Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:33, контрольная работа
Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
     Функционально - ролевое общение - это общение  на уровне социальных ролей партнеров (начальник - подчиненный, продавец - покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые  маски. Переход от ролевого общения  к межличностному и обратно часто  используют в деловых контактах.
     Например, 
большинство детей с радостью 
готовятся стать 
     Иногда 
складывается ситуация, когда содержание 
роли усвоено, но есть внутренние препятствия 
для ее принятия. Человек стремится 
доказать себе и другим, что он нечто 
большее, чем роль. С другой стороны, 
роль может настолько сильно увлечь, 
что индивид полностью 
Адаптивным способом овладения социальных ролей выступают ролевые игры. Ролевая игра является разновидностью коммуникации.
Различные роли осваиваются в процессе социализации. В качестве примера приведем ролевой репертуар малой группы:
- противник: оппозиционер, активно выступающий против лидера;
- мученик: взывающий о помощи и отказывающийся от нее;
     - моралист: 
член группы, который всегда прав; 
-перехватчик: член группы, захватывающий 
инициативу у лидера;
- любимчик: член группы, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите.
Группа всегда стремится расширить репертуар ролей. Индивидуальное исполнение роли человеком имеет личностную окраску, которая зависит от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него.
      Всякий 
человек, живя в обществе, принимает 
на себя множество ролей. От качества 
их выполнения зависит не только личный 
комфорт человека, но и благополучие 
общества в целом. Человек может 
и должен учиться, не только хорошо 
играть данные ему роли, но и ответственно 
подходить к принятию на себя новых 
ролей.  
 
Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
     2) 
межличностную 
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
     1) 
когнитивный компонент - включает 
в себя все познавательные 
психические процессы: ощущения, восприятие, 
представление, память, мышление, воображение. 
Благодаря этому компоненту 
а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
     2) 
эмоциональный компонент -- включает 
положительные или 
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;
в) эмпатия -- эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
     3) 
поведенческий компонент -- включает 
мимику, жестикуляцию, пантомимику, 
речь и действия, выражающие отношения 
данного человека к другим 
людям, к группе в целом. 
Он играет ведущую роль в 
регулировании взаимоотношений.
Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.
Виды межличностных отношений:
     1) 
производственные отношения -- складываются 
между сотрудниками 
а) по вертикали - между руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали - отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
     в) 
по диагонали - отношения между руководителями 
одного производственного 
2) бытовые взаимоотношения - складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
     3) 
формальные (официальные) отношения 
- нормативно предусмотренные 
     4) 
неформальные (неофициальные) отношения 
- взаимоотношения, которые 
     На 
характер межличностных отношений 
оказывают влияние такие 
Этапы развития межличностных отношений:
     1) 
этап знакомства - первый этап - возникновение 
взаимного контакта, взаимного восприятия 
и оценки людьми друг друга, 
что во многом обусловливает 
и характер взаимоотношений 
     2) 
этап приятельских отношений 
- возникновение межличностных 
3) товарищеские отношения - сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием.
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.
     Взаимодействующие 
при этом личности удовлетворяют 
свою потребность в общении друг 
с другом, в обмене информацией 
и пр. Например, обсуждение двумя 
прохожими конфликтной 
Виды общения по средствам:
     1) 
вербальное общение - осуществляется 
посредством речи и является 
прерогативой человека. Оно предоставляет 
человеку широкие 
     2) 
невербальное общение 
Виды общения по целям:
     1) 
биологическое общение связано 
с удовлетворением основных 
     2) 
социальное общение направлено 
на расширение и укрепление 
межличностных контактов, 
     1) 
материальное - обмен предметами 
и продуктами деятельности, которые 
служат средством 
2) когнитивное - передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
     3) 
кондиционное - обмен психическими 
или физиологическими 
4) деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
     5) 
мотивационное общение состоит 
в передаче друг другу 
По опосредованности:
     1) 
непосредственное общение - происходит 
с помощью естественных 
     2) 
опосредствованное общение - связано 
с использованием специальных 
средств и орудий для 
     3) 
прямое общение строится на 
основе личных контактов и 
непосредственного восприятия 
     4) 
косвенное общение происходит 
через посредников, которыми