Семья
– это социально-педагогическая
группа людей, предназначенная для
оптимального удовлетворения потребностей
в самосохранении (продолжении рода)
и самоутверждении (самоуважении) каждого
ее члена. Семья создает у человека понятие
дома не просто как помещения, где он живет,
а как чувства, ощущения, где любят, понимают,
защищают. [13, с. 216]
Формы
семьи варьируются от общества к
обществу, от эпохи к эпохе. Культурные
нормы, помимо всего прочего, предписывают
число супругов, которое может иметь один
человек, правила выбора брачных партнёров,
роль главы семейства, права и обязанности
родственников.
Семья
являет собой персональную среду жизни
и развития детей, подростков, юношей,
качество которой определяется рядом
параметров конкретной семьи. Это следующие
параметры:
- Демографический.
Структура семьи (большая, включающая
других родственников, или нуклеарная,
включающая лишь родителей и детей; полная
или неполная; бездетная, однодетная, мало-
или многодетная).
- Социально-культурный.
Образовательный уровень родителей, их
участие в жизни общества.
- Социально-экономический.
Имущественные характеристики и занятость
родителей на работе.
- Технико-гигиенический.
Условия проживания, оборудованность
жилища, особенности образа жизни. Претерпевая
изменения в области эмоционально-психологических
функций, семья продолжает оставаться
основным институтом социализации детей,
несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических
отношений к совершенно противоположным
вызывает растерянность, озабоченность
людей, неуверенность в сложной современной
ситуации.
Универсальность
семьи как института раскрывается
в понятии «функции семьи». К ним
относятся:
- Генеративная
или репродуктивная функция. Общественная
часть данной функции состоит в биологическом
воспроизводстве общества, а индивидуальная
в удовлетворении потребности в детях.
- Функция первичной
социализации детей или воспитательная
функция. Данная функция обуславливается
тем, что родившийся ребенок несет в себе
только задатки, предпосылки, признаки
«человека разумного». Для того чтобы
ребенок постепенно входил в общество,
чтобы его задатки проявились, необходимо
общение и деятельность именно в семье
как первичной социальной единице. Семья
воздействует на социализацию детей не
просто фактом своего существования, а
благоприятным морально-психологическим
климатом, здоровыми отношениями между
всеми ее членами. Именно в семье закладывается
фундамент нравственного опыта ребенка,
его представления о добре и зле, честном
и бесчестном, хорошем и плохом; основы
умственного, морального и физического
облика будущего гражданина современного
общества.
- Экономическая
и хозяйственно-бытовая функция. Исторически
семья всегда была основной хозяйственной
ячейкой общества. Глубинные социально-экономические
изменения, которые происходят в российском
обществе, вновь активизируют те стороны
экономической и хозяйственно-бытовой
функции, которые были почти сняты предыдущим
развитием. Накопление имущества, приобретение
собственности и проблемы ее наследования
повышают роль семьи в экономических отношениях.
- Гедонистическая
функция или функция здоровых сексуальных
отношений. Она связана с наличием у человека
общебиологической половой потребности,
удовлетворение которой также важно, как
потребности в еде, жилище и т.д. Поверхностное
отношение к физической близости, нерегулярные
отношения со случайными партерами вне
семьи не только лишают физическую любовь
ее психологического богатства и глубины,
но и влекут за собой печальные криминальные
или медицинские последствия.
- Рекреационная
и психотерапевтическая функция семьи
объясняется тем, что семья – это сфера
абсолютной защищенности, абсолютного
принятия человека вне зависимости от
его талантов, жизненного успеха, финансового
положения и т.д. Здоровая, неконфликтная
семья – наиболее надежная опора, наилучшее
убежище, где человек может укрыться от
всех поползновений далеко не всегда дружелюбного
внешнего мира.
Одной
из важнейших функций семьи является
восстановление базового доверия к миру.
На каждом этапе жизни ребенка для установления
эмоционального контакта семья должна
выполнять определенные функции:
В
младенческом возрасте – эмоциональные
проявления матери, которая показывает
малышу, что его любят, он желанный и необходимый.
Эти проявления эмоций должны быть искренними,
положительными и понятными. В результате,
эмоции матери вовлекают ребенка в систему
зависимости от нее, в положительные переживания.
Именно в этот период у ребенка формируется
позитивное отношение к миру. Отсутствие
эмоционального сопереживания в период
младенчества ведет к угасанию потребности
в контакте.
В
раннем возрасте – ребенок становиться
активным, он растет и вместе с тем появляются
запреты. Их цели различны, и в этот период
задача взрослых не подавлять активность,
а направлять ее в нужное русло. Запрет
должен исходить из интересов развития
малыша. Приоритеты должны быть понятны.
В результате ребенок приобретает относительную
самостоятельность. Но при подавлении
ребенка немотивированными и неясными
запретами – у малыша не вырабатывается
навык автономного поведения, даже в плане
самообслуживания.
В
дошкольном возрасте – активно идет формирование
самооценки и образа «Я», который начинает
управлять поведением детей. Именно в
этот момент появляются «неуправляемые
дети» - у них есть инициатива и активность.
И чем более авторитарен взрослый, тем
более неуправляем ребенок. В этот период
времени у ребенка активно формируется
такое качество как инициативность –
умение ставить перед собой задачу и работать
над ее решением.
Во
время младшего школьного возраста
– ребенок включается в новую систему
отношений. Появляются другие критические
оценки личности. Если до этого личность
оценивалась по эмоциям, то в это время
появляются объективные оценки в соответствии
с учебными традициями. В это время родители
перестраивают свое поведение в отношении
с ребенком. И здесь нужно исходить из
двух основных постулатов: «Ты мой, что
бы с тобой не случилось, и я люблю тебя»;
«А каков ты в действительности? Что ты
умеешь делать?». В это время основная
задача родителей – научить ребенка учиться.
Во
время подросткового возраста –
нарушается целостность системы «Родитель
– Ребенок». И взрослые должны так перестроить
общение со своим ребенком, чтобы из позиции
руководства и контроля перейти на равенство
позиций, иначе процесс управления развитием
станет невозможен. В это время воспитывается
естественность восприятия ребенком ценностей,
которые приняты в семье. Ребенку дается
право критики. Главная задача родителей
– обеспечить подростку возможность обретения
автономии в определении ценностей, в
собственной идентичности.
Не
исполнение (игнорирование) семьей какой-либо
из этих функций (а, как правило, неисполнение
одной функции влечет за собой
не исполнение и других функций), в большинстве
случаев приводит к отклонениям в поведении
детей от общепринятой нормы.
Какую
бы сторону развития ребенка мы ни
взяли, всегда окажется, что решающую
роль в его эффективности на том
или ином возрастном этапе играет
семья.
Семья
обладает некомпенсируемыми возможностями
формирования личности и социальной
защиты ребенка. Ни один социальный институт,
ни одна организация не могут заменить
семью как воспитателя и защитника
ребенка, ибо она обладает наибольшей
стабильностью, широкой и естественной
сферой общения.
Подводя
итог всему вышесказанному, можно
сделать вывод о том, что семья
– важнейший институт социализации подрастающих
поколений, который представляет собой
персональную среду жизни и развития детей.
Типология
семьи
Для
того чтобы лучше понять воспитательный
потенциал семьи, необходимо знать
тип семьи. Типы семейных структур многообразны
и выделяются в зависимости от характера
супружества, особенностей родительства,
родства и др. Семьи различают по следующим
параметрам:
По
семейному стажу супругов. Здесь
выделяют семьи:
- семья молодоженов.
Это только что рождённая семья, семья
в медовый период, который длится у разных
людей разное время. Типичным состоянием
для такой семьи является состояние эйфории:
у них ещё не развеялись радужные мечты,
надежды, планы, нередко оторванные от
реальности.
- молодая семья
– следующая стадия (у одних через полгода-год,
а у других гораздо раньше, если медовый
период сокращается). Это семья, столкнувшаяся
с первыми, для них неожиданными препятствиями.
Здесь супруги вдруг на собственном опыте
открывают, что одной любви маловато. Появляются
первые размолвки, стремление изменить,
переделать его.
- семья, ждущая
ребёнка. На эту ступень поднимается молодая
семья, ожидающая первенца. В это время
заметно меняется супруга, неузнаваемым
становится отец. Заботливость молодого
мужа по отношению к жене не знает границ.
- семья среднего
супружеского возраста (от трёх до десяти
лет совместного проживания). Это наиболее
опасный период её жизни. Потому что именно
в эти годы появляются скука, однообразие,
стереотипность во взаимоотношениях супругов,
разгораются конфликты и на обозначенный
период приходится большинство разводов.
- семья старшего
супружеского возраста (10-20 лет). Морально-психологическое
благополучие супругов на этом этапе во
многом зависит от богатства их личностей,
взаимной уступчивости.
- пожилые супружеские
пары. Эта разновидность семей возникает
после вступления в брак их детей, появление
внуков.
По
количеству детей выделяют такие разновидности
семей:
- бездетные
(инфертильные) семьи, где в течение 10 лет
совместного проживания не появился ребёнок.
- однодетная
семья.
- малодетная
семья (семья с двумя детьми).
- многодетная
семья (семья, в которой трое и более детей).
По
составу семьи:
- неполная
семья – когда в семье есть лишь один родитель
с детьми. Это происходит или в результате
смерти одного из супругов, или в результате
разводов, но нередко и в результате внебрачного
рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой
женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях
отличаются большей самостоятельностью,
понятливостью и эмоциональностью.
- отдельная,
простая семья (нуклеарная) Её образуют
супруги с детьми или без детей, живущие
отдельно от родителей. Они обладают полной
самостоятельностью и потому организуют
свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь
сложены наилучшие условия для самовыражения,
проявление способностей, личностных
качеств каждого из супругов.
- сложная семья
(расширенная) – состоит из представителей
нескольких поколений. В такой семье лучше
налажен быт, у молодых больше свободного
времени, реже случаются крупные ссоры.
Вместе с этим в подобных семьях нередко
встаёт вопрос о разводе, из-за вмешательств
родителей, старшего поколения в жизнь
своих детей, мелочной опёки над ними.
- большая семья,
состоящая из трёх и более супружеских
пар (родительская пара и несколько детей
со своими семьями). Но современному человеку,
перегруженным вынужденным общениям на
производстве, они мало подходят.
По
типу главенства в семье, различают две
основные разновидности:
- эгалитарная
(равноправная) семья. Более всего они
распространены в крупных городах. Распределение
домашних обязанностей здесь осуществляется
демократично, в зависимости от того, у
кого та или иная работа получается лучше.
Борьбы за власть не происходит, потому
что супруги ориентированы на интересы
семьи и не стремятся командовать друг
другом.
- авторитарная
семья, основанная на беспрекословном
повиновении одного члена семьи другому.
Семьи этого типа довольно часто раздираются
борьбой за власть и оттого полны всевозможных
конфликтов, чаще всего мелких. Но среди
них встречаются и довольно мирные семьи,
когда подчинённого вполне устраивает
его роль.
По
однородности социального состава:
- социально
гомогенные (однородные). В этих семьях
муж и жена, и их родители принадлежат
к одинаковым слоям общества. Принадлежность
к одному культурно-профессиональному
слою обеспечивает лучшее взаимопонимание
и между супругами, и между ними и родителями,
оттого атмосфера в таких семьях обычно
спокойная. Но эта же общность происхождения,
интересов, места работы не даёт людям
отключится в семье от производственных
проблем после трудового дня.
- социально
гетерогенные (разнородные). Супруги в
них имеют неодинаковое образование, различные
профессии, общих интересов производственного
плана здесь обычно гораздо меньше.
По
характеру взаимоотношений в семье Ю.П.
Азаров делит семьи на три типа: идеальная,
средняя, негативная. М.И. Буянов различает
такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся,
распавшаяся, неполная.
[13, с. 219]
По
типу потребительского поведения:
- с физическим
уклоном, где на первом месте обычно стоят
проблемы биологического существования:
пища, одежды занимают все интересы членов
семьи не от её нищеты, а от уровня значимости
для них этих ценностей
- с интеллектуальным
типом поведения – эти семьи по материальной
обеспеченности могут совершенно не отличаться
от первого типа семьи, но их члены гораздо
чаще предпочитают иметь хорошую книгу,
чем лакомое блюдо.
- смешанный
тип семьи, в котором гармонично сочетаются
интересы, потребности материальные и
даже физиологические с интересами духовными.
По
особым условиям семейной жизни:
- студенческая
жизнь. Особенность такой семьи – отсутствие
жилья у молодых супругов, хронический
недостаток денег, почти полная материальная
зависимость от родителей.
- дистантные
семьи. Семья в значительной мере номинальна,
поскольку супруги большую часть времени
не живут вместе.
Выделяют
так же:
- благополучные,
которые успешно справляются со своими
функциями, быстро адаптируются к потребностям
своего ребенка и успешно решают задачи
его воспитания и развития.
- семьи группы
риска, которые характеризуются наличием
некоторого отклонения от норм, не позволяющего
определить их как благополучные, например
не полная семья, малообеспеченная семья
и т.п. Они справляются с задачами воспитания
ребенка с большим трудом.
- неблагополучные
семьи. В них наблюдается низкий социальный
статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности
или в нескольких одновременно. Они не
справляются с возложенными на них функциями,
процесс семейного воспитания ребенка
протекает с большими трудностями, медленно
и мало результативно. [15, с. 323]