Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:54, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть роль ощущений в жизнедеятельности человека.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие об ощущениях;
изучить классификацию ощущений;
изучить влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей;
изучить влияние ощущений на психологию личности;
рассмотреть роль ощущений в спорте;
рассмотреть ощущения в деловой среде.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Характеристика ощущений 6
1.2. Классификация ощущений 8
2. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 16
2.1. Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей 16
2.2. Влияние ощущений на психологию личности 18
2.3. Роль ощущений в спорте 21
2.4. Ощущения в деловой среде 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ГЛОССАРИЙ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Психология
личности стала экспериментальной
наукой в первые десятилетия нашего века.
С мыслью о том, что личностью человек
не рождается, а становится, согласны сейчас
большинство психологов.
Личность - это человек как носитель сознания,
взятый в системе таких его психологических
характеристик, которые социально обусловлены,
проявляются в общественных по природе
связях и отношениях являются устойчивыми,
определяют нравственные поступки человека,
имеющие существенное значение для него
самого и окружающих. Личность включает
в себя индивидуальность.
Индивидуальность - это индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает друг от друга. Личность - это прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение. Исследователи выделяют важное значение ощущений в развитии личности. Трудно представить себе личность, у которой они отсутствуют или даже невозможно.11
Рассмотрим
структуру личности. В нее обычно включаются
способности, темперамент, характер, воля,
эмоции, социальные установки.
Способности - это то, что не сводится к
знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает
их быстрое приобретение, закрепление
и эффективное использование на практике.
Здесь скажем, что ощущения играют главную
роль. Приобретение и закрепление знаний,
умений, навыков осуществляется через
все органы чувств, в зависимости от рода
деятельности. Например, скульптор по
роду своей деятельности приобретает
и закрепляет способности через осязание,
зрение; человек имеющий способности к
иностранным языкам совершенствует свои
способности через слуховые и зрительные
ощущения.
Темпераментом
- называют совокупность свойств, характеризующих
динамические особенности протекания
психических процессов и поведения человека,
их силу, скорость, возникновение, прекращение
и изменение.
Темперамент выступает как бы связывающим
звеном между организмом, личностью и
познавательными процессами. Темперамент
разделяется на сангвинический, меланхолический,
холерический и флегматический. Психофизиологическая
оценка темперамента включает в себя четыре
компонента: выносливость, пластичность,
скорость и эмоциональность (чувствительность).
У человека складывается и развивается
определенная линия психического поведения
под воздействием той информации, которая
поступает из внешней среды к индивиду
через познавательные процессы. Ощущения
при этом играют не последнюю роль, так
как прежде чем организм человека обрабатывает
полученную информацию, на основе которой
формируется его психофизическое поведение,
эта информация каким-то образом должна
поступить в организм.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных способностей личности, который складывается и проявляется в деятельности, в общении и обуславливает типичные для личности способы поведения, это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.12
Некоторые устойчивые черты характера
обнаруживаются уже у детей раннего возраста.
Основную роль в формировании и развитии
характера ребенка играет его общение
с окружающими людьми.13 У ребенка
формируется определенное отношение к
формам поведения близких взрослых людей,
которым он в последствии подражает, на
основе его личных ощущений внешнего мира.
При помощи прямого поучения через подражание
и эмоциональные подкрепления он усваивает
форму поведения взрослых.
Воля - это настойчивость человека в осуществлении
начатых поведенческих актов, в преодолении
возникающих на пути преград, вполне реальное
явление, обладающее своими специфическими,
легко обнаруживаемыми и описываемыми
научным языком признаками.
Воля является сложным процессом и ощущения задействованы здесь на первом этапе этого процесса. Далее человек перерабатывает и осмысливает полученную информацию, ставит приоритеты, оценивает свои возможности и желание, переходит к активным действиям.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.
Ощущения
и эмоции это взаимосвязанные
явления эмоциональной сферы
личности.14 Эмоции человека возникают
вследствие деятельности органов чувств:
зрение, слух, обоняние, осязание и т.д.
Например, человек увидел и услышал, что
к нему плохо относятся (увидел хмурый
(веселый) взгляд другого человека, услышал
о себе плохой (хороший) отзыв) и у него
поднялось (или наоборот испортилось)
настроение, т.е. проявились соответствующие
эмоции. Также кожные ощущения влияют
на проявление эмоций, например, ребенок
упал, поранился, ощутил чувство боли и
заплакал, боль прошла и ребенок успокоился.
Предметом
психологии спорта являются психологические
особенности спортивной деятельности
в ее разнообразных видах и психологические
особенности личности спортсмена. Возникновение
физических упражнений исторически обусловлено
стремлением человека удовлетворить потребность
в движении и, естественно, в развитии
физических качеств. Спорт занимает большое
место в жизни современного общества.
Он не только обеспечивает всестороннее
физическое развитие человека, но и содействует
воспитанию его морально-волевых качеств.
В связи с этим физические упражнения
стали специальным предметом психологического
исследования и изучения: без точного
анализа психологических основ физических
упражнений нельзя разработать рациональные
методы обучения и спортивной тренировки.
В основе этой характеристики лежит содержание
спортивной деятельности, выражающееся
в действиях, специфических для данного
вида физических упражнений. В отличие
от трудовой деятельности, рабочие операции
в которой направлены на достижение внешней
цели - изготовление требуемой продукции,
двигательные операции в спортивной деятельности
направлены на совершенное выполнение
самой этой деятельности. Сточки зрения
психологии эти действия отличаются друг
от друга, во-первых, по степени сложности
психических процессов, во-вторых, по степени
и характеру вовлечения в эту деятельность
внешних факторов среды. Исходя из этого,
можно выделить следующие группы физических
упражнений:
Элементарные
движения отдельных звеньев
Перемещения всего тела при упражнениях на снарядах (например, различные упражнения на гимнастических снарядах: параллельных брусьях, кольцах, коне и перекладине). Упражнения этой группы отличаются тем, что в них движения отдельных звеньев тела объединены в сложную структуру, обеспечивающую требуемое характером упражнения перемещение всего тела в целом. Кроме того, выполнение движений в них невозможно без точного учета внешних факторов, таких, как положение снаряда, его размеры, упругость и др. Психологически эти упражнения основаны на точности не только проприоцептивных, но также зрительных и осязательных ощущениях в их взаимосвязи.
Существуют и другие группы физических упражнений, которые тесно связанны с ощущениями. Мы их перечислим (так как спорт без ощущений практически не возможен):
- передвижения в пространстве (спортивная ходьба, бег, лазание, конькобежный и лыжный спорт, прыжки, барьерный бег и др.);
- упражнения с различными предметами (поднимание тяжестей, метание, упражнения с булавами и т. д.);
- единоборства (борьба, бокс, фехтование);
- спортивные игры.
Спортивная
деятельность представляет собой движение,
которое всегда бывает сложным: оно
состоит из зрительных и двигательных
элементов в их единстве. В итоге
длительной практике определенные зрительные
образы движения связываются с определенными
мышечно-двигательными представлениями.
Эта связь становится настолько прочной,
что достаточно возникнуть в сознании
человека зрительному представлению,
как оно тотчас же влечет за собой определенный
мышечно-двигательный импульс. Таким образом,
важнейшая роль ощущений в спорте очевидна.
Деловая среда в настоящее время имеет огромное значение в жизни современного человека.15 В деловой среде ощущения занимают не последнее место, так как с каждым органом чувств связано определенное количество принимаемой информации. А бизнес это не только финансовые потоки, это еще и разнообразные выставки, презентации, доклады, отчеты и т. д., где люди обмениваются информацией о выпускаемой продукции, отчитываются о проделанной работе. Необходимо учитывать следующий расклад воспринимаемой информации через органы чувств:
- 90% - через все познавательные процессы;
- 50% - только через слух и зрение;
- 30% - только через зрение;
- 20% - только через слух;
- 10% - только через чтение.
Например, если докладчик, скажем, на деловых переговорах с партнерами будет передавать информацию аудитории только через слух, то очевидно большая часть информации не дойдет до адресата, и, возможно, какой-то желаемый контракт не будет заключен. Но, если бы информация была бы более наглядной (докладчик заготовил бы таблицы, графики, образцы, фото-, видеоматериалы и т.д.), то успех бы был очевидным. Таким образом, в деловой среде, где ставка делается на сотни и тысячи долларов, не стоит пренебрегать ощущениями и основательно готовиться к публичным выступлениям, так как завтра это может дать качественно новый виток развития бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе мы рассмотрели теоретическую часть.
Были решены следующие задачи:
1. рассмотрение понятия об ощущениях;
2. изучение классификации ощущений;
3. изучение влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей;
В ходе работы мы пришли к следующим выводам:
1. Ощущение – это простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств.
2. Способность ощущения - это единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в окружающем мире.
3. Наши
органы чувств являются продуктами длительной
эволюции, поэтому они специализированы
к отражению определенных видов энергии,
определенных свойств предметов и явлений
действительности, которые являются адекватными
раздражителями для конкретных органов
чувств.
ГЛОССАРИЙ
1 | Ощущение | простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств. |
2 | Обонятельные ощущения | это вид чувственности,
порождающий специфическое |
3 | Внимание | это процесс
сознательного или |
4 | Память | это процессы воспроизведения,
запоминания, сохранения и переработки
человеком разнообразной |
5 | Мышление | является познавательным высшим процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразование человеком в действительности. |
6 | Личность | это человек
как носитель сознания, взятый в
системе таких его |
7 | Индивидуальность | это индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает друг от друга. |
8 | Темперамент | совокупность
свойств, характеризующих динамические
особенности протекания психических
процессов и поведения |
9 | Способность ощущения | это единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. |
10 | Эмоции | особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. |
Информация о работе Роль ощущений в жизнедеятельности человека