Роль и функции в поведении и деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:47, реферат

Описание работы

Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Содержание

Введение 3
1. Что такое эмоции 4
1.1 Теории эмоций 4
2 Виды эмоций 7
2.1 Положительные эмоциональные состояния 7
2.2 Отрицательные эмоциональные состояния 8
3 Проявление и распознавание эмоций 16
4 Роль и функции в поведении и деятельности человека 18
4.1 Функции и роль эмоций 18
4.2 «Положительные» и «отрицательные» эмоции 18
4.3 Роли эмоций 19
4.4 Функции эмоций 23
5 Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Эмоции.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

В основе стыда лежит осуждение, идущее извне, причем оно может быть как реальным, так и воображаемым.

В противоположность стыду, вина не зависит от реального или предполагаемого отношения окружающих к проступку. Переживание вины вызывается самоосуждением.

 

 

Смятение

Тревога может выражаться в смятении, в панической растерянности. Вспомним, в каком смятении оказалась Татьяна при появлении Онегина на балу в ее доме:

И утренней луны бледней

И трепетней гонимой лани,

Она темнеющих очей

Не подымает: пышет бурно

В ней страстный жар; ей душно, дурно;

Она-приветствий двух друзей

Не слышит, слезы из очей

Хотят уж капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть;

Но воля и рассудка власть

Превозмогли. Она два слова

Сквозь зубы молвила тишком

И усидела за столом.1

 

Презрение

Презрение - это социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный поступок. Спецификой этой эмоции является то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает бесследно по окончании ситуации, ее спровоцировавшей, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т. е. в чувство.

Эта чисто человеческая эмоция появилась как механизм уменьшения опасностей, грозивших человеку (презрение опасности), что делало его более решительным и смелым. Эта функция презрения не потеряла своего значения и в наше время. Возможно, что презрение явилось способом укрепления социальных норм общежития через выражение своего крайне пренебрежительного отношения к членам коллектива, нарушавшим эти нормы, что делало их моральными изгоями общества. Презрение может служить средством группового давления на отдельных людей.

 

Отвращение

Выражение "отвращение" в его первом простейшем смысле относится к еде и обозначает нечто отвратительное на вкус ("отворачивание" - отрицательная реакция на пищу).

 

Страх

В большинстве случаев страх возникает на основании жизненного опыта. Маленький ребенок не боится высоты и, смело перегнувшись вниз, выпадает из окна, если он не испытывал падения и т.п. до этого. Лишь испытав боль при разных условиях, он начинает бояться того, что может причинить боль.

То, что называют "чувством самосохранения" лишь частично является врожденным, главным же образом оно развивается в течении жизни на основании пережитой боли.

В реакциях страха очевидно участие адреналина. Он придает силу моторным реакциям, он же, можно думать, участвует в рефлексе иммобилизации ("рефлекс мнимой смерти"). Возможно, что в одном количестве адреналин является источником силы, в другом способствует окоченению мышц.

Различные градации страха у человека выражаются по-разному: ужасом, паникой, боязнью, тревожностью, боязливым ожиданием, запуганостью, забитостью, связанными со страхом чувствами покорности и преданности. У человека при сильном испуге или ужасе наблюдаются: оцепенение, паническое желание убежать, диффузное беспорядочное мышечное возбуждение. Оцепенение, наступающее при испуге, как правило, быстро проходит и может смениться двигательным возбуждением. Например, гонимый страхом человек может совершить такой прыжок через преграду, поднять такую тяжесть, стать вдруг способным на такое напряжение, какое в обычном состоянии немыслимо.

Страх если он не достигает силы, тормозящей психику, может полностью поставить мышление себе на службу. Мысль прикована к одной цели: найти выход из устрашающего положения. Страх может испытываться и в столь слабой степени, что человек выполняет свою обычную работу, совершает обычный ход ассоциаций, а страх кроется где-то на заднем плане, на задворках сознания.

Страх - пассивно оборонительная реакция. Он указывает на опасность чего-то от кого-то более сильного, на опасность, которую нужно избежать, от которой надо устраниться. Если угроза исходит от более слабого, то это вызовет активно-оборонительную реакцию - гнев. Все зависит от соотношения сил. Понятно, что у людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные трудности, больше поводов для реакции страха.

 

Боль

Действие боли на психику сходно с действием влечений. Если возникает доминанта, подавляющая все другие возбуждения, то стремление освободиться от боли делается сильнее всех влечений. Боль, получив доминантный характер, принудительно определяет поведение человека.

Относительно выразительных движений при боли нет, но те которые существуют меняются в зависимости от ее силы. Дети, например, даже при слабой боли испускают сильные продолжительные крики, закрывают глаза, открывают рот и судорожно дышат. У взрослых реакция наступает при более сильной боли. При мучительной боли люди мечутся в страшных судорогах, крепко сжимают рот, стискивают зубы, издают пронзительные крики и стоны, скрежещут зубами. Если боль мучительна и долговременна, то появляется бледность, бросает в дрожь, силы приходят в упадок; возможны обморочные состояния и бред.

 


3.     Проявление и распознавание эмоций

 

Эмоции имеют важнейшее значение для живых существ, так как служат средством мобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные и неожиданные ситуации.

Легко заметить, чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем больше стереотипные эмоциональные реакции, свойственные низшим животным, уступают место сложным и разнообразным формам поведения. Так, у приматов, и особенно у людей, эмоциональные проявления принимают бесчисленное множество оттенков; при этом разнообразие их увеличивается с возрастом и с обогащением жизненного опыта.

Кроме этого эмоциональная реакция зависит от умственного развития. В самом деле, очевидно, что чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может понять причину несоответствия между тем, с чем столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому уменьшить свою эмоциональную реакцию. Однако этот контроль, зависящий от умственного развития и позволяющий влиять на проявление собственных эмоций, не всегда бывает постоянным. Лишь немногие способны при любых обстоятельствах сохранять невозмутимое спокойствие. Чаще всего их поведение связано с социальным контекстом, в котором возникает данная ситуация. Человек может вести себя чрезвычайно деликатно в одной обстановке и, напротив, постоянно "срываться" в другой.

Эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности, одновременно и оказывая на нее свое влияние. Эмоциональное состояние может зависеть и от поступка, от самочувствия, музыкального произведения, просмотренного фильма, спектакля и т.п. А самочувствие человека, в свою очередь, зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым.

У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в - ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретают сложно обусловленный характер, образуют многообразные виды: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и т.п.) являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм. Это относится также к эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека – представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль.

 

Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем то и другое связано еще и с физиологической активацией.

 

Внутренние переживания субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними - это спросить у субъекта, что он испытывает. Однако трудно передать словами то, что действительно чувствуешь.

 

Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц, движениями языка, восклицаниями и звуками.Поэтому поведение на первый взгляд могло бы восприниматься как объективный факт. Но и этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах слезы, нам бывает трудно понять, если мы не знаем их причину,- от радости они, от огорчения или от негодования.

 

К тому же выражение эмоции очень часто бывает связано с культурой, к которой принадлежит человек: например, насупленные брови или улыбка не обязательно воспринимаются однозначно на Востоке и на Западе.

 

Что касается физиологической активации, то только благодаря ей и тем резким изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию. Эту активацию можно измерять объективно при помощи полиграфа. Однако наши приборы еще слишком несовершенны, чтобы выявлять значения тонких изменений в различных проявлениях активации, таких, например, как потоотделение или учащенный ритм сердца.

Одни и те же проявления активации часто бывают симптомами совершенно разных чувств. Поэтому они мало пригодны для распознавания какой-то одной определенной эмоции. Именно в этом состоит одна из причин, по которым "детектор лжи" может использоваться лишь с большой осторожностью.

 


4.     Роль и функции в поведении и деятельности человека

 

4.1.           Функции и роль эмоций.

 

Говоря о том, для чего человеку и животным нужны эмоции, следует, различать их функции и роль. Функция эмоций - это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль - это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования).

Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме, связанными не с качеством регулирования (эмоциональным), а с его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция. Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.

 

4.2.           «Положительные» и «отрицательные» эмоции

 

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму (в том числе и положительные аффекты). Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д.

О полезности «отрицательных» эмоций умеренной интенсивности свидетельствуют опыты на крысах: из трех групп подопытных крыс дольше всего жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздействиям средней силы - пугали, брали в руки и т. д.

«Отрицательные эмоции, - пишет П.В. Симонов, - как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение.

Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни».

 

4.3.           Роли эмоций

 

Различают следующие роли эмоций:

 

Отражательно-оценочная роль эмоций:

Отражательная функция эмоций признается не всеми учеными. В. К. Вилюнас считает, что «эмоции выполняют функцию не отражения объективных явлений, а выражения субъективных к ним отношений». И он, пожалуй, прав. Для отражения реальности у животных и человека имеются анализаторы и мышление. Они выполняют роль зеркала, которое отражает то, что есть. Нравится человеку то, что он видит в зеркале или нет - это не зависит от зеркала, оно не дает оценку отражаемому. Оценка (отношение) зависит от субъективного восприятия видимого, которое сопоставляется с эталонами, желаниями, вкусами человека.

Информация о работе Роль и функции в поведении и деятельности человека