Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:28, контрольная работа
Цель контрольной работы: изучить сущность лидерства и руководства, их общее и особенное. Задачи контрольной работы:
Рассмотреть понятие лидерства, его функции и типологию;
Раскрыть сущность руководства и его стили;
Рассмотреть сходство и различие лидерства и руководства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА 4
1.1 ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА 4
1.2. ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА 6
1.3. ФУНКЦИИ ЛИДЕРА 8
2. СУЩНОСТЬ РУКОВОДСТВА 9
2.1 СТИЛИ РУКОВОДСТВА 10
2.2. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 12
3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО 13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Пермский институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский
государственный
торгово-экономический
университет»
Кафедра
управления персоналом и коммерческого
права
по курсу «Психология управления»
Вариант 24
Тема:
Руководство и
лидерство: общее
и особенное
группы ЭПи – 22
Пучкина Жанна Владимировна
(д/адр. п.Суксун ул.Уральская д.12
инд.617560 т.89048432634)
Проверил – к.э.н. доцент Глодных Н. М.
Оценка
Дата
Подпись
Пермь 2011
содержание
Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе, а начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р. Такера, Дж. Пейджа. До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким
уровнем профессионализма
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Данная тема была выбрана, потому что в дальнейшем хочется стать эффективным руководителем. А чтобы таковым стать, нужно быть не только руководителем для подчиненных, но и лидером, за которым люди потянутся. Именно эта контрольная раскрывает все интересующие аспекты данной темы.
Цель контрольной работы: изучить сущность лидерства и руководства, их общее и особенное. Задачи контрольной работы:
Лидерство (leadership) – процесс, в ходе которого определенные члены группы ведут за собой всех остальных.[2, ст. 231]
Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерство относится к динамическим процессам группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.
Мера влияния лидера на группу так же не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижается. Иногда понятие лидерства отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое понятие, не описываемое ни какими другими понятиями.
Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в
группе.[2, ст. 239]
В
психологии приняты различные
Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть. Различают:
В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.
В
настоящее время имеются
Таким
образом, в настоящее время лидерство
предстает как сложное
Существуют
различные классификации
В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на:
-традиционных
лидеров, которыми обычно
-рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;
-харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. Примером харизматических лидеров были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.
“Харизмой” следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, “приверженцами”. [5, ст. 94]
Существует также деление лидеров на обычных (“реальных”) и великих (как великих “героев, так и великих “злодеев”). Реальные лидеры не оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что только лидеры - герои (либо злодеи) определяют ход истории.
На
основе характера лидеры разделяют
на “активно - позитивных” и “активно
- негативных”, а также на “пассивно
- позитивных” и “пассивно-
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера:
1.
Лидера - знаменосца отличает
2.
Лидер - служитель стремится выступать
в роли выразителя интересов
своих сторонников,
3.
Лидер - торговец способен
4.
Лидер - пожарный ориентируется
на решение наиболее
В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в сочетании у различных людей в разных пропорциях.
Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций. Назовем некоторые из них.
Руководство – это феномен, имеющий место в системе формальных отношений. Роль руководителя заранее определена, оговорён круг функций реализующего её лица. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций. [6, ст. 328]