Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:33, контрольная работа
Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Функционально - ролевое общение - это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник - подчиненный, продавец - покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах.
Например,
большинство детей с радостью
готовятся стать
Иногда
складывается ситуация, когда содержание
роли усвоено, но есть внутренние препятствия
для ее принятия. Человек стремится
доказать себе и другим, что он нечто
большее, чем роль. С другой стороны,
роль может настолько сильно увлечь,
что индивид полностью
Адаптивным способом овладения социальных ролей выступают ролевые игры. Ролевая игра является разновидностью коммуникации.
Различные роли осваиваются в процессе социализации. В качестве примера приведем ролевой репертуар малой группы:
- противник: оппозиционер, активно выступающий против лидера;
- мученик: взывающий о помощи и отказывающийся от нее;
- моралист:
член группы, который всегда прав;
-перехватчик: член группы, захватывающий
инициативу у лидера;
- любимчик: член группы, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите.
Группа всегда стремится расширить репертуар ролей. Индивидуальное исполнение роли человеком имеет личностную окраску, которая зависит от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него.
Всякий
человек, живя в обществе, принимает
на себя множество ролей. От качества
их выполнения зависит не только личный
комфорт человека, но и благополучие
общества в целом. Человек может
и должен учиться, не только хорошо
играть данные ему роли, но и ответственно
подходить к принятию на себя новых
ролей.
Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2)
межличностную
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1)
когнитивный компонент - включает
в себя все познавательные
психические процессы: ощущения, восприятие,
представление, память, мышление, воображение.
Благодаря этому компоненту
а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2)
эмоциональный компонент -- включает
положительные или
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;
в) эмпатия -- эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3)
поведенческий компонент -- включает
мимику, жестикуляцию, пантомимику,
речь и действия, выражающие отношения
данного человека к другим
людям, к группе в целом.
Он играет ведущую роль в
регулировании взаимоотношений.
Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.
Виды межличностных отношений:
1)
производственные отношения -- складываются
между сотрудниками
а) по вертикали - между руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали - отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
в)
по диагонали - отношения между руководителями
одного производственного
2) бытовые взаимоотношения - складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3)
формальные (официальные) отношения
- нормативно предусмотренные
4)
неформальные (неофициальные) отношения
- взаимоотношения, которые
На
характер межличностных отношений
оказывают влияние такие
Этапы развития межличностных отношений:
1)
этап знакомства - первый этап - возникновение
взаимного контакта, взаимного восприятия
и оценки людьми друг друга,
что во многом обусловливает
и характер взаимоотношений
2)
этап приятельских отношений
- возникновение межличностных
3) товарищеские отношения - сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием.
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.
Взаимодействующие
при этом личности удовлетворяют
свою потребность в общении друг
с другом, в обмене информацией
и пр. Например, обсуждение двумя
прохожими конфликтной
Виды общения по средствам:
1)
вербальное общение - осуществляется
посредством речи и является
прерогативой человека. Оно предоставляет
человеку широкие
2)
невербальное общение
Виды общения по целям:
1)
биологическое общение связано
с удовлетворением основных
2)
социальное общение направлено
на расширение и укрепление
межличностных контактов,
1)
материальное - обмен предметами
и продуктами деятельности, которые
служат средством
2) когнитивное - передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3)
кондиционное - обмен психическими
или физиологическими
4) деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5)
мотивационное общение состоит
в передаче друг другу
По опосредованности:
1)
непосредственное общение - происходит
с помощью естественных
2)
опосредствованное общение - связано
с использованием специальных
средств и орудий для
3)
прямое общение строится на
основе личных контактов и
непосредственного восприятия
4)
косвенное общение происходит
через посредников, которыми