Роль богословской интерпретации природы психического (души) в эпоху средневековья для изучения психических явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Психология в средние века на территории Западной Европы приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати.

Содержание

Общая характеристика развития интерпретации природы
психического эпоху средневековья …………………………………… 3
2. Три этапа развития религиозной мысли
2.1 Апологетика……………………………………………..4
2.2 Патристика………………………………………………6
2.3 Схоластика………………………………………………9
3. Развитие психологических знаний в эпоху средневековья………….14
4. Список литературы……………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

работа по истории психологии Ревуцкой Ю.Е. 2 курс.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 Самарский филиал

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема работы

«Роль богословской интерпретации природы психического (души) в эпоху средневековья для изучения психических явлений»

 

 

 

 

              Выполнила: Ревуцкая Ю.Е.

     студентка 2 курса

                                                                        психолого- педагогического факультета

      Проверил: Степанов А. Б.,

                                                         кандидат психологических наук,

                                                                 доцент кафедры общей и социальной

                                                            психологии СФ ГОУ ВПО МГПУ.

 

 

 

Самара, 2012

 

 

 

Содержание

 

 

1. Общая характеристика развития интерпретации природы

    психического  эпоху средневековья …………………………………… 3

2.  Три этапа развития религиозной мысли

2.1 Апологетика……………………………………………..4

2.2 Патристика………………………………………………6

2.3 Схоластика………………………………………………9

3. Развитие психологических знаний  в эпоху средневековья………….14

4. Список литературы……………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика развития  интерпретации природы психического в эпоху средневековья

 

 В период средневековья длившееся почти 10 веков усиливается  церковное влияние на все стороны жизни. Победившее христианство, ставшее в Европе господствующей идеологией феодального общества, культивировало ненависть ко всякому знанию, внушала непогрешимость церковных догматов. Оно стремилось доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним.  Нетерпимость к греческой мифологии и язычеству привела к тому, что в IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрылась Афинская школа. Церковь взяла на себя  оценку истины «Авторитет Священного писания выше всех способностей человеческого разума», - говорил Августин Блаженный.

Психология  в средние века  на территории Западной Европы приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось.  Изучение  душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека  понемногу возвышается до  царства благодати.

Но в, то, же время накопление знаний о природе происходило в недрах арабо-язычной культуры, ориентированной на сближение философского мышления с эмпирическим опытом.

В VII веке на фундаменте ислама произошло  объединение арабских племён. Вскоре арабами были покорены народы Востока, обладавшие знаниями древних культур (эллины, народы Индии и др.). Возникло арабо-язычное государство Халифат. Сочинения Платона и Аристотеля сжигались в Европе, но на Востоке переводились на арабский язык, переписывались и распространялись - от Пиренейского полуострова до Средней Азии. Появлялся мощный культурно-научный строй, в котором проявились крупнейшие умы. Среди них особо следует выделить среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна. Историческая заслуга арабоязычной культуры состоит в том, что она вернула народам Европы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм 18 века.

 

2.  Три этапа развития религиозной мысли

 

В хаосе переплетений различных учений и взглядов выступают

три основные тенденции. С одной стороны, полностью отвергаются  античная

образованность  и философия и все истинное и доброе исходит лишь из

божественного откровения; с другой стороны, античная философия принимается положительно как инструмент познания бога

(например, гностики). Где-то посредине этих крайних  воззрений находятся 

сторонники  гармонического сотрудничества между "божественной" и 

"философской"  мудростью при признании первенства  божественного принципа (апологеты, александрийская школа, Августин и Псевдо- Дионисий).

 

В развитии религиозной мысли выделяют:

1.- этап апологетики (2-4 вв.),

2. -этап патристики (4-8 вв.),

3. - этап схоластики (11-14 вв.)

 

2.1 Апологетика

Апологетика – предвзятая защита, восхваление чего-либо, раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных представлений.1

На этапе  апологетики церковь сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.

Одним из первых апологетов был Юстин Мартир (мученик), так называемый

Христос в философской  ризе , который отстаивал истинность

провозглашенного  учения и почитал философию (платонизм), ибо направлена она ко Христу. И христианство, и философия ведут, таким образом, к богу.

Но наиболее ярко эту позицию выразил Квинт Тертуллиан в приписываемом ему знаменитом парадоксе « Credo qiua absurdum » (верую, ибо это абсурдно), считавший, что христианству не нужно никакого философского обоснования: «После Христа не нужна никакая любознательность, после Евангелия не нужно никакого исследования… Сын божий был распят; не стыдимся этого, хотя это и постыдно; сын божий умер, - вполне верим этому, потому что это нелепо… И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно»2

Тертуллиан хотел тем самым  подчеркнуть, что сила истинной веры обратно пропорциональна разумным доводам человеческого рассудка.

Он известен как латиноязычный  апологет, который поначалу получил прекрасное античное образование в городе Карфагене, занимался адвокатской практикой в Риме и в это время был язычником. Впоследствии он принял христианство и стал священником.

Тертуллиан  нападает на языческую философскую мудрость, утверждая, что не только античный разум, но и вся античная культура извращает человеческую жизнь, подчиняя ее ложным целям и ценностям. Тертуллиан — противник изощренной философии, изнеженного искусства и развратных культов, существующих в языческом Риме. Вступив на этот путь, язычники, по мнению Тертуллиана, отказались от естественного образа жизни, подавили естественные человеческие стремления, а среди них и веру в Бога в ее чистом и неискаженном разумом виде. Если неискушенная душа приемлет христианскую веру сразу и безо всяких доказательств, то человеку, развращенному культурой, необходимо пройти путь опрощения и аскетизма. Естественным состоянием человека Тертуллиан считает здравый смысл, искренние желания и чистую, искреннюю веру. Все это можно обнаружить в глубинах души, освобождаясь от культуры как тяжелой болезни. Такого рода самопознание, согласно Тертуллиану, есть путь к истинной вере, который прошел он сам, будучи поначалу язычником.

 

2.2   Патристика

 

        В V-VI вв., после упрочения господства христианской церкви, во избежание ее раскола появилась необходимость внести дополнения или трансформировать некоторые положения христианства.

Этот этап называют патристикой,  т. е. учением отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. Его условно можно разделить на два этапа. На первом были заложены основы христианских догматов с образованием единой и сильной церкви. Для второго характерна разработка догматики и философии, в частности в творчестве Августина.

"Ты нас  создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением начинаются "Исповеди" Аврелия Августина, в тридцати книгах в которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор, пока не обрел внутренний покой - покой души - в христианстве.

           В своих произведениях Августин подверг осуждению ошибочные учения, которым сам длительное время следовал. Помимо "Исповеди" к его главным трактатам относятся: "О троице" ("De trinitate"), где систематизированы теологические воззрения, и "О граде божьем" ("De civitate Dei"). Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его историко-философские взгляды.

Философия Августина возникла как симбиоз христианских и древних доктрин. Из древних античных философских доктрин главным источником для него был платонизм, который он знал по преимуществу в изложении неоплатоников.          

 Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным наукам.

Христианской  основе своей философии Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как метафизический, так и гносеологический и этический характер.

        Душу, Августин понимает чисто спиритуалистиески, рассуждая в духе идей Платона. Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличатся совершенством. Такое понимание существовало и в греческой философии, но у Августина впервые было сказано, что это совершенство происходит от бога, что душа близка богу и бессмертна. Душу, мы знаем лучше, чем тело, знание о душе является определенным, о теле же наоборот. Более того, душа, а не тело познает бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения. Августин выделял семь степеней души:

1 – общая у человека с растениями, ответственна за питание, рост  и размножение

2 – общая с животными, ощущает и видит сны

3 – присущи память и речь

4 – характерно стремление к  добру, прислушиванию к совету  мудрых

5 – характеризует очищенную  душу, свободную от страха смерти

6 – характерно стремление к  Богу, что тождественно созерцанию  истины

7 – поглощена Богом, т.е. полным созерцанием истины

Человек, достигающий  последней степени, должен отрешиться от всех земных забот и быть поглощенным  только созерцанием истины.

 Августин говорил, что основой духовной жизни является воля, но не разум. Это утверждение основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, а действия, активная воля. Учение Августина о первенстве воли отличается от древнегреческого рационализма. Иррационалистическое понимание человеческого духа приходит к тому, что сущностью духа является свободная воля.

Сознание человека, его душа являются устойчивым пунктом  в постоянно

меняющемся, неспокойном мире. Когда человек погрузится в познание своей души, он найдет там содержание, которое не зависит от окружающего мира. Это лишь видимость, что люди черпают свои знания из окружающего мира, в

действительности  они находят их в глубинах собственного духа. Сущность

теории познания Августина - априорность; творцом всех идей и  понятий 

является бог. Человеческое познание о вечных и неизменных идеях  убеждает

человека, что  их источником может быть лишь абсолют - вечный и надвременный, бестелесный  бог. Человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи. Истина о боге познается не разумом, а верой. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания. При этом он стремился не возвысить разум, но лишь его дополнить. Вера и разум взаимно дополняют друг друга: "Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь". Философия Августина отвергает концепцию автономного положения науки, где разум является единственным средством и мерой истины. Это понимание соответствует духу христианства, и на этой основе могла строиться последующая фаза - схоластика. Характерной чертой понимания Августином процесса познания является христианский мистицизм. Главным предметом философского исследования были бог и человеческая душа. Преобладание в сфере познания иррационально-волевых факторов над рационально-логическими выражает одновременно и Августиново первенство веры над разумом. Не самостоятельность человеческого разума, а откровения религиозных догматов являются авторитетом. Вера в бога - исходное человеческого познания. Тезис о первенстве веры над разумом не был новым в христианской философии. В отличие от предшествующих "отцов церкви", которые видели источник веры лишь в Библии, Августин провозгласил наивысшим авторитетным источником веры церковь как единственную непогрешимую, последнюю инстанцию всякой истины.

Это воззрение  соответствовало тогдашней ситуации. Церковь в западной части Римской империи становилась идеологически и организационно сильным централизованным институтом.

 

2.3  Схоластика

 

В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась  к рациональному обоснованию  христианского вероучения. Накопление знаний о природе происходило  в недрах арабо-язычной культуры, ориентированной на сближение философского мышления с эмпирическим опытом.

Схоластика  – религиозно-идеалистическая (школьная) философия, основанная на церковных догматах; бесплодное умствование3

Информация о работе Роль богословской интерпретации природы психического (души) в эпоху средневековья для изучения психических явлений