Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:31, контрольная работа
Игра относится к основным видам человеческой деятельности, наряду с ученьем и трудом. Она имеет многовековую историю и, появившись еще в жизни древнего человека, до наших дней считается до конца неразгаданной. Элементы игры присутствуют в жизни человека на любом этапе его жизни с раннего детства и до конца дней. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.
1.
Роль игры в
жизни человека
Игра относится к основным видам человеческой деятельности, наряду с ученьем и трудом. Она имеет многовековую историю и, появившись еще в жизни древнего человека, до наших дней считается до конца неразгаданной. Элементы игры присутствуют в жизни человека на любом этапе его жизни с раннего детства и до конца дней. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
Игра является феноменом, присущим всей живой природе, а не только человеку. Как показывают исследования, все высшие животные используют игру как способ общения, время провождения и обучения. У человека игра достигла точки своего наибольшего развития. Человек играет практически всю свою жизнь.
Сущность игры заключается в том, что она не есть обычная, реальная жизнь, а условность, специфически входящая в реальную жизнь. Специфичность ее в том, что игра – это свободное проявление человеческой деятельности: игра не может быть навязана физически или морально. Цели, которые преследует игра, лежат вне непосредственных материальных интересов.
Игра всегда захватывала людей, притягивала. «Весь мир — театр, а люди в нём — актёры» — говорил В.Шекспир. Сегодняшний мир насыщен игрой ещё больше, чем ранее. Игры, конкурсы, розыгрыши, лотереи заполнили программы телевиденья. Азартные игры: игровые автоматы, карты, рулетка дают громадные доходы владельцам игорных заведений. Спортивные игры футбол, хоккей — самые популярное зрелище, а для участников высокооплачиваемая работа. Кино, театр — любимое всеми зрелище, отдых и развлечение.
В широком понимании слова игра охватывает человеческую деятельность во всех её проявлениях. С этих позиций человек «играет» супруга и родителя, ребёнка и няню, начальника и подчинённого. В разных ситуациях он исполняет различные социальные роли. При этом одновременно он может играть роли статуса, поведенческие, демонстрационные, характерные, ситуативные и другие. Все знают, что игры важны для развития детей. Игры учат их координации, взрослым ролям, социальному взаимодействию, и базовым навыкам решения проблем. Однако, многие люди стали жертвой заблуждения о том, что игры полезны исключительно для детей.
Игры полезны независимо от возраста. Голландский историк Johan Huizinga (1872-1945) когда-то назвал игры отличительной особенностью нашего вида. Для него человечество отличается не как Homo Sapiens, «человек разумный», а как Homo ludens, «человек играющий».
Игры
прекрасны для здоровья. Многие игры
включают упражнения, которые обладают
целым рядом положительных
Последнее время получили распространение игры, не несущие в себе признаков настоящей, подлинной игры, о индустриальных странах, например, игра, принимающая форму спортивных состязаний, азартных игр, развлекательных представлений или лотерей, часто становится средством извлечения прибыли, в результате чего образуется разрыв между профессионалам, получающими вознаграждение за участие в игре, и пассивными зрителями, отсчитывающими купюры за полученное удовольствие.
Все эти игры потеряли главную присущую им ценность — бескорыстие, свободу, установление взаимоотношений и снятие эмоционального напряжения. Коммерциализация спорта приводит к тому, что мы уже имеем дело с феноменом, который называется игрой, но не является ей в полном смысле этого слова. Особенно это касается азартных игр, которые в условиях технологического процесса приобрели свою наиболее злокачественную форму.
Игра
не только восполняет потребность в
отдыхе и разрядке, но является и
тренировкой перед серьезным
делом, может быть упражнением для
выработки самообладания. Игра удовлетворяет
потребность что-либо уметь или
совершать, в стремлении к главенству
и лидерству. Игра может быть невинной
компенсацией вредных побуждений, необходимым
восполнением монотонной односторонней
деятельности. Игра может стать удовлетворением
неких, невыполнимых в реальной обстановке,
желаний и тем самым
2.
Важнейшие атрибуты
игры: юмор, смех, пародия,
гипербола, открытость
отношений
Игра как специфическая форма жизни человека имеет свои атрибуты: юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений. Атрибут - (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - это необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Одним из важнейших атрибутов игры является юмор - это выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе. Юмор - предпосылка положительных эмоций, без которых человеческая игра немыслима; основывается на способности воспринимать, выделять и понимать смешное. Функции юмора также заключаются в идентификации - процессе отождествления себя с другим человеком, группой. Эмоциональная солидарность с другими способствует усвоению моделей социального поведения, осуществляемого группой, принятию ее норм и ценностей. Существуют различные формы проявления юмора: смешные анекдоты, веселые картинки, рассказы, стишки, частушки, карикатуры, фото приколы... И у каждой из них есть свои приверженцы. Кто-то просто обожает короткие юмористические рассказы и анекдоты, другим больше нравятся забавные картинки, flash приколы и flash мультики. То есть у каждого человека свое чувство юмора (способность воспринимать, понимать юмор) и свой юмористический вкус. Если, услышав или увидев что-то смешное, человек может улыбнуться, или засмеяться, в таком случае говорят, что у него есть чувство юмора. Чувство юмора зависит от множества факторов, включая географическое положение, культуру, возраст, уровень образования и интеллекта.
Еще одним неотъемлемым признаком игры, связанным с юмором, является смех как реакция человека на смешное. Смех, если рассматривать с точки зрения науки и эволюции, является эмоциональной составляющей стадного инстинкта. По мере роста, развития и формирования общественных связей человека смех приобретает социальную роль, становится одним из средств социального общения. С возрастом наряду с первичными врождёнными стремлениями у человека формируются вторичные стремления и их конкретные проявления - желания. Удовлетворение их также вызывает положительные чувства и внешне проявляется улыбкой и смехом.
Ещё одними из основных атрибутов игры являются пародия и гипербола. Пародия (греч. parodia) - это подражание, неосознанно искажающее образец; смешное, искаженное подобие чего-либо. Пародия- своеобразное воспроизведение чужого стиля, дискредитирует, сатирически и комически разоблачает его. Социальная и художественная значимость пародии определяется меткостью выбора самых уязвимых и типичных черт враждебного стиля, уменьем раскрыть его классовую сущность и ясно противопоставить ему свою стилевую систему.
Гипербола - (из др.-греч. «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности. Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими, свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъема, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией.
Игра
человека также характеризуется
непременной открытостью
3.
Игра как педагогическое
явление
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
Игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, моделирующих профессиональные проблемы и задачи, осуществляют роли и функции, адекватные социальному контексту будущей профессии. Через участие в игре студенты приобретают опыт разрешения профессиональных, социальных, личностных задач, который и выступает основой развития у них социально-профессиональной компетентности.
Особую роль в современном становлении игрового обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, опиравшегося в первую очередь на использование деловых игр, которые послужили основой развития большой группы методов обучения, получивших название методов активного обучения.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями.
В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко).
Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Ф. Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.
С психолого-педагогической точки зрения, игра - мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации и так далее. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире.
Проблемы
педагогической организации игровой
деятельности учащихся заключаются
в осознании первоочередности гуманистических
целей обучения по отношению к
прагматическим. Необходимость развития
в процессе обучения смысловых, эмоциональных
и когнитивных аспектов личности
требует пересмотра традиционных принципов
построения системы обучения и увеличения
доли развивающих педагогических технологий.
К числу развивающих