода информацию может содержать то или иное издание, чтобы правильно ими пользоваться. От правильного выбора источников будет зависеть полнота изучения вопроса или качество работы.

 

 

 

 

 

5

2. Основные характеристики самостоятельной работы студентов

1. Психологические условия успешности самостоятельной работы студента.

Прежде всего – это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:

– взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе;
– уровень сложности заданий для самостоятельной работы;
– включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Отличие учебных задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа. 

2.      Профессиональная ориентация дисциплин.

Бесспорность этого учебно-содержательного тезиса с точки зрения знаний, приобщения к творческой профессиональной деятельности, эффективного личностного взаимодействия в профессии не должна умалять значение знаний общей гуманитарной культуры соответствующих блоков дисциплин учебного плана.

Кроме того, глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.

3.      Ограниченный бюджет времени студента.

Во-первых, при формировании временного объема своего предмета преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов вне зачастую весьма субъективного мнения несомненной важности именно «моей» дисциплины.

Во-вторых, интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность СРС за счет уменьшения рутинной работы студента в семестрах.

4. Индивидуализация самостоятельной работы студента, которая включает:

– увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами;

– деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, – нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.)

– регулярность консультаций с обучаемыми;

– исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми .
 

6

3. Организация самостоятельной работы студентов

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений [4].(7)

С этой точки зрения, весьма перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Это особенно важно при подготовке специалистов для современного сложного производства, проектированием и внедрением которого занято большое количество интеллектуалов, как теоретиков, так и практиков. Такой вид учебных занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоемкости отдельных работ, что требует от преподавателя дополнительных педагогических знаний в области деловых игр. В последнее время деловые игры получили большое распространение по самым различным учебным дисциплинам. Имитируемый при такой форме проведения занятий реальный жизненный (производственный, социальный, культурный) процесс увлекает студентов, становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют. Студенты учатся отстаивать свою точку зрения, участвовать в общих дискуссиях.

Большую роль в подобной организации СРС играют информационные компьютерные технологии и мощные программные продукты, позволяющие существенным образом влиять на процесс проектирования, позволяя, например: имитировать модели реальных процессов с учетом вероятностного характера окружающей реальности. Несомненно, использование в образовательном процессе компьютерных технологий требует в первую очередь от преподавателя высокой подготовки в области современных информационных технологий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

4. Основные принципы самоорганизации учебной деятельности

В основу самоорганизации учебной деятельности могут быть положены следующие принципы:

«Во-первых, это принцип прообраза будущей профессиональной деятельности студентов. Он преследует определенную цель: воспитание высокого профессионализма начиная с 1-го уровня обучения. Система обучения в вузе должна быть подчинена данному основополагающему принципу. Это создаст возможность, а главное, потребность продуктивного мышления и творческой деятельности студента, углубит диалоговую форму общения преподавателя и студента, которая ныне в вузах отсутствует.

Информация о работе Самодисциплина студента как необходимое условие развития самоорганизации