Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение психологической литературы по теме «воображение», задачей - показать, что воображение действительно играет огромную роль в жизни человека. Объект исследования - воображение как психический процесс, а предметами являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека.
Во
всех этих случаях фантазия как разновидность
воображения играет положительную
роль. Но есть и другие виды воображения.
Это - сновидения, галлюцинации, грезы
и мечты. Сновидения можно отнести
к разряду пассивных и непроизвольных
форм воображения. Подлинная их роль
в жизни человека до сих пор не
установлена, хотя известно, что в сновидениях
человека находят выражение и удовлетворение
многие жизненно важные потребности,
которые в силу ряда причин не могут получить
реализации в жизни. Галлюцинациями
называют фантастические видения, не имеющие,
по-видимому, почти никакой связи с окружающей
человека действительностью. Обычно они
– результат тех или иных нарушений
психики или работы организма - сопровождают
многие болезненные состояния. Грезы
в отличие от галлюцинаций - это вполне
нормальное психическое состояние,
представляющее собой фантазию, связанную
с желанием, чаще всего несколько
идеализируемым будущим. Мечта от
грезы отличается тем, что она
несколько более реалистична
и в большей степени связана с действительностью,
т.е. в принципе осуществима.
Грезы и мечты у человека занимают
довольно большую часть времени,
особенно в юности. Для большинства людей
мечты являются приятными думами
о будущем. У некоторых встречаются и тревожные
видения, порождающие чувство беспокойства,
вины, агрессивности.
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С
помощью воображения человек
может управлять многими
При
помощи специальных упражнений и
приемов можно развивать
Глава III. Воображение в жизни человека.
1. Роль воображения в художественном творчестве.
По
мнению Э.В.Ильенкова: «В форме искусства
развивалось и развивается та
самая драгоценная способность,
которая составляет необходимый
момент творчески-человеческого
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества.
Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И1ё.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения абстракционизма, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника» - это не хаотическое нагромождение геометризованных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936-1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль. Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии.
Чаще всего творческий процесс
в искусстве связан с активным
воображением: прежде чем запечатлеть
какой-либо образ на бумаге,
холсте или нотном листе, художник создает
его в своем воображении, прилагая к этому
сознательные волевые усилия. Нередко
активное воображение настолько захватывает
творца, что он утрачивает связь со своим
временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый
им образ. Реже импульсом творческого
процесса становится пассивное воображение,
так как «спонтанные», независимые от
воли художника образы чаще всего являются
продуктом подсознательной работы творца,
скрытой от него самого. И, тем
не менее, наблюдения за творческим процессом,
описанные в литературе, дают
возможность привести примеры роли
пассивного воображения в художественном
творчестве. Так, Франц Кафка исключительную
роль в своем творчестве уделял
сновидениям, запечатлевая их в своих
фантастически мрачных произведениях.
Кроме того, творческий процесс,
начинаясь, как правило, с волевого
усилия, т.е. с акта воображения,
постепенно настолько захватывает
автора, что воображение становится спонтанным,
и уже не он творит образы. А образы владеют
и управляют художником, и он подчиняется
их логике.
2. Роль воображения в литературном творчестве.
Литературно-
На этом начальном этапе
Создание образов литературных
персонажей является одним из
центральных моментов
Личность литературного персонажа, индивидуальное и типическое в нём раскрываются через деятельность, систему поступков, в которых выражаются отношения героя к окружающим и жизни. Поэтому писателю чрезвычайно важно найти, определить такие жизненные ситуации, в которых наиболее чётко выступит та или иная сторона личности или черта характера героя.
Сила
творческого воображения
3.Воображение и научное творчество.
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством.
Подчёркивая
значение воображения, В.И.Ленин назвал
предрассудком мысль, что фантазия
необходима только поэту. «Даже в
математике она нужна, даже открытие
дифференциального и
В
не меньшей степени она
4. Роль воображения в кибернетике.
В лаборатории по созданию искусственного интеллекта (в США) перед учеными стояла проблема: как научить машину видеть? Казалось бы все просто: поставь камеру, подключи микросхему, и все в порядке! Но нет. Задача была не просто научить "видеть", а сделать так, чтобы робот мог воспринимать не только отдельные объекты, но и целые сцены. Для этого ему необходимо через зрительные органы узнавать огромное количество информации о предмете. Например, его положение по отношению к другим предметам в пространстве, качество его поверхности, цветовые характеристики, назначение и т.д. В общем, все это представляет довольно большие трудности. Например, чтобы видеть относительное положение тел в пространстве нужно обладать стереоскопическим зрением. Но эта проблема вполне разрешима. Гораздо важнее научить машину "понимать" какие-либо ситуации, сцены. В этом как раз и заключается главная трудность. Ученые еще не совсем, точнее совсем не понимают как этот процесс происходит у человека. Ясна только цель: нужно создать у машины искусственное воображение. Тогда, осмотрев несколько отдельных предметов, она сможет затем представить ситуацию в целом и проанализировать ее.