Роль личностной агрессии в мотивации достижения успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

В связи с вышесказанным, автором ставится следующая цель:
Выявить взаимосвязь личностной агрессии и мотивации достижения успеха.
Также выдвигаются нижеизложенные задачи:
Рассмотреть особенности мотивации достижения успеха
Установить роль агрессии в мотивации достижении успеха

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическая часть
I.I Мотивация достижения успеха
I.II Агрессивное поведение
I.III Теоретическое обоснование исследования
Глава II. Эмпирическая часть
II.I Проведение исследования
II.II Обработка результатов
II.III Практическая значимость исследования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Роль личностной агрессии в мотивации достижения успеха.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

Таким образом, нужно предостеречь читателя от того, чтобы любое разрушительное поведение слишком поспешно объявлять следствием врожденной деструктивности, вместо того чтобы выяснить для себя, как часто за таким поведением стоят религиозные и другие вовсе не разрушительные мотивы. Ибо в противном случае стирается грань между ритуальным кровопролитием и настоящей жестокостью и не получает должной оценки подлинная деструктивность, к анализу которой мы сейчас переходим.

Таким образом, агрессивное поведение – это природообоснованное инстинктивное поведение, присущее живому организму, защищающему свою территорию и свою жизнь.

 

I.III Теоретическое обоснование

 

Каждый новый  век, сменяя предыдущий, диктует свои требования к мировоззрению и взглядам людей. Появляются новые убеждения, понятия, критерии оценки. Исходя из этого, изменяется понятие моды, претерпевают значительные изменения научная и философские мысли. Порою меняется сама структура жизни, объясняемая принятием нового уклада существования. И, соответственно, каждый новый век подразумевает свои критерии успешности.

Сегодня, почти  основным показателем успеха являются деньги. Человек, добившийся больших  средств к существованию –  успешен. Однако, прошли те времена, когда можно было разбогатеть, занимаясь каким-либо ремеслом, пусть даже и в одиночестве, то есть, делая что-то своими руками в своей мастерской. Сегодня тон задаёт конкуренция. Все области и сферы труда давно поделены на рынке сбыта. А это значит, что чтобы удержать на плаву свой бизнес, необходимо выдержать серьёзную конкурентную борьбу. Нужно иметь определённый склад ума, чтобы выстоять, когда многие делают, порою, всё что угодно, только бы обанкротить бизнес нового игрока. В таком случае, не обойтись без таких качеств, как хитрость, острота ума, Нужно обладать конгруэнтным мышлением, и иметь чёткую ориентированность на результат. Не обойтись без амбиций, тщеславия, а как двигательный механизм всего этого – агрессия.

Именно агрессия будет вести человека вперёд, помогать преодолевать появляющиеся на пути развития бизнеса препятствия, постоянно стремиться к большему, на удар со стороны конкурентов отвечать своим ударом. Фактически, агрессия приводит человека к самобытному и, конечно, стилизованному, но всё таки поведению хищника. «Ешь, или будешь съеден сам» - к сожалению, эта «животная» поговорка отлично отражает ситуацию в человеческом мире бизнеса. Холодный расчёт, подкрепляемый внутренней, не нуждающейся в подкреплении, агрессией – возможно единственный рецепт успешного бизнеса.

Тогда что же получается: те, кто неагрессивен, никогда  не добьются уверенного положения в  жизни? Едва ли это так. Люди с пониженной агрессией – отличные исполнители, аналитики, прогнозисты, даже руководители. Но руководители не высшего звена. Высшее звено предполагает самостоятельный дрейф на просторах бизнеса, умение не только принимать ответственные решения, но и не бояться отвечать за них.

А что значит проявление агрессии в повседневной жизни людей? Это значит, что люди не бояться и не видят ничего дурного в нарушении установленных социумом норм и правил, не только в межличностных, но и административных и даже уголовных отношениях.

Наблюдая за такими людьми и тем, чего они добились в жизни, естественно отметить, что  мотивация, направленная на достижение успеха и руководящая их поступками, отличается от мотивации большинства. Их мотивация и агрессия, подкрепляя друг друга толкают людей на бурную, порой, рискованную деятельность, направленную на достижение максимально возможного результата.

Таким образом, автор работы считает необходимым  выявить наличие взаимосвязи  между агрессией и мотивацией на достижение успеха именно в ключе  развития современного бизнеса.

 

 

Глава II. Эмпирическая часть

 

II.I Проведение исследования

 

Для проверки своей  гипотезы, автором работы была взята группа человек, состоящая из десяти испытуемых. Исследование проводилось в индивидуальном порядке, т.е. отдельно с каждым испытуемым, в удобное для него время и в комфортном месте, дабы исключить, или свести к минимуму внешние воздействия.

Тестирования проходили по одному принципу: встреча с испытуемым назначалась на обеденное время его рабочей деятельности, чтобы психофизиологически человек оставался в своём обычном рабочем тонусе, что позволяло выявить его рабочее, то есть основное отношение к агрессии и мотивации достижения.

После короткого  вступления, в котором автор работы описывал суть и значимость своей  работы, испытуемому предлагалось пройти по очереди две методики. Первая из них – это тест на мотивацию достижения успеха, предложенный Элерсом. Он предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха. Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Затем, после  прохождения указанного теста, испытуемому  предлагалось пройти ещё один тест, на агрессивность. Этим тестом являлся ест руки Вагнера, предназначенный, в первую очередь, для диагностики агрессивности. Опубликован Б. Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

Порядок тестов не случаен. Если тест Элерса является достаточно простым в заполнении опросником (ответить да\нет на предложенные вопросы), то тест руки Вагнера является проективным методом и требует некоего полёта фантазии, отвлечения от насущных проблем, хоть и диагностирует отношение к ним. Поэтому в качестве разминки и отвлечения от предшествующей деятельности и настройки на тестирование давался вначале более простой тест Элерса. А затем – тест руки.

Затем, после  прохождения, испытуемого благодарили  и, в качестве снятия напряжённости, заводился разговор на отвлечённые темы. Однако, строго соблюдалось одно правило: сначала методики, а потом разговоры, чтобы не сбить человека с деловой волны, и чётко проследить его тенденции в агрессии и мотивации достижения успеха.

Таким образом, с помощью двух тестов автор работы пытался максимально объективно проследить показатели агрессии и мотивации достижения успеха именно в контексте трудовой деятельности испытуемых.

 

II.II Обработка результатов

 

Полученные  баллы по тесту Элерса обрабатывались в соответствии с ключом методики, подразумевающую оценку 32 из предложенных 41 высказываний. Ответы ключа разделены по принципу да\нет. При совпадении данного испытуемым ответа с ключом, начислялся один бал, что означает мотивацию достижения успеха. Затем, баллы совпадающих с ключом вопросов складывались, из чего и получался результат методики.

Данные, полученные по тесту Вагнера обрабатывались в соответствии с девятью критериями, являющимися основаниями, для разделения ответов испытуемого на несколько категорий:

Коммуникация

Указание

Агрессия

Страх

Активная безличность

Описание

Эмоциональность

Зависимость

Пассивная безличность

Затем, используя  формулу:

 

А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость)

 

где А – итоговый показатель агрессии, а остальные числа соответствовали количествам ответов, которые дал испытуемый в каждой из категорий, высчитывался итоговый показатель агрессии.

 

№ испытуемого

Элерс

Вагнер

1

12

-3

2

18

1

3

10

-1

4

17

0

5

11

-2

6

15

-2

7

22

3

8

19

0

9

18

0

10

14

-1


 

После интерпретации  обеих методик, полученные по ним данные сводились в таблицу испытуемый\его результаты по двум методикам.

Затем, получив  два ряда данных, для сравнения  и выявления взаимосвязи, мы используем метод ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Делается это затем, что наша гипотеза звучит следующим образом: чем выше уровень агрессии, тем выше уровень мотивации достижения успеха – однако, чтобы говорить о повышенном уровне значений по одной методике в зависимости от другой, необходимо, сначала, эту связь установить саму по себе. Для этого и используется метод ранговой корреляции Спирмена.

Использование данного метода подразумевает наличие двух проверяемых гипотез, из которых одна принимается, а другая, соответственно, отвергается. Исходя из нашей гипотезы, мы разбиваем её на две подгипотезы: Н1 и Н0.

Н0: Взаимосвязь  между критериями (показатель агрессии и мотивации достижения успеха) отсутствует или статистически незначима.

Н1: Взаимосвязь  между критериями (показатель агрессии и мотивации достижения успеха) существует и статистически значима.

Для получения  данных по вышеупомянутому критерию, необходимо предпринять следующие шаги

  1. Определить, какие два признака или две иерархии признаков будут участвовать в сопоставлении как переменные A и B.
  2. Проранжировать значения переменной A, начисляя ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занести ранги в первый столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.
  3. Проранжировать значения переменной B, в соответствии с теми же правилами. Занести ранги во второй столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.
  4. Подсчитать разности d между рангами A и B по каждой строке таблицы и занести в третий столбец таблицы.
  5. Занести каждую разность в квадрат: d2. Эти значения занести в четвертый столбец таблицы.
  6. Подсчитать сумму d2.
  7. При наличии одинаковых рангов рассчитать поправки:

 

 

 

где a - объем  каждой группы одинаковых рангов в  ранговом ряду A;

b - объем каждой  группы одинаковых рангов в  ранговом ряду B.

  1. Рассчитать коэффициент ранговой корреляции rs по формуле:
    1. при отсутствии одинаковых рангов

 

 

 

    1. при наличии одинаковых рангов

 

 

 

где sum(d2) - сумма квадратов разностей между рангами;

Ta и Tb - поправки на одинаковые ранги;

N - количество  испытуемых или признаков, участвовавших  в ранжировании.

  1. Определить по таблице критические значения rs для данного N. Если rs превышает критическое значение или по крайней мере равен ему, корреляция достоверно отличается от 0.

Исходя из этого, были выполнены следующие операции, с использованием полученных данных.

1) Ранжирование  значений А и В. Их ранги  занесены в колонки «Ранг А»  и «Ранг В»;

2) Произведен  подсчет разности между рангами  А и В (колонка d);

3) Возведение  каждой разности d в квадрат (колонка  d2);

4) Подсчитана  сумма квадратов;

5) Произведен  расчет коэффициента ранговой  корреляции rs по формуле:

 

 

6) Определены  критические значения.

 

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

12

3

-3

1

2

4

2

18

7.5

1

9

-1.5

2.25

3

10

1

-1

4.5

-3.5

12.25

4

17

6

0

7

-1

1

5

11

2

-2

2.5

-0.5

0.25

6

15

5

-2

2.5

2.5

6.25

7

22

10

3

10

0

0

8

19

9

0

7

2

4

9

18

7.5

0

7

0.5

0.25

10

14

4

-1

4.5

-0.5

0.25

Суммы

 

 

55

 

 

55

0

30.5

Информация о работе Роль личностной агрессии в мотивации достижения успеха