Роль звуковых коммуникаций в брачный период животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – раскрыть основную роль звуковых коммуникаций в брачные периоды животных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основные особенности звуковых коммуникаций в брачный период животных…………………………………………………………………………..4
1.1. Коммуникация у животных.............................................................................4
1.2. Акустическая (звуковая) коммуникация…...……………………................9
1.3. Особенности полового инстинкта и брачного поведения животных……20
1.4. Звуковые коммуникации в половом поведении…………………………..25
Глава 2. Анализ экспериментов по изучению звуковой коммуникации животных во время брачного периода…………………………………………29
2.1. Исследования Н.Тинбергена по изучению полового поведения кузнечиков………………………………………………………………………..29
2.2. Исследования Н.Тинбергена по изучению полового поведения серебристых чаек………………………………………………………………...31
2.3. Анализ экспериментов, выводы ……………...………................................34
Заключение……………………………………………………………….………35
Список использованной литературы……………………………………...........37

Работа содержит 1 файл

роль звуковых коммуникаций в брачный период животных...doc

— 266.50 Кб (Скачать)

       Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Основные особенности звуковых коммуникаций в брачный период животных…………………………………………………………………………..4

1.1. Коммуникация  у животных.............................................................................4

1.2. Акустическая  (звуковая) коммуникация…...……………………................9

1.3. Особенности  полового инстинкта и брачного  поведения животных……20

1.4. Звуковые  коммуникации в половом поведении…………………………..25

Глава 2. Анализ экспериментов по изучению звуковой коммуникации животных во время брачного периода…………………………………………29

2.1. Исследования Н.Тинбергена по изучению полового поведения кузнечиков………………………………………………………………………..29

2.2. Исследования Н.Тинбергена по изучению полового поведения серебристых чаек………………………………………………………………...31

2.3. Анализ  экспериментов, выводы ……………...………................................34

Заключение……………………………………………………………….………35

Список  использованной литературы……………………………………...........37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Акустическое  общение проявляется в криках млекопитающих и песнях птиц; даже в общении рыб, вопреки распространённому мнению, звуковая сигнализация играет немалую роль. С помощью звуков животные передают информацию о занятости территории (это уменьшает частоту схваток за неё, особенно в условиях ограниченности обзора), о наличии пищи, о потенциальной угрозе, подзывают детёнышей и половых партнёров и так далее. При этом информация кодируется не только последовательностью звуков, но и их тональностью, громкостью и длительностью [15].

     Одно  это, без всяких дополнительных соображений, говорит о значительной роли издаваемых животными звуков в качестве сигналов, об их огромной роли в коммуникации как представителей одного и того же вида и даже одной и той же популяции, так и представителей разных видов и популяций. Актуальность данной работы заключается в том, что сигнализация звуками имеет явное преимущество по сравнению с сигнализацией позами и запахами: звуки могут быть более дифференцированы, чем запахи, мгновенно воспринимаются, звуковая сигнализация не ограничена дневным временем, как двигательная, наконец, звуки могут выражать гораздо более разнообразные эмоциональные состояния животного, и поэтому и с этой точки зрения они информативно несравненно богаче других форм сигнализации. Даже у насекомых, не говоря уже о более продвинутых в эволюционном отношении группах животных, акустические средства коммуникации, как показывают результаты новейших исследований, суммированные в вышедшей в 1981 г. книге Р. Д. Жантиева «Биоакустика насекомых», занимают значительное место в общении особей и передаче информации об источниках пищи. Таким образом, хотя человеческая речь и возникает вместе с человеком, но предшествующая ей звуковая сигнализация, так сказать, питательная почва, на которой возникла речь,— широко распространенное явление в мире живой природы, включенное в сферу поведения практически почти на всех этапах развития животного мира и играющее в этом поведении громадную роль ' [1, c.183].

     Объектом данной курсовой является коммуникация животных в брачный период, а предметом – звуковые сигналы в брачные периоды животных.

     Цель  нашей работы – раскрыть основную роль звуковых коммуникаций в брачные периоды животных.

     Сигналы, издаваемые животными, в не которых  случаях несут весьма точную, строго определенную информацию о действительности, они используются для сбора в стаю, как приглашение к размножению, для защиты территории, а также как способ распознавания [14, c.326].

     Животные  чаще реагируют на услышанное, а  не на увиденное. Таким образом, гипотеза данной курсовой заключается в том, что если животные во время брачного периода не способны сразу обнаружить партнеров, то звуковые сигналы особей противоположного пола направляют животных к будущим партнерам и говорят о готовности к размножению.

     Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

-теоретический  анализ литературы по проблеме  исследования;

-дать  определение понятиям коммуникация  животных,  звуковая коммуникация, брачное поведение животных; 

-определить  основные преимущества и отличия звуковой коммуникации от других видов коммуникаций;

-проанализировать  эмпирические исследования по  изучению звуковых коммуникаций во время брачного поведения у животных;

-сделать  соответствующие выводы. 
 
 
 
 

Глава 1. Основные особенности звуковых коммуникаций в брачный период животных

     1.1. Коммуникация у животных

     Всем  животным приходится добывать пищу, защищаться, охранять границы территории, искать брачных партнеров, заботиться о  потомстве. Для нормальной жизни  каждой особи необходима точная информация обо всем, что ее окружает. Получение этой информации происходит посредством систем и средств коммуникации. Животные принимают коммуникативные сигналы и другую информацию о внешнем мире с помощью физических чувств - зрения, слуха и осязания, а также химических чувств - обоняния и вкуса.

           У большинства таксономических  групп животных присутствуют  и одновременно функционируют  все органы чувств. Однако в  зависимости от их анатомического  строения и образа жизни функциональная  роль разных систем оказывается неодинаковой. Сенсорные системы хорошо дополняют друг друга и обеспечивают полную информацию живого организма о факторах внешней среды. В то же время, в случае полного или частичного выхода из строя одной или даже нескольких из них, оставшиеся системы усиливают и расширяют свои функции, чем компенсируют недостаток информации. Так, например, ослепшие и оглохшие животные оказываются способны ориентироваться в окружающей среде с помощью обоняния и осязания. Хорошо известно, что глухонемые люди легко научаются понимать речь собеседника по движению его губ, а слепые - читать при помощи пальцев.

           В зависимости от степени развития  у животных тех или иных  органов чувств, при общении могут  использоваться разные способы  коммуникаций. Так, во взаимодействиях многих беспозвоночных, а также некоторых позвоночных, у которых отсутствуют глаза, доминирует тактильная коммуникация. У многих беспозвоночных имеются специализированные тактильные органы, например антенны насекомых, часто снабженные хеморецепторами. Благодаря этому их осязание тесно связано с химической чувствительностью. Из-за физических свойств водной среды, ее обитатели общаются между собой главным образом с помощью зрительных и звуковых сигналов. Достаточно разнообразны коммуникативные системы насекомых, особенно их химическая коммуникация. Самое большое значение они имеют для общественных насекомых, социальная организация которых может соперничать с организацией человеческого общества.

           Рыбы используют, по крайней мере, три типа коммуникативных сигналов: звуковые, зрительные и химические, часто их комбинируя.

           Хотя земноводные и пресмыкающиеся  имеют все характерные для  позвоночных органы чувств, формы  их коммуникации сравнительно  просты.

           Коммуникации птиц достигают высокого уровня развития, за исключением хемокоммуникации, имеющейся буквально у единичных видов. Общаясь с особями своего, а также других видов, в том числе с млекопитающими и даже с человеком, птицы используют главным образом звуковые, а также зрительные сигналы. Благодаря хорошему развитию слухового и голосового аппарата, птицы имеют прекрасный слух и способны издавать множество разных звуков. Стайные птицы используют более разнообразные звуковые и зрительные сигналы, чем птицы одиночные. У них существуют сигналы, собирающие стаю, извещающие об опасности, сигналы "все спокойно" и даже призывы к трапезе.

           В общении наземных млекопитающих  довольно много места занимает  информация об эмоциональных  состояниях - страхе, гневе, удовольствии, голоде и боли.

Коммуникативные сигналы млекопитающих были выработаны для общения между особями  одного вида, но нередко эти сигналы  воспринимаются и особями других видов, оказавшимися неподалеку. В Африке один и тот же источник иногда используется для водопоя одновременно разными животными, например, гну, зеброй и водяным козлом. Если зебра с ее острым слухом и обонянием чует приближение льва или другого хищника, ее действия информируют об этом соседей по водопою, и они соответственно реагируют. В этом случае имеет место межвидовая коммуникация.

           Человек использует для общения  голос в неизмеримо большей  степени, чем любой другой примат. Для большей экспрессивности  слова сопровождаются жестами  и мимикой. Остальные приматы  используют в общении сигнальные  позы и движения гораздо чаще, чем мы, а голос - гораздо реже. Эти компоненты коммуникативного поведения приматов не являются врожденными - животные обучаются различным способам общения по мере взросления.

           Воспитание детенышей в дикой  природе основано на подражании и выработке стереотипов; за ними ухаживают большую часть времени и наказывают, когда необходимо; они узнают о том, что съедобно, наблюдая за матерями, и учатся жестам и голосовому общению в основном методом проб и ошибок. Усвоение коммуникативных стереотипов поведения - процесс постепенный. Наиболее интересные особенности коммуникативного поведения приматов легче понять, если учесть обстоятельства, в которых используются разные типы сигналов - химические, тактильные, звуковые и зрительные [8, c.217].

     Коммуникация  между животными  различных видов

     Наряду  с чисто случайным сходством  между особенностями одного вида животных и сигнальными раздражителями другого существует много примеров, когда естественный отбор способствовал  установлению межвидовой коммуникации. Это, в частности, проявляется в возникновении специальных приспособлений, помогающих животным спасаться от хищников. Многие животные, когда их обнаруживает хищник, принимают позы, которые предназначены для того, чтобы испугать его. В некоторых случаях такая демонстрация - это чистый обман. Так, например, многие виды ночных и дневных бабочек, если потревожить их во время отдыха, внезапно обнажают похожие на глаза пятна на задних крыльях. Такие пятна-глаза также обнаружены у каракатиц, жаб и гусениц. Некоторые исследователи экспериментально доказали, что внезапное появление яркой окраски может испугать птицу, что дает бабочке шанс спастись.

     Некоторые змеи имитируют цветовые рисунки  и предупреждающие демонстрации своих ядовитых сородичей. Так, например, у безобидной Lampropeltis elapsoides имеются характерные полосы красного, желтого и черного цвета, свойственные ядовитому арлекиновому аспиду (Micrurus fulvius). У африканской ковровой гадюки (эфы; Echis carinata) есть угрожающая демонстрация: змея складывает тело в полукольца и производит скрежет или шипение, потирая примыкающими полукольцами друг о друга. Этой демонстрации подражают некоторые безобидные змеи рода Dasypeltis. Некоторые птицы - дуплогнездники шипят подобно змеям, если потревожить их, когда они находятся в гнезде. Поскольку в дупле темно, хищные млекопитающие могут испугаться такой демонстрации, несмотря на то, что внешне эти птицы нисколько не напоминают змей. У гусениц некоторых бражников на голове имеется особый рисунок, и когда гусеница раздувает голову, она очень напоминает голову змеи. Если гусеницу потревожить, то она раздувает свою змееподобную голову и качает ею из стороны в сторону. Она даже может нанести удар хищнику.

     Мимикрия - это форма обмана. Демонстрация пятен-глаз или стимулов, ассоциирующихся со змеями, защищает животных в той степени, в какой могут вызывать у хищника поведение, соответствующее воздействию опасных сигналов. Если потенциальная жертва на самом деле не опасна, хищник оказывается обманутым. Другой пример обмана можно видеть у европейского удильщика (Lophius piscatorius); у этой рыбы на конце луча-удилища колеблется «приманка», напоминающая червя. Когда рыба-жертва приближается к этой приманке, удильщик ее тут же хватает. С эволюционной точки зрения такой обман должен наблюдаться в тех ситуациях, где естественный отбор благоприятствует развитию таких приобретений у особей одного вида, которые вводят в заблуждение особей другого вида, вызывая у них поведение, оказывающееся для них вредным. Конечно, естественный отбор будет стремиться обострить дискриминационные способности жертвы, однако этому может противодействовать эволюция более эффективной мимикрии. Если модель, которая служит образцом для мимикрии, оказывается более распространенной, чем подражающее ей животное, то тогда виду-жертве очень трудно избежать обмана. Так, например, поскольку червеобразные объекты - это распространенная форма добычи, удильщик может легко использовать систему распознавания добычи, которая имеется у его жертв. Чтобы иметь возможность отличить истинную добычу от замаскированной приманки, жертва должна была тратить много времени на обследование каждого потенциального объекта добычи, что снизило бы эффективность пищевого поведения. При условии, что грозящая опасностью добыча не слишком распространена по сравнению с истинной добычей, естественный отбор приводит к компромиссу. Это означает, что если риск повстречать опасную добычу невелик, то он может быть уравновешен выгодами эффективного питания. Тем не менее, важно понимать, что в случае межвидовой коммуникации, когда один вид животных обманывает другой, силы естественного отбора, воздействующие на каждый из видов, стремятся к достижению противоположных результатов.

     Ситуации, в которых межвидовая коммуникация оказывается взаимовыгодной, обозначают обычно понятием симбиоз. Одна из форм симбиоза, известная как комменсализм, характеризуется тем, что один вид извлекает пользу из такого рода взаимоотношений, а для другого такие взаимоотношения нейтральны. Что же касается истинного симбиоза, или мутуализма, то он выгоден обоим видам животных, и между ними обычно существует коммуникация [6,c. 366-369].  
 
 
 

     1.2. Акустическая  (звуковая) коммуникация.

Информация о работе Роль звуковых коммуникаций в брачный период животных