Роль ощущений в жизнедеятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть роль ощущений в жизнедеятельности человека.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие об ощущениях;
изучить классификацию ощущений;
изучить влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей;
изучить влияние ощущений на психологию личности;
рассмотреть роль ощущений в спорте;
рассмотреть ощущения в деловой среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Характеристика ощущений 6
1.2. Классификация ощущений 8
2. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 16
2.1. Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей 16
2.2. Влияние ощущений на психологию личности 18
2.3. Роль ощущений в спорте 21
2.4. Ощущения в деловой среде 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ГЛОССАРИЙ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа содержит 1 файл

Роль ощущений в жизнедеятельности человека.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

      

2.2. Влияние ощущений на психологию личности

 

     Психология  личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов.  
Личность - это человек как носитель сознания, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность включает в себя индивидуальность.

       Индивидуальность - это индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает друг от друга. Личность - это прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение. Исследователи выделяют важное значение ощущений в развитии личности. Трудно представить себе личность, у которой они отсутствуют или даже невозможно.11

     Рассмотрим  структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, воля, эмоции, социальные установки. 
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Здесь скажем, что ощущения играют главную роль. Приобретение и закрепление знаний, умений, навыков осуществляется через все органы чувств, в зависимости от рода деятельности. Например, скульптор по роду своей деятельности приобретает и закрепляет способности через осязание, зрение; человек имеющий способности к иностранным языкам совершенствует свои способности через слуховые и зрительные ощущения.

     Темпераментом - называют совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. 
Темперамент выступает как бы связывающим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. Темперамент разделяется на сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Психофизиологическая оценка темперамента включает в себя четыре компонента: выносливость, пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). У человека складывается и развивается определенная линия психического поведения под воздействием той информации, которая поступает из внешней среды к индивиду через познавательные процессы. Ощущения при этом играют не последнюю роль, так как прежде чем организм человека обрабатывает полученную информацию, на основе которой формируется его психофизическое поведение, эта информация каким-то образом должна поступить в организм.

       Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных способностей личности, который складывается и проявляется в деятельности, в общении и обуславливает типичные для личности способы поведения, это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.12

       Некоторые устойчивые черты характера обнаруживаются уже у детей раннего возраста. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.13 У ребенка формируется определенное отношение к формам поведения близких взрослых людей, которым он в последствии подражает, на основе его личных ощущений внешнего мира. При помощи прямого поучения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает форму поведения взрослых. 
Воля - это настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на пути преград, вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.

       Воля является сложным процессом и ощущения задействованы здесь на первом этапе этого процесса. Далее человек перерабатывает и осмысливает полученную информацию, ставит приоритеты, оценивает свои возможности и желание, переходит к активным действиям.

     Эмоции - особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

     Ощущения  и эмоции это взаимосвязанные  явления эмоциональной сферы  личности.14 Эмоции человека возникают вследствие деятельности органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Например, человек увидел и услышал, что к нему плохо относятся (увидел хмурый (веселый) взгляд другого человека, услышал о себе плохой (хороший) отзыв) и у него поднялось (или наоборот испортилось) настроение, т.е. проявились соответствующие эмоции. Также кожные ощущения влияют на проявление эмоций, например, ребенок упал, поранился, ощутил чувство боли и заплакал, боль прошла и ребенок успокоился. 

2.3. Роль ощущений в спорте

 

     Предметом психологии спорта являются психологические  особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена. Возникновение физических упражнений исторически обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств. Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств. В связи с этим физические упражнения стали специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических основ физических упражнений нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки.  
В основе этой характеристики лежит содержание спортивной деятельности, выражающееся в действиях, специфических для данного вида физических упражнений. В отличие от трудовой деятельности, рабочие операции в которой направлены на достижение внешней цели - изготовление требуемой продукции, двигательные операции в спортивной деятельности направлены на совершенное выполнение самой этой деятельности. Сточки зрения психологии эти действия отличаются друг от друга, во-первых, по степени сложности психических процессов, во-вторых, по степени и характеру вовлечения в эту деятельность внешних факторов среды. Исходя из этого, можно выделить следующие группы физических упражнений:

     Элементарные  движения отдельных звеньев человеческого  тела: движение рук, ног, туловища, головы - наклоны, выпрямления, повороты и т. п. (например, многие упражнения гигиенической гимнастики, утренней зарядки; более или менее сложные комбинации элементарных движений входят в вольные гимнастические упражнения). Эти движения просты по своей структуре. Психологически они основаны на точных проприоцептивных, мышечно-двигательных ощущениях.

     Перемещения всего тела при упражнениях на снарядах (например, различные упражнения на гимнастических снарядах: параллельных брусьях, кольцах, коне и перекладине). Упражнения этой группы отличаются тем, что в них движения отдельных звеньев тела объединены в сложную структуру, обеспечивающую требуемое характером упражнения перемещение всего тела в целом. Кроме того, выполнение движений в них невозможно без точного учета внешних факторов, таких, как положение снаряда, его размеры, упругость и др. Психологически эти упражнения основаны на точности не только проприоцептивных, но также зрительных и осязательных ощущениях в их взаимосвязи.

     Существуют  и другие группы физических упражнений, которые тесно связанны с ощущениями. Мы их перечислим (так как спорт без ощущений практически не возможен):

      - передвижения в пространстве (спортивная ходьба, бег, лазание, конькобежный и лыжный спорт, прыжки, барьерный бег и др.);

     - упражнения с различными предметами (поднимание тяжестей, метание, упражнения с булавами и т. д.);

     - единоборства (борьба, бокс, фехтование);

     - спортивные игры.

     Спортивная  деятельность представляет собой движение, которое всегда бывает сложным: оно  состоит из зрительных и двигательных элементов в их единстве. В итоге  длительной практике определенные зрительные образы движения связываются с определенными мышечно-двигательными представлениями. Эта связь становится настолько прочной, что достаточно возникнуть в сознании человека зрительному представлению, как оно тотчас же влечет за собой определенный мышечно-двигательный импульс. Таким образом, важнейшая роль ощущений в спорте очевидна. 

2.4. Ощущения в деловой сфере

 

     Деловая среда в настоящее время имеет  огромное значение в жизни современного человека.15 В деловой среде ощущения занимают не последнее место, так как с каждым органом чувств связано определенное количество принимаемой информации. А бизнес это не только финансовые потоки, это еще и разнообразные выставки, презентации, доклады, отчеты и т. д., где люди обмениваются информацией о выпускаемой продукции, отчитываются о проделанной работе. Необходимо учитывать следующий расклад воспринимаемой информации через органы чувств:

     - 90% - через все познавательные процессы;

     - 50% - только через слух и зрение;

     - 30% - только через зрение;

     - 20% - только через слух;

     - 10% - только через чтение.

     Например, если докладчик, скажем, на деловых  переговорах с партнерами будет  передавать информацию аудитории только через слух, то очевидно большая  часть информации не дойдет до адресата, и, возможно, какой-то желаемый контракт не будет заключен. Но, если бы информация была бы более наглядной (докладчик заготовил бы таблицы, графики, образцы, фото-, видеоматериалы и т.д.), то успех бы был очевидным. Таким образом, в деловой среде, где ставка делается на сотни и тысячи долларов, не стоит пренебрегать ощущениями и основательно готовиться к публичным выступлениям, так как завтра это может дать качественно новый виток развития бизнеса.

      
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В нашей работе мы рассмотрели теоретическую  часть.

     Были  решены следующие задачи:

    1. рассмотрение понятия об ощущениях;

    2. изучение  классификации ощущений;

    3. изучение  влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей;

  1. изучение влияния ощущений на психологию личности;
  2. рассмотрение роли ощущений в спорте;
  3. рассмотрение ощущения в деловой среде.

    В ходе работы мы пришли к следующим выводам:

    1. Ощущение  – это простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств.

    2. Способность ощущения - это единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в окружающем мире.

    3. Наши органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому они специализированы к отражению определенных видов энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности, которые являются адекватными раздражителями для конкретных органов чувств.  
     
     
     

ГЛОССАРИЙ

1 Ощущение простейший  психический процесс отражения  в коре головного мозга отдельных  свойств предметов и явлений  окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств.
2 Обонятельные  ощущения это вид чувственности, порождающий специфическое ощущения запаха.
3 Внимание это процесс  сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
4 Память это процессы воспроизведения, запоминания, сохранения и переработки  человеком разнообразной информации.
5 Мышление является познавательным высшим процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразование человеком в действительности.
6 Личность это человек  как носитель сознания, взятый в  системе таких его психологических  характеристик, которые социально  обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
7 Индивидуальность это индивидуальные и личностные свойства человека, такое  их сочетание, которое данного человека отличает друг от друга.
8 Темперамент совокупность  свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических  процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение  и изменение.
9 Способность ощущения это единственное явление организма, под средством  которого внешний мир проникает  в человеческое сознание.
10 Эмоции особый класс  субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

Информация о работе Роль ощущений в жизнедеятельности человека