Роль отца в семейном воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Отцовству как психологическому феномену посвящено немного работ (Ю.В. Евсеенкова, И.С. Кон, М. Мид, Р.В. Овчарова). Большинство авторов понимает отцовство как врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью. Отцовство определяется и просто как кровное родство между отцом и ребёнком.

Содержание

1. Отцовство
2. Отец и ребёнок
- Классификации отцовского отношения к ребёнку.
- Роль отца в воспитании мальчика
- Роль отца в воспитании девочки
- Влияние отца на психическое развитие ребёнка
3. Список литературы

Работа содержит 1 файл

роль отца в семейном воспитании.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Итак, если отец хочет, чтобы  его сын вырос настоящим мужчиной, он  не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его,  когда  он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом.  Отец должен  с  удовольствием  проводить  время  со  своим  сыном,  давая   ему почувствовать,  что  он  "свой  парень".  Отец  с  сыном   должны   иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны  быть свои, общие секреты. Мальчику нужен отец как образец для подражания.

 Практика ясно показала, что если отец спускает сыну  любые  проступки,  не вмешиваясь  в его воспитание, то сын боится  отца гораздо  больше,  чем   тот ребенок, чей отец, не колеблясь,  останавливает плохое поведение ребенка и не боится выказать свое возмущение, если оно оправдано. В последнем случае ребенок расплачивается за свои плохие поступки; это хоть и неприятно,  но не трагично. В результате быстро восстанавливаются нормальные  отношения. Сыну нужен отец, который умеет быть близким человеком, в то же время всегда оставаясь прежде всего отцом [7].

Роль отца в жизни  мальчика хорошо рассматривается с  позиции глубинной психологии.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в  том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры).

В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному  у мальчиков и девочек. Рассмотрим как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у  мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсюда следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью.

В возрасте примерно между  пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит — быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса [10].

Таким образом,  отец в  жизни будущего мужчины играет важную роль. Так как сформированные навыки и образы помогают личности оптимально самоактуализироваться и взаимодействовать  с другими людьми.

 

Роль отца в  воспитании девочки

    

Существует два наиболее важных момента подготовки девочек: это образ собственного "я" и сексуальной идентичности со своим полом. Давайте подробнее рассмотрим вопрос о сексуальной тождественности у подрастающей девочки. Становясь девушкой, она подсознательно или интуитивно чувствует, что она выдержит бури юности, только если будет уверена в себе. Для девушки жизненно важно чувствовать себя "в порядке", быть девушкой "что надо", "первый сорт", "на все сто", вызывать одобрение и восхищение, быть "о'кей". Если она в возрасте 13-15 лет чувствует себя уверенной маленькой женщиной, то ее юность пройдет относительно безболезненно и спокойно, минуя пропасти и пики треволнений юности. Чем устойчивей и здоровей ее сексуальная идентичность со своим полом, тем лучше она сможет противостоять давлению сверстников, в том числе и сексуальным поползновениям мальчиков. Чем худшего она мнения о себе как о женщине "о'кей", тем менее устойчивой она окажется к соблазнам юности. Чем она больше недовольна собой, чем хуже она оценивает себя как женщину, тем легче ей будет поддаться давлению сверстников (особенно мальчиков) и тем меньше она способна сохранить ценности своих родителей.

Сексуальная идентичность - это и есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. В этом возрасте девочка должна получать признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца, если он жив и особенно если он дома. Если отец умер или не общается со своей дочерью, девочке приходится искать других представителей мужского пола, подходящих для этой роли, чтобы удовлетворить эмоциональную потребность в общении с отцом. Но когда у отца гармоничные отношения с дочерью, он оказывается главным действующим лицом, которое может помочь своей дочери подготовиться к юности в плане осознания своей женской сути.

Отец помогает дочери выработать о себе хорошее  мнение тем, что он сам одобряет ее. И делает это он, применяя на практике те принципы, которые мы уже обсуждали: безусловную любовь, контакт глаза в глаза, ласковое физическое прикосновение, пристальное внимание. Потребность в этом возникает у девочки в два года, но с возрастом она усиливается и становится жизненно необходимой для полноценного эмоционального развития в 13-14 лет [3].

Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее  прическу,  или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет  старше,  отец  должен показать ей,  что он  ценит ее  мнение,  и иногда  советоваться  с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет и у нее появятся  друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся,  даже  если он считает, что они не подходят для его дочери.

Учась ценить  в  отце  те  качества,  которые  делают  его  настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину  состоящим  из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став  девушкой, и особенно тот, кого она  полюбит,  ее  замужняя  жизнь  будут во  многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом [7].

Влияние отца на психическое развитие ребенка

Особенности отцовской  роли в семье и воспитании детей  определяются такими факторами как  доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение "включенных отцов" и "включенных матерей", т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери - отрицательное. По сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что  практически все родители любят  своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношения к ребенку).

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление люби, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

 Еще одна негативная  черта нашей современной традиции  воспитания – преобладание порицания  над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать  замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою  родительскую функцию. В результате  к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который ожидает от ребенка "неправильного", "плохого" поведения (в отличие от матери), низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятный для развития "Я-концепции" ребенка - авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могу временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Собственные мотивы и  побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, они убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.

    Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем, проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его "образа Я" [13].

 

 

Отцовская любовь, как  и материнская, необходима для нормального  развития ребенка. Отсутствие внимания со стороны мамы или папы может  привести к искажению мироощущения и нарушению поведения малыша. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастет их чадо. И несмотря на то, что в реальной жизни главенствующая роль в воспитании ребенка принадлежит все-таки маме, мужчина при любых обстоятельствах должен участвовать в этом процессе и всегда оставаться папой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Ильин В. А. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни, 2002.
  2. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними, 2005.
  3. Кэмпбелл Р.Как на самом деле любить детей. М., Знание. 1992.
  4. Ледлофф Ж. Как вырастить ребёнка счастливым. М., Генезис, 2003.
  5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования  под ред. Е. Г. Силяева. М.: “Академия”, 2002.
  6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Москва. Педагогика-Пресс, 1992.
  7. Спок Б. Ребёнок и уход за ним, 2007.
  8. Франкл В.. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990.
  9. Фромм Э. Искусство любить. ЭМЦ «Юниверс», МГУ, 1990.
  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, 2006.
  11. Эйдемиллер Э.Г.,  Юстицкий В.В. Семейная   психотерапия, 2007.
  12. http://ladlav.narod.ru/doklad3.htm
  13. http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36613.php

 

 

 

 

 




Информация о работе Роль отца в семейном воспитании