Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 06:55, доклад
Каким был задуман человек, как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами?
Вот какие вопросы тревожили всю жизнь американского психолога Абрахама Маслоу (1908 -1970), когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ Зигмунда Фрейда, имевшие дело с патологией, ничем тут помочь не могут. В 1943 году он опубликовал рубежную статью Теория человеческой мотивации , с которой началась новая гуманистическая психология.
I. ВВЕДЕНИЕ
1. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
3. ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
II. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1.Теория самоактуализации
2."Пик-переживание"
3."Плато-переживание"
4.Иерархия потребностей
5.Жалобы и мета-жалобы
6.Дефициентная и бытийная мотивация
7.Дефициентное и бытийное познание
8.Дефициентные и бытийные ценности. Дефициентная и бытийная любовь.
9.Эупсихика.
III. ДИНАМИКА
1. Психологический рост
2.Препятствия росту
IV.СТРУКТУРА
1.Тело
2.Социальные отношения
3.Воля
4.Эмоции. Интеллект. Самость.
V.ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Подготовила студентка 2 курса
Группы №24
Мезина
Екатерина
Челябинск
2009 г.
ПЛАН:
I. ВВЕДЕНИЕ
II. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1.Теория самоактуализации
2."Пик-переживание"
4.Иерархия потребностей
5.Жалобы и мета-жалобы
6.Дефициентная и бытийная мотивация
7.Дефициентное и бытийное познание
8.Дефициентные и бытийные ценности. Дефициентная и бытийная любовь.
9.Эупсихика.
1. Психологический рост
2.Препятствия росту
IV.СТРУКТУРА
1.Тело
2.Социальные отношения
3.Воля
4.Эмоции. Интеллект. Самость.
V.ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ.
Каким был задуман человек, как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами?
Вот какие вопросы
тревожили всю жизнь
Исходным пунктом
гуманистической психологии являются
понятие о мотивации поведения,
стремление личности к удовлетворению
заложенных в ней потребностей. В
сущности, все богатство человеческого
поведения обусловлено двумя
основными моделями мотивации: стремлением
к преодолению дефицита и стремлением
к развитию.
Всю свою психологическую
работу Маслоу связывает с
проблематикой личного роста и развития,
рассматривая психологию как одно из средств,
способствующих социальному и психологическое
благосостоянию. Он внес значительный
теоретический и практический вклад в
создание альтернативы бихевиоризму и
психоанализу, стремившихся "объяснить
до уничтожения" творчество, любовь,
альтруизм и другие великие культурные,
социальные и индивидуальные достижения
человечества. . Его работы - в большей
степени собрание мыслей, точек зрения
и гипотез, нежели развитая теоретическая
система.
. Абрахам Харольд
Маслоу родился в Бруклине, Нью-Йорк,
в 1908 году. Он был сыном необразованных
родителей, из еврейской семьи,
Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомневаться в Боге.
Он даже отказался присутствовать на ее похоронах. Он характеризовал Розу Маслоу как жестокую, невежественную и враждебную женщину, которая настолько не любила своих детей, что это почти доводило их до душевного расстройства. Ни в одном его высказывании о матери , некоторые из них сделаны публично, хотя она еще была жива, нет ни капли тепла или любви.
Маслоу вспоминал отца как человека, который "любил виски, женщин и драки". Более того, отец внушил ему, что он уродлив и глуп. Позже Маслоу примирился с отцом и часто говорил о нем с любовью. Однако он никогда не простил матери того, как она обращалась с ним, когда он был ребенком и юношей.
Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в колледже, убедили его, что он никогда не станет адвокатом, поэтому он стал посещать более эклектичный курс в Корнелском Университете. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где он закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян.
Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман, своей школьной возлюбленной. Его родители были против брака, так как жених и невеста были кузенами, и они боялись, что у них могут родиться дети с генетическими дефектами. Тем не менее, брак с Бертой и учеба в Висконсине были очень важными событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: "Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин".
После получения
докторской степени Маслоу возвратился
в Нью-Йорк, продолжал исследования
в Колумбии, затем преподавал психологию
в Бруклинском колледже. Маслоу описывал
Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х -
начало 1940-х годов) как центр психологической
вселенной. Именно здесь он познакомился
с элитой европейских интеллектуалов,
которые были вынуждены спасаться
от Гитлера. Эрих Фромм, Альфред Адлер,
Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс
Вертхаймер, один из основателей
После Висконсина Маслоу
начал широкие исследования сексуального
человеческого поведения. Его исследования
в этом направлении поддерживались
психоаналитическими
Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в конце концов выразился в "Эупсихическом менеджменте" - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией, написанных в течение лета, когда Маслоу работал наблюдателем на маленьком предприятии в Калифорнии.
В 1951 г. Маслоу перешел
в только что организованный Бренданский
университет, приняв пост председателя
психологического отделения; он оставался
на этом посту до 1961 года, а затем
был там профессором
Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. В качестве члена Американской психологической ассоциации он был президентом Отделения личности и социальной психологии, а также Отделения эстетики, и был избран президентом всей Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год.
Большинство книг Маслоу
были написаны в течение последних
10 лет его жизни. Это: "По направлению
к психологии бытия" (1968); "Религии,
ценности и вершинные переживания"
(1964); "Эупсихея: дневник" (1965); "Психология
науки: рекогносцировка" (1966); "Мотивация
и личность" (1987 ), "Новые измерения
человеческой природы" (1971). Том, составленный
при участии его жены и названный
"Памяти Абрахама Маслоу" был опубликован
посмертно в 1972 году.
2.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
2.1. Психоанализ
Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление Маслоу. Анализирование себя самого сильно воздействовало на Маслоу, показав огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом.
"Немного переупрощая,
можно сказать, что Фрейд
Маслоу решил, что
психоанализ - лучшая система анализа
для психопатологии и наилучшая
возможная психотерапия (это было
в 1955 г.). Вместе с тем он счел психоаналитическую
систему совершенно неудовлетворительной
в качестве общей психологии как
теории всего человеческого мышления
и поведения. "Представляется одностороннее,
искореженное подчеркивание человеческих
слабостей и недостатков, и это
претендует на полное описание человека...
Практически все деятельности, которыми
человек гордится, которые придают
значение, ценность и богатство его
жизни, либо опускаются, либо патологизируются
Фрейдом"
2.2. Гештальтпсихология.
Маслоу также серьезно
изучал гештальтпсихологию. Он искренне
восхищался Максом Вертхаймером, работа
которого о продуктивном мышлении близка
собственным исследованиям
Но менее значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, подчеркивавшего, что организм - это единое целое, и то, что происходит в любой части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени вдохновлена Гольдштейном, который первым использовал сам термин.
Ему Маслоу посвятил
книгу "К психологии бытия". В
предисловии он писал: "Если выразить
в одной фразе, что значит для
меня гуманистическая психология, то
я бы сказал, что это - интеграция
Гольдштейна (и гештальтпсихологии)
с Фрейдом (и различными психодинамическими
психологиями), под эгидой научного
духа моих учителей в Висконсинском
Университете"
3.
ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
У Маслоу изучение
самоактуализации не было