Роль семьи в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек в современном социуме неразрывно связан с другими людьми, с обществом. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный и нравственный мир, его поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо или не надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает этические нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Роль семьи в развитии личности.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
  • Субкультурные факторы: состав семьи; кровно-родственный фактор; жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей; морально-психологический климат семьи.
  • Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей: собственный опыт семейного воспитания; педагогическая культура родителей; уровень образования и личная культура членов семьи.
  • Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей: уход за ребенком; преобладающий тип семейного воспитания; умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка; приобщение к труду, самообслуживанию; типичные ошибки семейного воспитания.
  • «Детский» фактор: своеобразие ребенка; особенности детей в семье.

    Характер  и интенсивность влияния семьи на развитие и воспитание ребенка изменяются в различные периоды жизни: в дошкольном детстве семья играет важную роль в реализации почти всех потребностей ребенка – материальных, духовных, познавательных. В младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии интеллектуальной сферы. В период отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабев в целом, сохраняет для взрослеющего человека большое значение в развитии его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

    Негативные  последствия воспитания нередко  обусловливают типичные ошибки семейного  воспитания – действия (бездействия), которые осуществляют родители в  интересах воспитания ребенка. При этом сами родители негативной роли «воспитательной деятельности» не осознают или делают вид, что не осознают. К таким ошибкам относятся:

  • недооценка роли личного примера родителей;
  • отсутствие единства требований в воспитательной деятельности родителей;
  • отстранение детей от посильного домашнего труда;
  • неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием;
  • применение физического наказания;
  • отсутствие такта в отношении с ребенком;
  • ссоры родителей в присутствии детей;
  • неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы);
  • переоценка родителями своих воспитательных возможностей;
  • неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный») и т.п.

    Наиболее  важным обстоятельством для психического и нравственного развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникшими в результате органичного слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Им в большей мере, чем другим, присущи глубоко личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге. Совокупность этих отношений между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями - их нравственно-эмоциональную выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.

    Психологи отмечают, что уникальной характеристикой  внутрисемейных отношений - супружеских  и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Прежде всего потому, что неповторимые интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, что обусловливает эффективность общения, его воспитательную силу.

    Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

 

Список использованной литературы:

  1. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  2. Закона РФ «Об образовании»
  3. Зубова Л.В. О природе агрессивности личности // Вестник. М., 2004. N5. – С. 27-32.
  4. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник. М., 2002. N7. – С. 54-65.
  5. Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Социальная педагогика. Учебно-методический комплекс. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2005.
  7. Конституции Российской Федерации
  8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.
  9. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  10. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2.
  11. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  12. Педагогика: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый: В 3-х кн. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. 3.
  13. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред.  
    Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 с.
  14. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
  15. Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.
  16. Семейного кодекса РФ
  17. Социология: Курс лекций: учеб. пособие / Ю.Г. Волков [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  18. Тащева А.И. Взаимоотношения детей в семье // Вестник. М., 2002. N8. – С. 78-82.
  19. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.

Информация о работе Роль семьи в развитии личности