Роль ощущений в жизнедеятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть роль ощущений в жизнедеятельности человека.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие об ощущениях;
изучить классификацию ощущений;
изучить влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей;
изучить влияние ощущений на психологию личности;
рассмотреть роль ощущений в спорте;
рассмотреть ощущения в деловой среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Характеристика ощущений 6
1.2. Классификация ощущений 8
2. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 16
2.1. Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей 16
2.2. Влияние ощущений на психологию личности 18
2.3. Роль ощущений в спорте 21
2.4. Ощущения в деловой среде 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ГЛОССАРИЙ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа содержит 1 файл

Роль ощущений в жизнедеятельности человека.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
 

     Ощущение, как таковое - достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.

       Частичное или полное отсутствие  видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества. В самом начале жизни у людей помимо физического развития, прежде всего, формируется речь, которая является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Письменная речь чаще выступает как способ запоминания информации. Внешняя речь, играет в основном роль средства общения, а внутренняя средство мышления. Необходимо отметить и тот факт, что речь сужает границы выбираемого вида деятельности. Формирование же речи в свою очередь проблематично или даже невозможно без таких видов ощущения как зрение, слух, осязание.

     Человек является органической частью природы  и общества, он представляет собой  достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого организма направленно, прежде всего, на формирование личности. Люди не рождаются личностями, а становятся ими в процессе развития. Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения. На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?

     Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы  своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как  главного органа управления деятельностью  сведения о состоянии внешней  и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

     Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый  ряд важных процессов. Их условно  можно разделить на социальную и  деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.

       Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств.

     Данную тему исследовали: Т. П. Зинченко, С. П. Боткин, Демокрит, Аристотель, Р. Декарт и др.

      Цель  исследования: рассмотреть роль ощущений в жизнедеятельности человека.

      Задачи  исследования:

    1. рассмотреть понятие об ощущениях;
    2. изучить классификацию ощущений;
    3. изучить влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей;
    4. изучить влияние ощущений на психологию личности;
    5. рассмотреть роль ощущений в спорте;
    6. рассмотреть ощущения в деловой среде.

     Мы  выбрали тему «Роль ощущений в жизнедеятельности людей», потому что считаем, что необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

     .

 

1. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Характеристика ощущений

 
 

     В процессе познания окружающего мира, в психологии людей  исследователи выделяют такое немаловажное явление в жизни каждого человека, как ощущение.

       Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств.1 Так, глядя на какой-нибудь предмет, например стул, человек при помощи зрения определяет его цвет, форму, величину, посредством осязания узнает, что он твердый, гладкий, двигая его руками, убеждается в его тяжести. Все это - отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых дают ощущения.

       Способность ощущения - это единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в окружающем мире.

     Наши  органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому они специализированы к отражению определенных видов энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности, которые являются адекватными раздражителями для конкретных органов чувств. Свет, например, является адекватным раздражителем для глаза, а звук - для уха и т. д. Такая дифференцировка в области ощущений у человека связана с историческим развитием человеческого общества. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды, человеческий организм получает с помощью органов чувств, в виде ощущений. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознании.

       Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Ведь известно, что мозг защищен прочной костной оболочкой черепа и не вступает в непосредственный контакт с окружающим миром. Но зато имеются специальные каналы связи мозга с внешним миром, по которым и поступает в мозг разнообразная информация. Эти каналы назвали анализаторами. Анализатор - это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды.2 Каждый анализатор состоит из трех отделов. К ним относятся:

     1. Периферический отдел, или рецепторный  (от латинского слова "реципио" - принимать), являющийся специальным преобразователем внешней энергии в нервный процесс. К этому отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык, нос и кожа).

     2. Проводниковый отдел, который,  как показывает само название, обеспечивает проведение нервного  воздействия от рецепторного аппарата к центру анализатора в головном мозге посредством центростремительных (афферентных) нервов и от центра к периферийному отделу - посредством центробежных (афферентных) нервов.

     3. Мозговой, или центральный отдел  - высший отдел анализатора, осуществляющий сложные функции анализа. Здесь возникают ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.

     Механизм  действия анализатора заключается  в следующем. Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в  нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс - возбуждение, последнее по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора работают как единое целое. 
Как мы видим, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение.3

      

     1.2. Классификация ощущений

 

      В настоящее время насчитывают  около двух десятков различных анализаторских систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на рецепторы. Классификация позволяет сгруппировать их в системы и представить связи взаимозависимости. Выделяют следующие основания классификации ощущений:

      - по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения;

      - по месту расположения рецепторов;

      - по времени возникновения в ходе эволюции;

      - по модальности раздражителя.

      По  наличию или отсутствию непосредственного  контакта с раздражителем, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные.

      По  месту расположения рецепторов различают  экстероцепцию, интероцепцию и проприоцепцию. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и др.)

      Интероцептивные ощущения возникают при раздражении  рецепторов находящихся внутри организма (ощущение голода, жажды, тошноты). Проприоцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях.

      По  модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические, температурные, болевые. Имеются ощущения, которые занимают промежуточное место между слуховыми и кожными - вибрационные ощущения.4

      Существуют  своеобразные ощущения, лежащие в  основе восприятия препятствий, не осознаваемые зрячими людьми, но свойственные слепым. Незрячие на расстоянии могут ощущать препятствие, причем тем яснее, чем препятствие массивнее. Установлено, что это происходит с помощью кожи лица и, прежде всего, лба. Предполагают, что это обостренные тепловые ощущения или ощущения локационные, которые отмечены у летучих мышей.

      Охарактеризуем  кратко каждый из названных видов  ощущений, начав с дистантных и  остановившись подробнее на зрительных ощущениях, играющих ведущую роль в  познании человеком внешнего мира. (Установлено, что 80-90% информации от окружающего мира поступает через зрительный анализатор, около 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

      Зрительные  ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.  
Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета - черный, белый и промежуточный между ними серый. Хроматические - все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра. Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки. Они функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета. Палочки функционируют в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными и серыми.

      Зрительный  рецептор, или глаз, имеет сложное  строение, характеризующееся наличием двух основных аппаратов: светопреломляющего и светочувствительного.

        Светопреломляющий аппарат глаза состоит из хрусталика и стекловидной, прозрачной жидкости, заполняющей внутреннюю полость глазного яблока. Функция хрусталика заключается в обеспечении отчетливого изображения предметов на сетчатке глаза. Лучи света, проходя через хрусталик, преломляются и отбрасываются на находящуюся сзади сетчатку. Чтобы на сетчатке было всегда четкое изображение, как от близких, так и от далеких предметов, хрусталик становится то более выпуклым, то более упрощенным и в зависимости от этого сильнее или слабее преломляет проходящие через него световые лучи.

Информация о работе Роль ощущений в жизнедеятельности человека