Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:19, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучить процесс формирования жизненного сценария ребенка и определить роль родителей в данном процессе.
Поставленная цель определила круг решаемых задач:
- рассмотреть природу понятия жизненного сценария;
- раскрыть влияние жизненного сценария на человека;
- изучить роль родителей в формировании жизненного сценария ребенка.
Введение 3
1. Природа и определение жизненного сценария 4
2. Влияние жизненного сценария на человека 7
3. Роль родителей в формировании жизненного сценария ребенка 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Содержание
Введение 3
1. Природа и определение жизненного сценария 4
2. Влияние жизненного сценария на человека 7
3. Роль родителей в формировании жизненного сценария ребенка 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Вопрос о степени осознанности человеческой жизни стоит перед психологией довольно давно. Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии.
Одной из примечательных тенденций развития современной психологии является очевидное нарастание интереса к проблематике жизненного пути человека. Понятие жизненного пути, традиционное для российской психологии, конкретизируется современными исследователями в изучении жизненных ситуаций, жизненного пространства, стиля жизни, жизненных сценариев и др.
Данная контрольная работа посвящена проблематике жизненного сценария, исследование которого позволяет отразить существенные аспекты жизненного пути человека. Полученные результаты подтверждают перспективность теоретической и эмпирической разработки понятия жизненного сценария.
Цель контрольной работы – изучить процесс формирования жизненного сценария ребенка и определить роль родителей в данном процессе.
Поставленная цель определила круг решаемых задач:
- рассмотреть природу понятия жизненного сценария;
- раскрыть влияние жизненного сценария на человека;
- изучить роль родителей
в формировании жизненного
Информационной базой исследования послужили учебная литература по трансактному анализу, психодиагностики, а также информация Интернет ресурсов.
В условиях переходного состояния современного российского общества и ситуации социальной и экономической нестабильности наиболее остро стоит проблема самоопределения личности в различных сферах жизнедеятельности. Самоопределение предполагает конструирование определенной модели своей жизни, включающей в себя ценности, представления о себе и окружающих, цели и способы их достижения. В качестве такой модели, формирующейся в процессе самоопределения, может выступать жизненный сценарий личности.
Впервые теория жизненного сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стаймером, в середине 60-х годов XX века. С тех пор многие авторы внесли в нее свои оригинальные идеи, а сама концепция жизненного сценария стала одной из важных частей теории трансактного анализа и в настоящее время является наряду с моделью эго-состояний его центральной идеей.
Жизненный сценарий – это
форма и система представлений
личности о своем жизненном пути,
задающая определенную направленность
жизни и примерную
Отличительной особенностью теории жизненного сценария в трансактном анализе является идея о том, что ребенок составляет определенный план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. В соответствии с теорией, этот план жизни составляется в форме драмы, имеющей четко обозначенные начало, середину и конец.
Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе», а составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. При проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария [2, c. 68].
Следует отметить, что жизненный сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребенок сам принимает решение о своем сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребенка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни [6].
Хотя родители не могут заставить ребенка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают на ребенка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребенок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.
Жизненный сценарий лежит
вне пределов осознания, поэтому
во взрослой жизни человек ближе
всего может подойти к
Согласно концепции
- родительские указания;
- подходящее личностное развитие;
- решение в детском возрасте;
- действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.
Изучая вопросы происхождения
сценария, Стэн Вуллэмс выделил две
важнейшие особенности
1. Сценарные решения
2. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребенка и его способом тестирования реальности.
Жизненный сценарий имеет содержание и процесс. Содержание сценария каждого человека также уникально, как и отпечатки пальцев. В то время как сценарный процесс подразделяется на относительно небольшое число определенных паттернов. В настоящее время выделяют следующие паттерны: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец. По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побежденного и сценарий не-победителя или банальный [6].
Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человеческих отношений.
Согласно теории жизненного сценария возможны четыре основных жизненные сценария: 1) «Я» - хороший, Все «ОНИ» - хорошие, жизнь – хороша - сценарий «победителя»; 2) «Я» - плохой, «ОНИ» - плохи, жизнь - плоха - сценарий «побежденного», неудачника; 3) «Я» - хороший, но «ОНИ» - плохие, жизнь - плоха - сценарий «озлобленного пессимиста»; 4) «Я» - плохой, а «ОНИ» - хорошие - сценарий «комплекса неполноценности».
Поведение, везение, успехи, то, как человек решает проблемы, как его воспринимают окружающие, во многом зависит от его собственных убеждений и верований. Часто человек даже не отдает себе отчета, что его каждодневные заботы сводятся к воплощению сценария жизни, заложенного еще в детстве. Ведь еще с ранних лет ребенок представляет, как будет проходить вся его жизнь. Большое влияние на формирование сценария жизни человека оказывают его родители [5].
Причины неудач множества
людей кроются именно в несчастливом
сценарии жизни. Одни дети растут в
атмосфере комфорта и благополучия,
их жизненные планы светлы и добры.
Другие с детства могут недополучать
любви и материальных благ, но если
им часто говорят: «все будет лучше,
ты много добьешься», вырастая, они
действительно стремятся и
Конечно, не всегда сценарий жизни настолько печален, иногда он становится ограничивающим успех в конкретных сферах. Например, когда ребенку постоянно внушали: «у нас в семье все простые работники, трудятся на полях или выращивают животных, вот и ты будешь как мы». В итоге, вырастая, этот ребенок никогда не сможет поверить, что он может быть директором банка. Хорошо если он будет доволен скромной работой, а если его будет угнетать эта ограниченность собственных возможностей, и она станет причиной неудач? Тогда жизнь человека становится печальной и безуспешной [4, c. 5].
Таким образом, еще в детстве у людей под воздействием окружающих формируются ограничивающие внутренние установки. Для преодоления подобных трудностей человеку необходимо заниматься самовнушением, которое позволяет внедрить в подсознание стимулирующие установки для достижения успеха и откорректировать сценарий жизни в нужном направлении.
Чтобы изменить жизненный сценарий, его надо осознать. Осознание сценария дает возможность изменить его и стать победителем там, где решил быть побежденным. Для этого разработан специальный метод, он называется сценарный анализ, который помогает человеку взглянуть на свою жизнь со стороны и увидеть предписания и решения, которым он следует, а дальше каждый может решить сам: хочет ли он что-то поменять или нет.
Жизнь без сценария обладает гораздо большей спонтанностью и открытостью для нового опыта, но не все к этому готовы, кто-то предпочтет стабильность и предсказуемость. Для некоторых людей жизненный сценарий (даже не самый счастливый) дает ощущение, что они твердо стоят на ногах. Автоматическое следование сценарию позволяет им экономить время и силы, поскольку реакции на различные жизненные ситуации уже отработаны и «обкатаны» [7].
Особый интерес на сегодняшний день представляет процесс формирования у ребенка жизненных сценариев родительства, моделей поведения в семье и семейных ролей и влияние на этот процесс опыта, полученного в родительской семье.
Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам:
- во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому (все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей);
- во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время (то есть приемлемо для его родителей);
- в-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи [3, c. 140].
Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках, а родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.
На протяжении всех лет формирования жизненного сценария ребенок занимает подчиненное положение. Родители в его восприятии обладают абсолютной властью. Для младенца это власть над его жизнью и смертью. Позже это власть удовлетворять или не удовлетворять его потребности. В ответ на это ребенок решает, какие ему избрать стратегии, чтобы остаться в живых и как можно полнее удовлетворить свои нужды [5].
Ребенок принимает сценарные решения в соответствии со своим восприятием окружающего мира. Следовательно, послания, которые ребенок получает от своих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий, воспринимаемых взрослым человеком.
Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или тем и другим способом одновременно. До того как ребенок начнет говорить, он интерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Он тонко воспринимает интонацию словесных высказываний, движения тела, запахи и звуки. Иногда ребенок воспринимает сценарные послания, исходя из происходящих вокруг него событий, которые не зависят от родителей: громкий шум, неожиданные движения, расставания с родителями во время пребывания в больнице, - все это может показаться ребенку угрозой его жизни. Поскольку он считает, что родители несут ответственность за происходящее, то может заключить, что эти угрозы исходят от них [5].
Позднее, когда ребенок начинает понимать язык, невербальные коммуникации остаются важным компонентом сценарных посланий. При разговоре родителей с ребенком, он будет интерпретировать сценарное значение того, о чем они говорят, в соответствии с сопровождающимися невербальными сигналами.
Иногда оценки могут передаваться косвенно, когда родитель говорит с кем-то о своем ребенке в его присутствии или зная, что это станет известно ребенку. Например: «Это – спокойный ребенок»; «Она очень капризная»; «Ты же знаешь, он сильный». Подобные косвенные оценки ребенок может воспринимать как сильные сценарные послания.
Информация о работе Роль родителей в формировании жизненного сценария ребенка