Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:54, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть роль ощущений в жизнедеятельности человека.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие об ощущениях;
изучить классификацию ощущений;
изучить влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей;
изучить влияние ощущений на психологию личности;
рассмотреть роль ощущений в спорте;
рассмотреть ощущения в деловой среде.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Характеристика ощущений 6
1.2. Классификация ощущений 8
2. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 16
2.1. Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей 16
2.2. Влияние ощущений на психологию личности 18
2.3. Роль ощущений в спорте 21
2.4. Ощущения в деловой среде 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ГЛОССАРИЙ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Ощущение, как таковое - достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.
Частичное или полное
Человек является органической частью природы и общества, он представляет собой достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого организма направленно, прежде всего, на формирование личности. Люди не рождаются личностями, а становятся ими в процессе развития. Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения. На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?
Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.
Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств.
Данную тему исследовали: Т. П. Зинченко, С. П. Боткин, Демокрит, Аристотель, Р. Декарт и др.
Цель исследования: рассмотреть роль ощущений в жизнедеятельности человека.
Задачи исследования:
Мы выбрали тему «Роль ощущений в жизнедеятельности людей», потому что считаем, что необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.
.
В процессе познания
окружающего мира, в психологии людей
исследователи выделяют такое немаловажное
явление в жизни каждого
Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств.1 Так, глядя на какой-нибудь предмет, например стул, человек при помощи зрения определяет его цвет, форму, величину, посредством осязания узнает, что он твердый, гладкий, двигая его руками, убеждается в его тяжести. Все это - отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых дают ощущения.
Способность ощущения - это единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в окружающем мире.
Наши органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому они специализированы к отражению определенных видов энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности, которые являются адекватными раздражителями для конкретных органов чувств. Свет, например, является адекватным раздражителем для глаза, а звук - для уха и т. д. Такая дифференцировка в области ощущений у человека связана с историческим развитием человеческого общества. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды, человеческий организм получает с помощью органов чувств, в виде ощущений. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознании.
Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Ведь известно, что мозг защищен прочной костной оболочкой черепа и не вступает в непосредственный контакт с окружающим миром. Но зато имеются специальные каналы связи мозга с внешним миром, по которым и поступает в мозг разнообразная информация. Эти каналы назвали анализаторами. Анализатор - это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды.2 Каждый анализатор состоит из трех отделов. К ним относятся:
1.
Периферический отдел, или
2.
Проводниковый отдел, который,
как показывает само название,
обеспечивает проведение
3.
Мозговой, или центральный отдел
- высший отдел анализатора,
Механизм
действия анализатора заключается
в следующем. Предмет-раздражитель
действует на рецептор, вызывая в
нем физико-химический процесс раздражения,
которое переходит в физиологический
процесс - возбуждение, последнее по центростремительному
нерву передается к центру анализатора.
В корковой области (отделе) анализатора
на основе нервного процесса возникает
психический процесс, иначе называемого
ощущением. Все отделы анализатора работают
как единое целое.
Как мы видим, в процессе любой познавательной
деятельности отправной точкой является
ощущение.3
В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторских систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на рецепторы. Классификация позволяет сгруппировать их в системы и представить связи взаимозависимости. Выделяют следующие основания классификации ощущений:
- по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения;
- по месту расположения рецепторов;
- по времени возникновения в ходе эволюции;
- по модальности раздражителя.
По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные.
По месту расположения рецепторов различают экстероцепцию, интероцепцию и проприоцепцию. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и др.)
Интероцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов находящихся внутри организма (ощущение голода, жажды, тошноты). Проприоцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях.
По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические, температурные, болевые. Имеются ощущения, которые занимают промежуточное место между слуховыми и кожными - вибрационные ощущения.4
Существуют своеобразные ощущения, лежащие в основе восприятия препятствий, не осознаваемые зрячими людьми, но свойственные слепым. Незрячие на расстоянии могут ощущать препятствие, причем тем яснее, чем препятствие массивнее. Установлено, что это происходит с помощью кожи лица и, прежде всего, лба. Предполагают, что это обостренные тепловые ощущения или ощущения локационные, которые отмечены у летучих мышей.
Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений, начав с дистантных и остановившись подробнее на зрительных ощущениях, играющих ведущую роль в познании человеком внешнего мира. (Установлено, что 80-90% информации от окружающего мира поступает через зрительный анализатор, около 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.
Зрительные
ощущения. Они возникают в результате
воздействия световых лучей (электромагнитных
волн) на чувствительную часть нашего
глаза - сетчатку, являющуюся рецептором
зрительного анализатора. Свет воздействует
на находящиеся в сетчатке светочувствительные
клетки двух типов - палочки и колбочки,
названные так за их внешнюю форму.
Цвета, которые ощущает человек, делятся
на ахроматические и хроматические. Ахроматические
цвета - черный, белый и промежуточный
между ними серый. Хроматические - все
оттенки красного, оранжевого, желтого,
зеленого, голубого, синего, фиолетового.
Белый цвет есть результат воздействия
на глаз всех световых волн, входящих в
состав спектра. Ахроматические цвета
отражают палочки, которые расположены
по краям сетчатки. Колбочки расположены
в центре сетчатки. Они функционируют
только при дневном свете и отражают хроматические
цвета. Палочки функционируют в любое
время суток. Поэтому ночью все предметы
нам кажутся черными и серыми.
Зрительный рецептор, или глаз, имеет сложное строение, характеризующееся наличием двух основных аппаратов: светопреломляющего и светочувствительного.
Светопреломляющий аппарат глаза состоит из хрусталика и стекловидной, прозрачной жидкости, заполняющей внутреннюю полость глазного яблока. Функция хрусталика заключается в обеспечении отчетливого изображения предметов на сетчатке глаза. Лучи света, проходя через хрусталик, преломляются и отбрасываются на находящуюся сзади сетчатку. Чтобы на сетчатке было всегда четкое изображение, как от близких, так и от далеких предметов, хрусталик становится то более выпуклым, то более упрощенным и в зависимости от этого сильнее или слабее преломляет проходящие через него световые лучи.
Информация о работе Роль ощущений в жизнедеятельности человека