Руководство и лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:28, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить сущность лидерства и руководства, их общее и особенное. Задачи контрольной работы:
Рассмотреть понятие лидерства, его функции и типологию;
Раскрыть сущность руководства и его стили;
Рассмотреть сходство и различие лидерства и руководства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА 4
1.1 ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА 4
1.2. ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА 6
1.3. ФУНКЦИИ ЛИДЕРА 8
2. СУЩНОСТЬ РУКОВОДСТВА 9
2.1 СТИЛИ РУКОВОДСТВА 10
2.2. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 12
3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО 13

Работа содержит 1 файл

психология управления.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Пермский  институт (филиал)

государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования 

«Российский государственный  торгово-экономический  университет» 
 
 
 

            Кафедра управления персоналом и коммерческого права   
             
             

Контрольная работа
 

по курсу «Психология управления»

Вариант 24

Тема: Руководство и  лидерство: общее  и особенное 
 

              Выполнила – студентка 2 курса

              группы ЭПи – 22

              Пучкина Жанна Владимировна

              (д/адр.  п.Суксун ул.Уральская д.12

              инд.617560 т.89048432634)

              Проверил – к.э.н. доцент Глодных Н. М.

              Оценка 

              Дата 

              Подпись  

Пермь 2011

 

содержание

 

введение

   Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В  начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе, а начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р. Такера, Дж. Пейджа. До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством.

   Актуальность  выбранной темы обусловлена следующими факторами:

- наличием  довольно скупых исследований  в некоторых сферах лидерства;

- низким  уровнем профессионализма некоторых  современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.

   Изучение  проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

   Руководитель  должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в  значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

   Данная  тема была выбрана, потому что в дальнейшем хочется стать эффективным руководителем. А чтобы таковым стать, нужно быть не только руководителем для подчиненных, но и лидером, за которым люди потянутся. Именно эта контрольная раскрывает все интересующие аспекты данной темы.

   Цель  контрольной работы: изучить сущность лидерства и руководства, их общее и особенное. Задачи контрольной работы:

  1. Рассмотреть понятие лидерства, его функции и типологию;
  2. Раскрыть сущность руководства и его стили;
  3. Рассмотреть сходство и различие лидерства и руководства.

1. Сущность лидерства

     Лидерство (leadership) – процесс, в ходе которого определенные члены группы ведут за собой всех остальных.[2, ст. 231]

     Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерство относится к динамическим процессам группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

     Мера  влияния лидера на группу так же не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах  лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижается. Иногда понятие лидерства отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое понятие, не описываемое ни какими другими понятиями.

1.1 Феномен лидерства

     Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в

группе.[2, ст. 239]

     В психологии приняты различные классификации  лидеров:

  1. по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
  2. по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
  3. по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.д.

     Лидер может быть одновременно и руководителем  группы, а может им и не быть. Различают:

  1. формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
  2. неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

     В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а  чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в  возглавляемом им коллективе, располагает  официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

     Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.

     В настоящее время имеются серьезные  возражения представлениям о существовании  универсального набора психологических  качеств, «делающих» человека лидером. В частности, Р.Стогдилл, проведя  комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность. Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначны и характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. В результате можно сделать вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами. [3, ст. 186]

  Таким образом, в настоящее время лидерство  предстает как сложное многоплановое  явление, определяемое целым рядом факторов.

1.2. Типология лидерства

      Существуют  различные классификации феномена лидерства.

      В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на:

      -традиционных  лидеров, которыми обычно являются  вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;

      -рационально  - легальных, или рутинных - это  лидеры, избранные демократическим  путем;

      -харизматических  - лидеров, наделенных, по мнению  масс, особой благодатью, выдающимися  качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. Примером харизматических лидеров были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.

      В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.

      “Харизмой”  следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря  которому она оценивается как  одаренная сверхчеловеческими, или  специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, “приверженцами”. [5, ст. 94]

      Существует  также  деление лидеров на обычных (“реальных”) и великих (как великих “героев, так и великих “злодеев”). Реальные лидеры не оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что только лидеры - герои (либо злодеи) определяют ход истории.

      На  основе характера лидеры разделяют  на “активно - позитивных” и “активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно-негативных”.

      В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера:

      1. Лидера - знаменосца отличает собственное  видение действительности, наличие  идеи, увлекающей массы.

      2. Лидер - служитель стремится выступать  в роли выразителя интересов  своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

      3. Лидер - торговец способен привлекательно  преподнести свои идеи и убедить  людей в их преимуществе.

      4. Лидер - пожарный ориентируется  на решение наиболее актуальных  проблем в обществе, насущные  требования момента.

   В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в  сочетании у различных людей  в разных пропорциях.

1.3. Функции лидера

     Карьера лидера зависит не только от общих  условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении  ряда функций. Назовем некоторые из них.

  1. Конструктивная функция – выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества.
  2. Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.
  3. Координационная функция – согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.
  4. Интегративная функция – сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.

 

2. Сущность руководства

   Руководство – это феномен, имеющий место в системе формальных отношений. Роль руководителя заранее определена, оговорён круг функций реализующего её лица. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций. [6, ст. 328]

Информация о работе Руководство и лидерство