Роль эмоций в психической организации человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Эмоции- одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь- нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций.[

Содержание

Введение
Что такое эмоции?
Возникновение эмоций
Развитие эмоций
Функции эмоций
экспрессивная
отражательно- оценочная
побуждающая
следообразование
предвосхищающая/ эвристическая
синтезирующая
организующая/ дезорганизационная
направление внимания
стабилизирующая
компенсаторная
переключающая
подкрепляющая
"аварийное" разрешение ситуации
активация и мобилизация организма
Эмоции и компоненты, образующие личность
потребность
мотивация
поведение
деятельность
образ жизни
переживания личности
роль этических чувств
воля
логика
мышление
Физиологическое значение эмоций
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Чужая работа.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

         Взаимодействие всех функций необходимо, т.к. отсутствие какой-либо влияет на развитие личности. В комплексе они взаимосвязаны и отражают эмоции.

       Эмоции  и компоненты, образующие личность.

       Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. "То, что  радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность" (Ф.Крюгер).[3]

       Эмоции  и потребность.

       Эмоции  отражают состояние, процесс и результат  удовлетворения потребности. По эмоциям можно определённо судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

       Эмоции  прежде всего своеобразно обслуживают  ту или иную потребность, побуждая к необходимым для её удовлетворения действиям. Потребность-это закреплённая в нас программа биологической или духовной, социальной жизнедеятельности, которая в случае затруднения в её реализации сигнализируется определённым эмоциональным состоянием- переживанием нуждаемости.[11]

       Связь эмоций с потребностями бесспорна, однако, считать эмоцию функцию одной  лишь потребности вряд ли правомерно. Неудовлетворённая потребность  необходима для положительных эмоций не менее, чем для отрицательных. Потребность- специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире. Отсюда, эмоция- отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности её удовлетворения в данный момент. Эмоции дают возможность выяснить, что и в какой мере представляется наиболее важным для организма, требует первоочерёдного удовлетворения.[23] 
     
     

       Мотивация и эмоции.

       Мотивация- осознаваемый или неосознаваемый психический фактор, побуждающий индивида к совершению определённых действий и определяющий их направленность и цели. [8]

       Основное  биологическое значение эмоционального переживания заключается в том, что по существу только эмоциональное  переживание позволяет человеку быстро оценить своё внутреннее состояние, свою возникшую потребность и быстро построить адекватную форму реагирования: будь то примитивное влечение или сознательная социальная деятельность. Наряду с этим эмоции являются и главным средством оценки удовлетворения потребности. Как правило, эмоции, сопровождающие любое мотивационное возбуждение, относят к эмоциям отрицательного характера. Они субъективно неприятны. Отрицательная эмоция, сопровождающая мотивацию, имеет важное биологическое значение. Она мобилизует усилия человека на удовлетворение возникшей потребности. Эти неприятные эмоциональные переживания усиливаются во всех тех случаях, когда поведение человека во внешней среде  не ведёт к удовлетворению возникшей потребности, т.е. к нахождению соответствующего подкрепления.[3]

       Вместе  с тем удовлетворение потребности, наоборот, всегда связано с положительными эмоциональными переживаниями. Положительная  эмоция фиксируется в памяти и  впоследствии как своеобразное "представление" о будущем возникает всякий раз при возникновении соответствующей мотивации. Итак, эмоции не только заняли в эволюции важные ключевые позиции между потребностью и её удовлетворением, но непосредственно включились в аппарат акцептора результатов действия соответствующей мотивации.  Мотивация- физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к её удовлетворению.[15]

       Эмоции  и поведение.

       Поведение человека в значительной мере зависит  от его эмоций, причём различные  эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические  эмоции, которые повышают активность всех процессов в организме, и  астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворённость (удовольствие), радость, счастье, а астеническими- отрицательные: неудовольствие, горе, печаль. Рассмотрим каждый вид эмоций и их влияние на поведение человека.

       Настроение  создаёт определённый тонус организма, т.е. его общий настрой на деятельность. Производительность и качество труда  человека в хорошем, оптимистическом, настроении всегда выше, чем человека, настроенного пессимистически. С улыбающимся  по-доброму человеком окружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которого недоброе лицо.

       Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма  для решения внезапно возникшей  задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия. В этом состоит основная жизненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном состоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Аффекты часто играют и отрицательную роль, делают поведение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих.

       Ещё более значительна жизненная  роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточно устойчивы  и обладают самостоятельной мотивирующей силой. Чувствами определяется отношение  человека к окружающему миру, они же становятся нравственными регуляторами поступков и взаимоотношений людей. Чувства человека могут быть и неизменными, например чувства зависти, ненависти.

       Страсти и стрессы играют в жизни в  основном отрицательную роль. Сильная  страсть подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья.[17]

       Эмоции  и деятельность.

       Если  всё происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение с его стороны, может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно тесной является действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения- положительного или отрицательного- результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением.

       Это связь взаимная: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно  у человека те или иные чувства,  с другой, - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от неё.  [13]

         Влияние эмоций на деятельность в главных своих чертах подчиняется известному правилу Джеркеса- Додсона, постулирующему оптимальный уровень напряжения для каждого конкретного вида работы. Снижение эмоционального тонуса в результате малой потребности или полноты информированности субъекта ведёт к дремоте, утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедленным реакциям. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, осложняет её тенденцией к преждевременным реакциям, реакциям на посторонние, незначимые сигналы (ложные тревоги), к примитивным действиям типа слепого поиска методом проб и ошибок.[15]

       Эмоции  человека проявляются во всех видах  человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.

       Эмоции  и образ жизни.

       На  уровне исторических форм существования у человека, когда индивид выступает как личность, а не как организм, эмоциональные процессы связаны не только с органическими, но и с духовными потребностями, с тенденциями и установками личности и многообразными формами деятельности. Объективные отношения, в которые вступает человек в процессе удовлетворения своих потребностей, порождают разнообразные чувства. Развивающиеся в процессе трудовой деятельности людей формы сотрудничества порождают многообразные социальные чувства. Человеческие чувства выражают в форме переживания реальные взаимоотношения человека как общественного существа с миром, прежде всего с другими людьми. Таким образом, чувства человека, не отрываясь, конечно, от организма и его психофизических механизмов, далеко выходят за узкие рамки  одних лишь внутриорганических состояний, распространяясь на всю безграничную ширь мира, который человек в своей практической и теоретической деятельности познаёт и изменяет. Каждая новая предметная область, которая создаётся в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, и в новых чувствах устанавливается новое отношение человека к миру. Отношение к природе, к бытию предметов опосредовано социальными отношениями людей. Ими опосредованы и чувства человека. Участие в общественной жизни формирует общественные чувства. Объективные обязательства по отношению к другим людям, превращаясь в обязательства по отношению к самому себе, формируют моральные чувства человека. Существование таких чувств предполагает целый мир человеческих отношений. Чувства человека опосредованы и обусловлены реальными общественными отношениями, в которых включён человек, нравами или обычаями данной общественной среды и её идеологией. Укореняясь в человеке, идеология сказывается и на его чувствах. Процесс формирования чувств человека неразрывен со всем процессом становления его личности.

       Высшие  чувства человека- это определяемые идеальными- интеллектуальными, этическими, эстетическими- мотивами процессы. Чувства  человека- самое яркое выражение "природы, ставшей человеком", и с этим связано то волнующее обаяние, которое исходит от всякого подлинного чувства.[13]

       Эмоции  и переживания  личности.

       Эмоции, чувства человека- это более или  менее сложные образования. В  отличие от восприятий, которые всегда дают образ, отображающий предмет или явление предметного мира, эмоции хотя и чувственны в своей основе, но не наглядны, они выражают не свойства объекта, а состояние субъекта, модификации внутреннего состояния и его отношение к окружающему. Они обычно всплывают в сознании в связи с какими-нибудь образами, которые, будучи как бы насыщены ими, выступают в качестве их носителей. Степень сознательности эмоционального переживания может быть различной, в зависимости от того, в какой мере осознаётся самое отношение, которое в эмоции переживается. Это общеизвестный житейский факт, что можно испытывать, переживать- и очень интенсивно- то или иное чувство, совсем неадекватно осознавая истинную его природу. Это объясняется тем, что осознать своё чувство- значит не просто испытать его как переживание, а и соотнести его с тем предметом или лицом, которое его вызывает и на которое направляется. Каждая сколько-нибудь яркая личность имеет свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств, в которых по преимуществу она воспринимает мир.[13]

       Роль  этических чувств.

         Такие чувства, как любовь к  Родине, чувство долга, ответственности  за порученное дело или за  оказанное доверие, повышают работоспособность,  энергию, делают человека способным преодолеть, казалось бы непреодолимые трудности в обычных условиях. Сложные моральные чувства становятся мотивом   многих волевых действий. Эмоциональные мотивы в деятельности человека связаны с формированием оценочного отношения к целям и задачам этой деятельности, и её результатам, связаны с оценкой их общественного значения. Они развиваются вместе с формированием мировоззрения и моральных черт личности.[16]

       Воля  и эмоции.

       Воля  очень тесно связана с эмоциями, и для её проявления непременно необходимо чувство, "питающее" её. Без соответствующей эмоции волевой акт быстро истощается, перестаёт иметь такое значение для личности, которое оправдало бы волевое усилие. Очень часто в поступках человека трудно отделить эмоции от воли, ибо они порождаются предметами, на которые направлено и волевое усилие.[16]  

       Логика  и эмоции в нашей  жизни.

       Логика  помогает мыслить не только в работе, в научном и каком- либо другом виде творчества. Она является могучим  оружием и в борьбе с внутренними  состояниями человека, с его недостатками, с трудностями жизни.[10]

       Эмоции  и мышление.

       Это как бы два ответвления дерева; эмоции и мышление имеют одни истоки и тесно переплетаются друг с другом в своём функционировании на высших уровнях. Древние эмоции были предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые его функции.[19] Эмоции существенно влияют на мышление. Результат мыслительных операций будет зависеть от знака эмоций 

       Шингаров  указывал на связь эмоций с саморегуляцией. Эмоция- есть форма отражения действительности, сущность которой заключается в саморегуляции функций организма, согласно требований и условий внешнего мира.

       Леонтьев  связывал эмоцию с отношениями, значимостью  и смыслом. " Эмоции- особый класс  психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

       Вальдман  писал о связи эмоций с личностным смыслом, что эмоция- это такая форма психической отражательной функции, где на первый план выступает отношение к окружающей информации, где сигналы информации преобразуются в личностном плане.

       По  мнению Рейковского эмоциональные  процессы приводятся в действие факторами, значимыми для индивида. [17]

         Вальдман в соавторстве с Эвартун  и Козловской указывал на связь  с полезным или вредным для  организма. Эмоции как форма  отражения биологического качества  отражения его полезности или  вредности для организма, входя  в функциональную систему поведенческого роста, способны в значительной мере модулировать его направленность и конечный результат. 

       Таким образом, наши исследования показали, что эмоции играют существенную роль в формировании личности. А человек  как личность в большей или меньшей степени управляет эмоциями. 
     

       Физиологическое значение эмоций.

Информация о работе Роль эмоций в психической организации человека