Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 06:55, доклад
Каким был задуман человек, как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами?
Вот какие вопросы тревожили всю жизнь американского психолога Абрахама Маслоу (1908 -1970), когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ Зигмунда Фрейда, имевшие дело с патологией, ничем тут помочь не могут. В 1943 году он опубликовал рубежную статью Теория человеческой мотивации , с которой началась новая гуманистическая психология.
I. ВВЕДЕНИЕ
1. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
3. ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
II. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1.Теория самоактуализации
2."Пик-переживание"
3."Плато-переживание"
4.Иерархия потребностей
5.Жалобы и мета-жалобы
6.Дефициентная и бытийная мотивация
7.Дефициентное и бытийное познание
8.Дефициентные и бытийные ценности. Дефициентная и бытийная любовь.
9.Эупсихика.
III. ДИНАМИКА
1. Психологический рост
2.Препятствия росту
IV.СТРУКТУРА
1.Тело
2.Социальные отношения
3.Воля
4.Эмоции. Интеллект. Самость.
V.ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Маслоу полагает,
что жалобам не может быть конца:
можно надеяться лишь на повышение
их уровня. Жалобы на несовершенство мира.
отсутствие совершенной справедливости
и т.п. - это здоровые указания на
то. что, несмотря на довольно высокий
уровень фундаментальной
6.Дефициентная
и бытийная мотивация
Маслоу указывает, что большинство психологов занимаются только дефициентной мотивацией, т.е. поведением, ориентированным на удовлетворение какой-то потребности, которая не удовлетворена или фрустирована. Голод, боль, страх - первичные примеры дефициентной мотивации.
Однако внимательный взгляд на поведение людей и животных обнаруживает другой род мотивации. Когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни страха, появляются новые мотивации, такие как любопытство или желание игры. При таких условиях деятельность может приносить удовлетворение и радость как таковая, а не только как средство удовлетворения некоей вне ее лежащей потребности.
Бытийная
мотивация относится прежде всего
к наслаждению и удовлетворению
в настоящем или к желанию
искать позитивные ценностные цели (мотивация
роста или мета-мотивация). Дефициентная
же мотивация состоит в
"Пик-переживания"
в целом относятся к миру
бытия, и психология бытия,
по-видимому, наиболее применима
к самоактуализирующимся людям.
7.Дефициентное
и бытийное познание
В
дефициентном познании объекты рассматриваются
исключительно как
Б-познание более
точно и эффективно, потому что
воспринимающий в меньшей степени
искажает свое восприятие в соответствии
с потребностями и желаниями.
Б-познание не судит, не оценивает и
не сравнивает. Фундаментальным отношением
является здесь восприятие того, что
есть, и способность ценить это. Стимулы
вызывают полное внимание. Восприятие
кажется более богатым и
8.Дефициентные
и бытийные ценности. Дефициентная
и бытийная любовь.
Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому индивидууму: истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность.
Дефициентная любовь - это любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Чем больше удовлетворение, тем больше возрастает этот род любви. Это любовь из потребности в самоуважении или в сексе, или из страха одиночества и т.п.
Бытийная любовь
- это любовь к сущности, к "бытию"
или "существу" другого. Такая
любовь не стремится к обладанию
и занята больше добром Другого, чем
эгоистическим удовлетворением. Маслоу
часто описывал Б-любовь как способность
давать всему идти своим чередом
и ценить то, что есть, не пытаясь
"улучшить" что-либо. Б-любовь к
природе выражается в умении ценить
цветы, наблюдать их рост, оставляя
их в покое. Д-любовь скорее выражается
в срывании цветов и устроении
из них букетов. Б-любовь - это идеал
необусловленной любви
Маслоу утверждает, что Б-любовь богаче, дает больше удовлетворения и более длительна, чем Д-любовь. Она остается живой и свежей, в то время как Д-любовь утрачивает свежесть и остроту со временем. Б-любовь может быть причиной "пик-переживаний" и часто описывается в столь же экзальтированных словах, которыми описывают религиозный опыт.
9.Эупсихика.
Этим,
им самим созданным термином. Маслоу
называл идеальное общество, в
отличие от "утопии", идея которой
казалась ему визионерской и непрактичной.
Он полагал, что идеальное общество
может быть создано как объединение
психологически здоровых, самоактуализирующихся
индивидуумов. Все члены такого общества
стремятся как к личному
III. ДИНАМИКА
1. Психологический рост
Маслоу рассматривает
психологический рост как
Стремление к более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье.
Маслоу подчеркивает,
что рост осуществляется посредством
работы самоактуализации. Самоактуализация
подразумевает длительность, постоянную
вовлеченность в работу роста
и развития способностей до максимально
возможного, а не удовлетворение меньшим
из лени или недостатка уверенности
в себе. Работа самоактуализации включает
выбор достойных творческих задач.
Маслоу пишет, что самоактуализирующихся
индивидуумов привлекают наиболее трудные
и запутанные проблемы, которые требуют
максимальных и наиболее творческих
усилий. Они стремятся иметь дело
с определенностью и
2.Препятствия
росту
Маслоу
указывает, что мотивация роста
сравнительно слаба по отношению
к физиологическим потребностям
и потребностям безопасности, уважения
и пр. Процесс самоактуализации может
быть ограничен 1) негативным влиянием
прошлого опыта и возникшими в
результате привычками, которые замыкают
нас в непродуктивмом поведении;
2) социальными влияниями и
Дурные привычки часто мешают росту. По Маслоу, они включают приверженность к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность. Вообще сильные привычки мешают психологическому росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для наиболее продуктивного и эффективного действования в различных ситуациях.
К
традиционному
Десакрализация
- это обеднение собственной
Комплекс
Ионы" - это отказ от попыток
реализации в полноте своих способностей.
Как Иона попытался избежать ответственности
пророчества, так и большинство
людей в действительности боятся
использования своих
IV.СТРУКТУРА
1.Тело
Маслоу не описывает
детально роли тела в процессе самоактуализации.
Он полагает, что когда физиологические
потребности удовлетворяются, индивидуум
освобождается для
2.Социальные
отношения
По
Маслоу, любовь и уважение - фундаментальные
потребности, существенные для каждого
и предшествующие самоактуализации
в иерархии потребностей. Маслоу часто
с сожалением отмечает, что большинство
учебников психологии даже не упоминает
слово "любовь", как будто психологи
считают любовь чем-то нереальным, что
должно быть сведено к другим понятиям,
вроде проекции или сексуального
подкрепления.
3.Воля
Воля
– важный ингредиент в длительном
процессе самоактуализации. Маслоу показывает,
что самоактуализирующиеся
"Самоактуализация
означает работу, чтобы сделать
хорошо то, что человек хочет
делать. Стать второсортным врачом
- не путь для самоактуализации.
Человек хочет быть
В
силу своей веры в здоровье и добро
в человеческой природе, Маслоу не ставил
перед волей задачи преодоления
неприемлемых инстинктов и импульсов.
По Маслоу, здоровый индивидуум сравнительно
свободен от внутреннего конфликта,
кроме разве что необходимости
преодоления дурных привычек. Воля
нужна для того, чтобы развивать
способности и достигать
4.Эмоции.
Интеллект. Самость.
Маслоу
подчеркивает важность позитивных эмоций
для самоактуализации. Он полагает
необходимым исследовать такие
состояния, как счастье, невозмутимость,
радость, смех, игры и пр. Он полагает,
что отрицательные эмоции, напряжения
и конфликты истощают энергию
и препятствуют эффективному функционированию.
Маслоу подчеркивает необходимость холистического мышления, обращающего внимание на отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил, что "пик-переживания" часто являются поразительными примерами мышления, прорывающегося через дихотомия, в которых мы обычно воспринимаем реальность. В таких случаях часто рассказывают о переживании прошлого, настоящего и будущего в единстве, видения жизни и смерти как частей единого процесса, осознавания добра и зла в единстве.
Холистическое мышление свойственно также творческим мыслителям, преодолевающим прошлое и выходящим за пределы условных категорий ради исследования возможных новых отношений. Это требует свободы, открытости и способности иметь дело с неопределенным и неоднозначным.
Такая неопределенность,
которая может пугать одних, для
других составляет сущность радости
творческого решения проблемы.
Маслоу определяет самость как внутреннюю природу или сердцевину индивидуума - его собственные вкусы, ценности и цели. Понимание собственной внутренней природы и действование в соответствии с ней существенно для актуализации самости..
"Самоактуализирующиеся
люди, достигшие высшего уровня
зрелости, здоровья и свершений,
могут столь многому научить
нас, что иногда просто
Маслоу
подходит к пониманию самости
посредством изучения чех индивидуумов,
которые живут в наибольшем согласии
с собственной природой, которые
представляют собой лучшие примеры
самовыражения и