Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 19:01, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
Задачи работы:
показать теории эмоций;
рассмотреть значение эмоций в жизни человека;
рассмотреть эмоции и личность.
Так,
если в раннем детстве поведение
ребенка может быть охарактеризовано
как "полевое", а сознание характеризуется
единственном аффективного восприятия
и действия, то основным симптомом
кризиса 3-ех лет является нарушение
единства аффекта и действия. Ребенок
не действует непосредственно под
влиянием аффекта, а поступает наперекор
своей тенденции. По мере того, как
наглядно-действенное мышление ребенка
уступает место образному мышлению,
развивается и аффективная
Другой аспект изменений в аффективной сфере человека связан с тем, что каждому уровню развития мышления соответствует определенный характер динамических процессов. Выготский указывает, что конкретному мышлению соответствует более костная и тугоподвижная динамика, абстрактному мышлению и воображению - более текучая и гибкая. В связи с вышесказанным становится объяснимым качественное своеобразие высших, или тонких эмоций. Дифференциация эмоций и более мягкий характер их протекания являются прямым следствием развития мышления.
Представления
Л.С. Выготского о природе эмоций
и их развитии составляют неотъемлемую
часть его конкретно-
1.3 Информационная теория эмоций
Этот
подход к проблеме эмоций принадлежит
целиком павловскому
Павлов, формулируя свою исследовательскую стратегию, утверждал, что, прежде всего, важно понять психологически, а потом уже переводить на физиологический язык. Он не отрицал психологии как познания внутреннего мира человека, но отстаивал абсолютные права естественнонаучной мысли всюду и до тех пор, пока она будет проявлять свою мощь.
Информационная теория эмоций – основанное И.П. Павловым учение о высшей нервной деятельности мозга. Оно не является ни традиционной физиологией мозга, ни психологией, поскольку представляет собой качественно новую область знания, базирующуюся на системном подходе к психике и поведению.
Суть подхода: охватить обе стороны психики – ее нейрофизиологические механизмы и отражательно-регуляторные функции, ее соотнесенность с потребностями организма (личности) и окружающим миром.
При изучении влияния эмоций на деятельность было продемонстрировано значение качества потребности, на базе которого возникает эмоциональное состояние. Чрезвычайно существенным здесь является вопрос о том, идет ли речь о потребности, инициирующей данную деятельность, или эмоцию порождает какой-либо посторонний мотив.
В своих трудах физиолог И.П. Павлов указывал на факторы, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций.
Это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. Однако Павлов понимал, что многообразие человеческих эмоций не может быть сведено к врожденным (безусловным) рефлексам. Павлов открыл механизм, благодаря которому в процесс условно-рефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.
На
основании опытов, посвященных явлению
системности или динамической стереотипии
в работе больших полушарий головного
мозга, Павлов пришел к выводу, что
под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся
воздействий в коре больших полушарий
формируется устойчивая система
внутренних процессов. По мнению Павлова,
описанные процессы в больших
полушариях отвечают тому, что мы субъективно
в себе обыкновенно называем чувствами
в общей форме положительных
и отрицательных чувств и в
огромном ряде оттенков и вариаций,
благодаря или комбинированию их,
или различной напряженности. Здесь
чувство трудности и легкости,
бодрости и усталости, удовлетворенности
и огорчения, радости, торжества
и отчаяния.
2. Значение эмоций в жизни человека
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Данный
факт не только убедительно доказывает
врожденный характер основных эмоций
и их экспрессии на лице, но и наличие
генотипически обусловленной
Сравнительно
недавно проведенные
Жизнь
без эмоций так же невозможна, как
и без ощущений. Эмоции, утверждал
знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин,
возникли в процессе эволюции как
средство, при помощи которого живые
существа устанавливают значимость
тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей.
Эмоционально-выразительные
У
высших животных, и особенно у человека,
выразительные движения стали тонко
дифференцированным языком, с помощью
которого живые существа обмениваются
информацией о своих состояниях
и о том, что происходит вокруг.
Это — экспрессивная и
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее.
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».
На
важную мобилизационную, интегративно-защитную
poль эмоций в свое время указывал
П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти
моментальную интеграцию (объединение
в единое целое) всех функций организма,
эмоции сами по себе и в первую очередь
могут быть абсолютным сигналом полезного
ил вредного воздействия на организм,
часто даже раньше, чем определены
локализация воздействий и
Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких- либо факторов.
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания какими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось.
Это
обстоятельство является существенным
для понимания жизненной роли
эмоций. Оно говорит о том, что
наши субъективные переживания не являются
непосредственным, прямым отражением
собственных органических процессов.
С особенностями переживаемых нами
эмоциональных состояний