Роли ведущего в групповой психотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:44, реферат

Описание работы

Существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей среды, но в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и выполняет профессиональные обязанности психолога или психотерапевта. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика.

Содержание

Введение …………………………………………………3
Основная часть
Основные роли ведущего группы ……………………..4
Стили руководства группой …………………………..10
Характеристика личности группового тренера ……….11
Заключение …………………………………………..….14
Литература ………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

роли ведущего.docx

— 34.05 Кб (Скачать)

Главными  являются вербальные средства, которые  с точки зрения активности психотерапевта (то есть определения цели) условно  разделяют на несколько категорий.

1. Структурирование  хода занятий. Сюда относятся  все высказывания, которые в начале  определяют его ход и программу;  высказывания, направленные на ограничение  непродуктивной активности, на ориентирование  обсуждения в соответствующем направлении и пр.

2. Сбор  информации. Психотерапевт задает  вопросы, поощряет высказывания пациентов и их вопросы.

3. Интерпретация.  Наиболее обширная категория  психотерапевтических приемов. Интерпретация  может относиться как к актуальной  ситуации, так и к прошлому пациента. Внутри этой категории можно выделить следующее: отражение эмоций (повторение высказываний пациентов, не выходя за пределы их явного содержания), классификация (извлечение из высказывания пациента того, что имеет существенное значение и содержится в высказывании неявным образом), конфронтация (сопоставление отдельных высказываний с целью показать сходства, различия, противоречия), собственно интерпретация (постановка гипотез, которые могут прояснить причинно-следственные связи и истинный смысл того или иного события или поведения).

4. Убеждение  и переубеждение, которое может  осуществляться как непосредственно, так и опосредовано.

5. Предоставление  информации.

6. Постановка  определенных заданий — использование  вспомогательных техник. Последовательное  использование указанных приемов  позволяет психотерапевту оптимально  пользоваться психотерапевтическим  потенциалом групповой динамики. 

Стили руководства группой 

Вопрос  о стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личностными  особенностями.

Согласно  классической классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский, – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, "директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и кларификации" .

Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический  стиль руководства; отношение к  директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что  в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1) когда задача группы жестко структурирована; 2) когда  члены группы испытывают сильный  стресс; 3) когда динамика группы настолько  неясна для участников, что они  не могут точно и полно осознать, что происходит .

Многие  группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко  структурировали и чтобы ими  жестко управляли. Это действительно  бывает необходимо для преодоления  начальной скованности и тревожности  и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный  руководитель находит возможности  постепенного "ослабления вожжей" и передачи функций управления самой  группе.

Наименее  продуктивный стиль руководства, как  принято считать, – попустительский. Но это не означает, что он абсолютно  неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского толка руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе.

Следует заметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между  стилями управления группой и  конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.  

Характеристика  личности группового тренера 

Существуют  точки зрения, согласно которым успех  работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим групповой процесс как воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов.

Гуманистическая позиция состоит в том, что  развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий развития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

Обобщая многочисленные исследования профессионально  важных личностных черт групповых ведущих (А. Косевска, С. Кратохвил, М. Либерман, К. Роджерс, Славсон, И. Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
  • открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение, интуиция;
  • высокий уровень интеллекта.
 

Известный специалист в области психокоррекционных групп К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления: "Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений" . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

При разнообразии выделяемых ролей, позиций, стилей, характеристик поведения группового психотерапевта, существует разделяемое большинством специалистов представление, согласно которому основная задача психотерапевта заключается в недирективном руководстве группой, стимулировании пациентов к активности и создании атмосферы эмоциональной безопасности и принятия. Необходимость ограничения собственной активности и директивности группового психотерапевта обусловлена тем, что активность участников группы сама по себе является лечебным фактором групповой психотерапии. Важно подчеркнуть, что основные характеристики поведения психотерапевта определяются не только теоретической ориентацией, но и актуальной групповой ситуацией, а также фазой развития психотерапевтической группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Вачков И.В. «Основы технологии группового тренинга». – М.: «Ось-89», 2005.- 256с.
  2. Голубев М.В. «Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии». – М.:, 2003
  3. Кочюнас Р. «Психологическое консультирование и психотерапия ». – М.:, 2005
  4. Рудестам К. «Групповая психотерапия». – СПб.:Питер, 1998

Информация о работе Роли ведущего в групповой психотерапии