Роль игры в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Игра относится к основным видам человеческой деятельности, наряду с ученьем и трудом. Она имеет многовековую историю и, появившись еще в жизни древнего человека, до наших дней считается до конца неразгаданной. Элементы игры присутствуют в жизни человека на любом этапе его жизни с раннего детства и до конца дней. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.

Работа содержит 1 файл

тема 8 пункт 1.docx

— 41.23 Кб (Скачать)

     4. Игра как средство  реализации активности  личности 

     В зависимости от реализации активности в том или ином виде деятельности выделяются соответствующие виды активности: преобразовательная, познавательная, коммуникативная и другие. Каждый вид активности, реализуемый в  соответствующей деятельности, также  будет иметь свою специфику. Специфика  активности будет определяться не только предметным содержанием деятельности, но и особенностями личности, ее направленностью.

     Игра  обладает предсказательностью, она  диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра побуждает  его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.

     Активность  представляет собой личностный уровень, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая  ищет, создает или преобразует  условия их удовлетворения в соответствии с позициями личности, ее ценностями и предъявляемыми к ней требованиями. «Активность - это способ выражения  потребностей личности, в котором  уже интегрируются представления  личности о своих способностях и  возможностях.

     Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

     Игра  служит развитием личности по этим причинам:

     1. Выход в другое состояние души. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок  в своей реальной жизни, и  заменяет его добровольной и  радостной мобилизацией духовных  и физических сил. 

     2.   Развитие воображения,  поскольку  оно необходимо для создания  новых миров,  мифов,  ситуаций, правил игры.

     3.  Порядок:  система правил в  игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила  и быть в игре. Это качество  порядок, очень ценно сейчас  в нашем нестабильном, беспорядочном  мире.

     4.  Создает гармонию.  Формирует  стремление к совершенству.  Игра  имеет тенденцию становиться  прекрасной.  Хотя в игре существует  элемент неопределенности,  противоречия  в игре стремятся к разрешению.

     5.   Увлеченность:  в игре нет частичной  выгоды.  Она интенсивно вовлекает  всего человека,  активизирует  его способности. 

     6. Возможность создать и сплотить  коллектив. Привлекательность игры  столь велика и игровой контакт  людей друг с другом столь  полон и глубок,  что игровые  содружества обнаруживают способность  сохраняться и после окончания  игры, вне ее рамок. 

     7.   Понятие о чести.  Она противостоит  корыстным и узкогрупповым интересам.  Для нее не существенно, кто  именно победит, но важно, чтобы  победа была одержана по всем  правилам, и чтобы в борьбе  были проявлены с максимальной  полнотой мужество, ум, честность  и благородство.

     8.  Физическое совершенствование:  поскольку в активных своих  формах она предполагает обучение  и применение в деле игрового  фехтования,  умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.

     9.  Возможность проявить или совершенствовать  свои творческие навыки в создании  необходимой игровой атрибутики.

     10. Возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить  интригу и реализовать ее.

     11.  Развитие остроумия,  поскольку  процесс и пространство игры  обязательно предполагают возникновение  комичных ситуаций.

     12.  Развитие психологической пластичности.  Игра далеко не одно только  состязание,  но и театральное  искусство, способность вживаться  в образ и довести его до  конца. 

     13. Радость общения с единомышленниками.  Воспитательное значение игры  во многом зависит от профессионального  мастерства педагога, от знания  им психологии ребенка, учета  его возрастных и индивидуальных  особенностей, от правильного методического  руководства взаимоотношениями  детей,  от четкой организации  и проведения всевозможных игр.  Таким образом,  каждому учителю  необходимо использовать игры,  потому что игра -  своеобразная  школа чувств ребенка.  Играя,  он ведет себя соответственно,  и проявляет доброту,  внимание,  ласку,  чуткость,  вежливость.  В игре ребенок поставлен перед  необходимостью,  соблюдать правила  игры,  подчиняя свое личное  коллективу.  Игра должна будить  в ребенке добрые чувства и  в этом случае, она оказывает  благотворное влияние. 

 

     

     Задания по формированию практических компетенций

     1. Дать характеристику игр современного взрослого человека. Что заставляет играть взрослого человека? 

     Известно  насколько игра многогранна, она  обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых.

     Развиваются не только детские игры, но и игры взрослых. Некоторые из них, например, шахматы, возникли много веков назад и дожили до наших дней. Другие, в том числе многие спортивные игры, например, футбол и хоккей сформировались лишь в XIX-XX веках. В последнее время широкое распространение получили «военные» игры – пейнтбол, стрейкбол, электронные игры. А так же игры в Интернете, в том числе групповые импровизационно-ролевые. На определенных этапах из игры выделились театр, эстрада, профессиональный спорт и т.д. Игра становится искусством и спортом. Искусство, спорт становятся специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд. Играющим, действующим в игре-искусстве актером или в игре –спорте спортсменом являются лишь немногие люди, среди взрослых только они сохраняют за собой, поднимая ее на новую ступень, ту привилегию, которой в детстве пользуется каждый, –принимать на себя всевозможные доступные воображению роли и воплощать в своей собственной деятельности их многоликую жизнь; остальные участвуют в игре в качестве зрителей, переживая, но не действуя; не действием, а мечтой они входят в ту или иную роль, что тоже требует более или менее высокого уровня развития

     Что же заставляет играть взрослого человека:

     1. На первое место выйдет, конечно  же, необходимость заполнить свободное  время. Ничем не занятое время  - не только богатство человека, оно может быть и его проклятием: каждому известна томительная изматывающая скука, которая может толкнуть человека как на создание, например, изящного менуэта, так и на самый безобразный поступок. Не каждому интересны и доступны интеллектуальные развлечения (филармония, театр, чтение книг, философская беседа). Телевизор в истории человечества появился сравнительно недавно - и только он один, пожалуй, в состоянии соперничать с игрой в благородном деле соперничества со скукой. Игра помогает упорядочить течение времени, структурировать его.

     2. Игра утоляет сенсорный голод  личности, ее необходимость в острых ощущениях. В игре человек становится участником захватывающих событий, исход которых заранее неизвестен - он словно бы помещает себя внутрь приключенческой ленты.

     3. Инстинкт соревновательности, стремление доказать, что ты умнее, достойнее и счастливее своего собеседника - важный побудительный мотив игры.

     4. Желание обогатиться, как основной мотив стремления к игре, большинство игроков отрицают, выдвигая на первый план более благородные мотивы. В самом деле, в таких, требующих немало интеллекта и умения играх, как, например, бильярд или винт, стремление именно к денежному выигрышу просматривается не столь явно, как в азартном фараоне или в любой из лотерей.

     5. Интеллектуальный тренинг, возможность  проявить свои способности - этот мотив в различных анкетах игроки указывают в числе первых. Еще бы! Такая подоплека ежевечернего присутствия за игорным столом позволяет показать себя в самом выгодном свете!

     6. Стремление доказать свое превосходство  над силами случая - один из глубиннейших и древнейших мотивов, побуждающих человека играть. Именно это стремление лежит в основе самых нелепых пари, игр в чет-нечет, простейших азартных игр.

     7. Часто, становясь игроком, человек  из общества ставит перед собой  весьма практическую задачу: вписаться  в определенный круг, обрести  некий устойчивый социальный  статус.

     8. Своеобразный мазохизм, тяга к  страданию — мотив, многими  игроками неосознаваемый. Те же, кто отважился задуматься над  своей судьбой, осознают его  мучительно остро. «Проигрыш —  всякий раз маленькое самоубийство».

     Игра  как другая реальность. Обыденная жизнь с ее повседневными тревогами и проблемами угнетает психику. Человек ищет выхода за ее пределы, стремится к иной, виртуальной реальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Примеры типично мужских игр и игр, в которые играют женщины

     Поговорка о том, что мужчина – это  всего лишь большой ребенок, куда правдивее, чем можно полагать. Если в детстве девочки играют в  куклы, а мальчики – в машинки, то для взрослых женщин такой «игрушкой» становится собственная семья, дети. А вот мужчина, даже став зрелым и  обзаведясь потомством, так и продолжает играть в машинки.   
Если для женщины различного рода хобби являются в некотором роде просто разновидностью деятельности, направленной на обеспечение благополучия семьи и украшение дома – рисование, шитье, садоводство, вязание, составление икебаны, иностранные языки и т.д., то мужчина, выбирая себе хобби, пытается самоутвердиться и расслабиться. Что и говорить, семейных обязанностей у него гораздо меньше, чем у женщины, а значит, приходится искать «игрушку» на стороне.

     Вырастая  и взрослея, мужчины не перестают  играть, только игры становятся более  азартными и дорогими.

     Политика - мужчины делятся на тех, кто в  политику «играет», и тех, кто обсуждает  «игроков». Почти как в футболе. С той лишь разницей, что от удачных  или неудачных действий «игрока» зависит не только счет на табло, но и, например, уровень жизни в стране.

     Футбол - главная мужская игра. В нее  играл каждый мужчина хотя бы раз  в жизни. Со временем интерес к  футболу приобретает зрительский  характер. Но «боление» за футбол требует  не меньше душевных и физических сил, чем игра в него.

       Рыбалка - женщинам трудно понять, зачем мужчины ходят на рыбалку,  если каждый раз возвращаются  без улова. А в лучшем случае  варят уху на месте. Всё дело  в том, что для большинства  мужчин куда важнее сам процесс,  чем итог – рыба. Рыбалка –  это прежде всего общение с  друзьями, с природой, это приятная традиция со своим церемониалом. И уха – обязательный атрибут, пусть даже из пескарей. Конечно, здесь не обходится и без чувства соперничества: поймать щуку на несколько килограммов больше, чем у других, чтобы потом рассказывать друзьям, – исключительное удовольствие.

       Охота – занятие более кровожадное.  В ней, по мнению психологов, мужчины реализуют накопившуюся  агрессию и природные инстинкты.  А для менее жестоких есть  игра – пейнтбол (стрельба шариками  с краской) или фотоохота. 

       Автомобиль – любимое мужское  «домашнее животное». Его холят  и лелеют, разговаривают, как с  живым существом, и спешат уединиться  с ним в минуты грусти. Кроме  того, автомобиль помогает самоутвердиться  и объявить о новом социальном  статусе. На дорогах существует  негласное правило: чем круче  твой автомобиль, тем больше у  тебя привилегий. 

       Компьютер – это бесконечный  кладезь развлечений: музыка, фильмы, игры, Интернет. Компьютер дает мужчинам  шанс побывать в иной реальности, почувствовать себя лихим гонщиком  или спасителем планеты. Многие  используют компьютер, чтобы отдохнуть  от проблем и расслабиться.

       Оружие - коллекция оружия призвана  внушать уважение и трепет  другим «самцам» и вызывать  восхищение у слабой половины  человечества.

Информация о работе Роль игры в жизни человека