Ролевое и межличностное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Функционально - ролевое общение - это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник - подчиненный, продавец - покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах.

Работа содержит 1 файл

ролевое и межличностное общение.docx

— 54.26 Кб (Скачать)

     Например, большинство детей с радостью готовятся стать первоклассниками и с интересом идут в школу. Однако освоение социальной роли школьника для некоторых представляет определенные трудности. Это происходит, если ребенок не готов работать в группе сверстников, не способен соблюдать правила и требования, предъявляемые к ученику, у него нет мотивации к учебе и др.

     Иногда  складывается ситуация, когда содержание роли усвоено, но есть внутренние препятствия  для ее принятия. Человек стремится  доказать себе и другим, что он нечто  большее, чем роль. С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет  себя ей. Таким образом, возникают  три проблемы усвоения социальной роли: трудности ее усвоения, неприятия  и нарушения меры в ее усвоении.

     Адаптивным  способом овладения социальных ролей  выступают ролевые игры. Ролевая игра является разновидностью коммуникации.

     Различные роли осваиваются в процессе социализации. В качестве примера приведем ролевой репертуар малой группы:

  • лидер: член группы, за которым остальные признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, решения, затрагивающие интересы членов группы и определяющие направление и характер деятельности и поведения всей группы;
  • эксперт: член группы, имеющий специальные знания, способности, навыки, которые группе требуются или которые группа просто уважает;
  • пассивно и легко приспосабливающиеся члены: они стремятся сохранить свою анонимность;
  • «крайний» член группы: отстает от всех из-за личностных ограничений или страхов;

     -      противник: оппозиционер, активно выступающий против лидера;

     - мученик: взывающий о помощи и отказывающийся от нее;

     - моралист: член группы, который всегда прав; 
-перехватчик: член группы, захватывающий инициативу у лидера;

     - любимчик: член группы, пробуждающий нежные чувства и  постоянно нуждающийся в защите.

     Группа  всегда стремится расширить репертуар  ролей. Индивидуальное исполнение роли человеком имеет личностную окраску, которая зависит от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него.

      Всякий  человек, живя в обществе, принимает  на себя множество ролей. От качества их выполнения зависит не только личный комфорт человека, но и благополучие общества в целом. Человек может  и должен учиться, не только хорошо играть данные ему роли, но и ответственно подходить к принятию на себя новых  ролей.  
 

    1. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ.
 

     Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

     Межличностные отношения включают:

     1) восприятие и понимание людьми  друг друга;

     2) межличностную привлекательность  (притяжение и симпатия);

     3) взаимодействие и поведение (в  частности, ролевое).

     Компоненты  межличностных отношений:

     1) когнитивный компонент - включает  в себя все познавательные  психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение.  Благодаря этому компоненту происходит  познание индивидуально-психологических  особенностей партнеров по совместной  деятельности и взаимопонимание  между людьми. Характеристиками  взаимопонимания являются:

     а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;

     б) идентификация - отождествление индивидом  своей личности с личностью другого  индивида;

     2) эмоциональный компонент -- включает  положительные или отрицательные  переживания, возникающие у человека  при межличностном общении с  другими людьми:

     а) симпатии или антипатии;

     б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;

     в) эмпатия -- эмоциональный отклик на переживания другого человека, который  может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые  испытывает другой), сочувствия (личностного  отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

     3) поведенческий компонент -- включает  мимику, жестикуляцию, пантомимику,  речь и действия, выражающие отношения  данного человека к другим  людям, к группе в целом.  Он играет ведущую роль в  регулировании взаимоотношений.  Эффективность межличностных отношений  оценивается по состоянию удовлетворенности  - неудовлетворенности группы и  ее членов.

     Механизмом  развития межличностных отношений  является эмпатия — отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

     Виды  межличностных отношений:

     1) производственные отношения -- складываются  между сотрудниками организаций  при решении производственных, учебных,  хозяйственных, бытовых и др. проблем  и предполагают закрепленные  правила поведения сотрудников  по отношению друг к другу.  Разделяются на отношения:

     а) по вертикали - между руководителями и подчиненными;

     б) по горизонтали - отношения между  сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

     в) по диагонали - отношения между руководителями одного производственного подразделения  с рядовыми сотрудниками другого;

     2) бытовые взаимоотношения - складываются  вне трудовой деятельности на  отдыхе и в быту;

     3) формальные (официальные) отношения  - нормативно предусмотренные взаимоотношения,  закрепленные в официальных документах;

     4) неформальные (неофициальные) отношения  - взаимоотношения, которые реально  складываются при взаимоотношениях  между людьми и проявляются  в предпочтениях, симпатиях или  антипатиях, взаимных оценках, авторитете  и т.д.

     На  характер межличностных отношений  оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении  и др.

     Этапы развития межличностных отношений:

     1) этап знакомства - первый этап - возникновение  взаимного контакта, взаимного восприятия  и оценки людьми друг друга,  что во многом обусловливает  и характер взаимоотношений между  ними;

     2) этап приятельских отношений  - возникновение межличностных отношений,  формирование внутреннего отношения  людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми  достоинств и недостатков друг  друга) и эмоциональном уровнях  (возникновение соответствующих  переживаний, эмоционального отклика  и т.д.);

     3) товарищеские отношения - сближение  взглядов и оказание поддержки  друг другу; характеризуются доверием.

     Межличностное общение выступает необходимым  условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических  функций, процессов и свойств  человека, но и личности в целом. Сущность межличностного общения заключается  во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

     Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют  свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией  и пр. Например, обсуждение двумя  прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при  знакомстве молодых людей друг с  другом.

     Виды  общения по средствам:

     1) вербальное общение - осуществляется  посредством речи и является  прерогативой человека. Оно предоставляет  человеку широкие коммуникативные  возможности и гораздо богаче  всех видов и форм невербального  общения, хотя в жизни не  может полностью его заменить;

     2) невербальное общение происходит  с помощью мимики, жестов и  пантомимики, через прямые сенсорные  или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные  и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные  формы и средства общения присущи  не только человеку, но и некоторым  животным (собакам, обезьянам и  дельфинам). В большинстве случаев  невербальные формы и средства  общения человека являются врожденными.  Они позволяют людям взаимодействовать  друг с другом, добиваясь взаимопонимания  на эмоциональном и поведенческом  уровнях. Важнейшей невербальной  составляющей процесса общения  является умение слушать. 

     Виды  общения по целям:

     1) биологическое общение связано  с удовлетворением основных органических  потребностей и необходимо для  поддержания, сохранения и развития  организма;

     2) социальное общение направлено  на расширение и укрепление  межличностных контактов, установление  и развитие интерперсональных  отношений, личностного роста  индивида. Виды общения по содержанию:

     1) материальное - обмен предметами  и продуктами деятельности, которые  служат средством удовлетворения  их актуальных потребностей;

     2) когнитивное - передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей  и развивающей способности;

     3) кондиционное - обмен психическими  или физиологическими состояниями,  оказание влияния друг на друга,  рассчитанное на то, чтобы привести  человека в определенное физическое  или психическое состояние;

     4) деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

     5) мотивационное общение состоит  в передаче друг другу определенных  побуждений, установок или готовности  к действиям в определенном  направлении. 

     По  опосредованности:

     1) непосредственное общение - происходит  с помощью естественных органов,  данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки  и т.п.;

     2) опосредствованное общение - связано  с использованием специальных  средств и орудий для организации  общения и обмена информацией  (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или  культурных предметов (знаковые  системы, записи символов на  различных носителях, печать, радио,  телевидение и т. п.));

     3) прямое общение строится на  основе личных контактов и  непосредственного восприятия друг  другом общающихся людей в  самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей  и т.д.);

     4) косвенное общение происходит  через посредников, которыми могут  быть другие люди (например, переговоры  между конфликтующими сторонами  на межгосударственном, межнациональном,  групповом, семейном уровнях).

Информация о работе Ролевое и межличностное общение