Роль богословской интерпретации природы психического (души) в эпоху средневековья для изучения психических явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Психология в средние века на территории Западной Европы приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати.

Содержание

Общая характеристика развития интерпретации природы
психического эпоху средневековья …………………………………… 3
2. Три этапа развития религиозной мысли
2.1 Апологетика……………………………………………..4
2.2 Патристика………………………………………………6
2.3 Схоластика………………………………………………9
3. Развитие психологических знаний в эпоху средневековья………….14
4. Список литературы……………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

работа по истории психологии Ревуцкой Ю.Е. 2 курс.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

В период схоластики происходит  систематическая разработка христианской философии. В самой схоластике различаются три периода:

1. ранняя схоластика - XII в.,

2. период расцвета- XIII в.

3 . поздняя схоластика- XIV-XV вв.

В первые два  периода схоластики происходит основательный переворот в христианском восприятии языческой философии. Огромное наследие Аристотеля приходит на христианский Запад в латинских переводах

с арабского  и греческого языков. Сопровождают их греческие и арабские комментарии. Поэтому историкам  философии приходиться заниматься исследованием   мощного потока арабской и еврейской философии, который

в период от XII в. имел огромное влияние на христианский Запад.

Всякое развитие мысли и философии в средние века  происходит в религиозно-теологических рамках. В этом развитии отражены внутренние сложности и противоречивость социального и духовного процессов.

Политическое  развитие представлено неустанно соперничавшими

и сталкивавшимися лагерями: церковными властями,  светской или государственной властью, классом феодалов и восходящим классом буржуазии. Каждый из них был готов с изменением ситуации вступить в союз с кем угодно против кого угодно. Становление, решение и развитие философских вопросов, которые всегда концентрировались в проблемах отношений веры и разума, теологии и философии,  происходили в конкретных исторических связях и зависимостях от этих столкновений и борьбы. Психология начинает стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Необходимость психологии выделиться из богословия в ХII-ХIII вв. привела к возникновению направления, получившего название деизм, которое утверждало, что существуют две души – духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, у психологии появился предмет для научного изучения. Эту теорию двух истин разработал Ибн Сина более известный в Европе как Авиценна   Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно эту вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах, в том числе и в человеке, и они являются предметом исследования разных наук. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, а медицина и психология изучают конкретное, единичное. Ибн Сина полагал, что психические явления зависят от физиологических, и изучал чувствительность организма, его способность реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональные состояния. Познание функций души было направлено на познание материального, органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств.

Ибн Сина был одним  из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение придавалось развитию теории воспитания, определяющего воздействие психического состояния организма на его структуру. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Идею о взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и её способность (при психических травмах, деятельности воображения) влиять на них - он разрабатывал, исходя из своего обширного медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных состояний.      

Ибн Сина разработал также свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи)4

    Другой арабский мыслитель Ибн Рушд известный нам как Аверроэс доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Но универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела, и это свидетельствует о богоподобии человека. Т.о., душа смертна, разум бессмертен. Это разделение души и разума стало одним из важнейших положений теории

         Фома Аквинский в XIII в., стараясь примирить науку и веру, писал о том, что они имеют, действительно, две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить. Фома отстаивал одну истину – религиозную, "нисходящую свыше". Он считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство.

Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский расположил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, установлены грани между всем сущим и однозначно определено, чему где надлежит быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них – способности и их продукты (ощущение, представление, понятие). Работу души Фома Аквинский представил в виде следующей схемы: сначала она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа "возвращается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых  в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий. Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в тот период.

Реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов.

Номиналисты (Росцелин, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым  для удобства общения фиксируют  группу сходных предметов.

П.Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т. е. слово – это не только звук, но и значение, которое, оставаясь  в названиях, передается людям. При  этом он одним из первых отстаивал  верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить.

       В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение арабским психологом и

врачом Ибн Синой  взаимосвязи психических и соматических болезней. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые  вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Развитие психологических знаний  в эпоху средневековья

 

В период средневековья  христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, утверждало, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

         В церковной психологии проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. В сознание людей вселяли идею безграничности жизни и бессмертии души, возможность повторения, пусть и не полного, жизненного пути давала надежду на исправление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней, выпавших в земной жизни на долю человека. Это помогало легче воспринимать трудности, опасности, смерти близких, повышало психологическую устойчивость многих людей. Однако в трудные для человека моменты (войны, эпидемии и т.д.), случавшихся достаточно часто, особенно на протяжении VI-X вв., этих естественных peгyляторов психологической стабильности оказывалось не достаточно. Поэтому появилась необходимо разработать способы эмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы были найдены в самой церковной культуре. Прежде всего, это были обряды исповеди и покаяния; они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности прощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своих грехов, и предотвращалось снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние. На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовались многими священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно может им помочь, становилась мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного.

В период Средневековья  продолжалось и развитие ораторского  искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение  их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.

К XIV-XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, в которой на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности, а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.
  2. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан Избранные сочинения : «О плоти Христа»  М.: "Прогресс", 1994.  Пер. Н.Шабурова и А.Столярова.
  3. Псядло Э.М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии. – Одессе: Наука и техника, 2007
  4. Творения блаженного Августина Епископа Иппонийского. Киев, 1901-1915.
  5. Августин Аврелий. Исповедь блаженного Августина Епископа Иппонийского. Вст. ст. А.А. Столярова. М., 1991.
  6. К.В. Карпишева Философия истории Аврелия Августина, М, Наука и    техника, 1998 г.

     7.   Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности:  чебник   для студентов психологических факультетов университетов – М.: Педагогическое общество России 1999.

  8. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия",2001;

 

 

 

 

 

 

1 Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.

2Квинт Септимий Флорент Тертуллиан Избранные сочинения : «О плоти Христа»  М.: "Прогресс", 1994. Пер. Н.Шабурова и А.Столярова.

3 Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.

4   Псядло Э.М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии. – Одессе: Наука и техника, 2007




Информация о работе Роль богословской интерпретации природы психического (души) в эпоху средневековья для изучения психических явлений