Ринолалия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Основное назначение человеческой речи – служить средством общения между людьми. Когда нам приходится сталкиваться с людьми, страдающими какими-либо нарушениями речи, мы осознаем, как же им приходится трудно в жизни. Многие из них не могут выбрать себе профессию по душе, не могут устроить нормально свою личную жизнь, для многих крайне проблематичен простой поход в магазин или разговор по телефону. Кроме того, наличие у ребенка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всем его психическом развитии. Ведь любой малыш очень многое узнает об окружающем мире благодаря общению со взрослыми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Определение ринолалии…………………………………………………..5
Нарушения голоса при ринолалии……………………………………….6
Влияние врожденных расщелин неба на физическое развитие ребенка……………………………………………………………………..9
Развитие речи у ребенка с ринолалией…………………………………..12
Влияние врожденных расщелин неба на психическое развитие………16

Заключение………………………………………………………………..17

Список используемой литературы………………………………………18

Работа содержит 1 файл

РИНОЛАЛИЯ КОНТР.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 Наряду с  движениями крыльев носа, у некоторых больных при разговоре сокращаются лобные мышцы, мышцы, сморщивающие брови. По меткому выражению Дорреиса – это больные, «разговаривающие лицом». Все это создает впечатление, что среди носителей расщелин много умственно отсталых людей. В действительности умственная отсталость носителей расщелин часто является только кажущейся [Дубов М.Д.].

 Таким образом, дефекты небного свода при  ринолалии обусловливают неправильную мышечную взаимосвязанность мышц всего артикуляционного аппарата. Даже если мышцы речевого аппарата у ринолаликов анатомически сохранны и все движения их возможны, они отличаются некоторой вялостью, заторможенностью, неловкостью. Эти же качества характеризуют и артикуляцию ринолалика.

 Часто при  ринолалии отмечается снижение слуха. Это связано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, вызывает воспалительные процессы слухового  тракта. Снижение слуха может быть разной степени: от крайне незначительного  до тяжелой тугоухости и глухоты (Л. Я. Дербанюк, 1966; В. В. Мессина, 1971; В. С. Дмитриев и Р. Л. Ландо, 1969 и др.).

 Наблюдается также снижение функционального  речевого слуха (М. П. Барчуков, 1968), при  котором больные не замечают собственных  дефектов речи [Ипполитова А.Г.]. В. И. Каретникова в статье «Исправление речи при расщелинах нёба специальным обучением» пишет: «А. Лимберг отмечает, что дети прекрасно замечают гнусавый оттенок других, свой же во время разговора остается незаметным, но они приходят в ужас услышав записанную их речь»[Сереброва Н.И.]

Таким образом, при врожденных расщелинах неба и  губы в большей или меньшей  степени нарушаются питание ребенка, его физиологическое и речевое дыхание, изменяется характер работы лицевой мускулатуры (может возникнуть снижение слуха), стабилизируется неправильное положение языка в полости рта. Естественно, что все это оказывает влияние формирование речи ребенка. 
 

4.Развитие речи у ребенка с ринолалией. 

 При ринолалии  речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности.

 Импрессивная  речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые  качественные изменения.

 В первую очередь  следует отметить крайнюю невнятность  речи больных. Появляющиеся у них слова и фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Вследствие дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) и при излишней активизации лицевых мышц.

 Эти изменения  положения кончика языка относительно постоянны и соотносятся с артикуляцией определенных звуков. Произношение некоторых согласных звуков представляет для больных особую трудность. Так, они не могут осуществить необходимой преграды у верхних зубов и альвеол для произнесения звуков верхней позиции: л, т, д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних резцов для произнесения звуков с, з, ц с одновременным ротовым выдохом; поэтому свистящие и шипящие звуки у ринолаликов приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г либо отсутствуют, либо замещаются характерным взрывом, производимым при соединении несращенных частиц увули или стенок глотки [Ипполитова А.Г.].

 Утечка воздуха в нос значительно затрудняет образование во рту направленной воздушной струи, необходимой для согласных. Даже если эта струя имеется, она настолько слаба, что не может создать полноценной фонемы. Глухие согласные в таких случаях остаются беззвучными, а звонкие приобретают одинаковое вокализованное звучание без индивидуальной акустической окраски.

 Чаще всего  направленная воздушная струя вообще отсутствует, и дети заменяют ее усиленным  выдохом из глотки. Смычки и щели они образуют корнем оттянутого языка и задней стенки глотки на пути воздушного потока, вышедшего непосредственно из гортани. Такой способ артикуляции называется глоточным или фарингеальным. При ринолалии им произносятся почти все взрывные и фрикативные глухие согласные фонемы.

 Для образования звонких согласных фонем прибегают к другому компенсаторному акту, при котором щели и смычки опускаются на уровень гортани. Этот способ звукообразования называют гортанным или ларингеальным.

 Деформации  зубо-челюстной области, укорочение подъязычной связки и рубцовые деформации губ также стимулируют развитие патологического звукопроизношения. Открытый прикус, прогения, прогнатия, дефекты альвеолярного отростка мешают контактам губ, губ и зубов, языка и зубов и не позволяют правильно артикулировать губно-губные, губно-зубные и призубные согласные. Двусторонние расщелины альвеолярного отростка, при которых передний отдел его принимает горизонтальное положение, не дают сомкнуть и губы, и зубы и полностью исключают возможность артикуляции двугубных и переднеязычных фонем. Короткая подъязычная связка препятствует подниманию языка для верхних артикуляций, а массивные рубцы после хейлопластики затрудняют произнесение двугубных согласных. Среднеязычно-нёбные и заднеязычно-нёбные звуки не могут артикулироваться из-за отсутствия одной из составляющих смычки — нёба.

 Акустическая  характеристика гласных искажается при ринолалии за счет носового резонанса, который усиливается вследствие изменения формы резонаторов  и подъема спинки языка. Выраженность носового оттенка каждой гласной связана с плотностью нёбно-глоточного смыкания, степенью сужения губ и изменением формы глотки. Наименьший объем глотки наблюдается при артикуляции фонемы а, а наибольший — при и, у. Расширение глотки при отсутствии, укорочении или ограничении подвижности нёбной занавески приводит к увеличению просвета между краем мягкого нёба и задней стенкой глотки. Клинически это выражается увеличением носового оттенка при ринофонии от а к у в последовательности а о э и у.

 Артикуляция и акустические качества согласных фонем при ринолалии характеризуются наиболее выраженными отклонениями. В потоке речи дети пропускают звуки, замещают их другими или образуют дефектным способом. Наиболее характерны при этом замены взрывных и фрикативных глоточными (фарингеальными) и гортанными (ларингеальными). [Ермакова И.И.].

 Иногда артикулемы в речи ринолалика очень близки к  норме, а их произношение, несмотря на это, на слух воспринимался как  дефектное (храпящее), так как речевое  дыхание нарушено, и, кроме того, возникает излишнее напряжение лицевых мышц, что в свою очередь влияет на артикуляцию и звуковой эффект.

 Таким образом, в структуре речевой деятельности при ринолалии дефект фонетико-фонематического  строя речи является ведущим звеном нарушения, причем первичным, является нарушение фонетического оформления речи. Этот первичный дефект накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строя речи, но глубокие качественные изменения его встречаются обычно лишь при сочетании ринолалии с другими речевыми нарушениями.

 В литературе имеются указания на своеобразие  формирования письменной речи при ринолалии. Мы не останавливаемся отдельно на анализе причин дефектности письма при ринолалии, однако укажем, что  предлагаемая методика работы предупреждает  нарушения письма и исключает их в случаях ранней логопедической помощи (до школьного обучения).

 Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма. Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом. Связь нарушений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к моменту обучения ребенок с ринолалией овладел внятной речью, умеет четко произносить большинство звуков родного языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно. Однако, как только возникают у ребенка с ринолалией дополнительные препятствия для нормального речевого развития, проявляются специфические на рушения письма. Позднее начало речи, длительное отсутствие логопедической помощи, без которой ребенок продолжает произносить малопонятные искаженные слова, отсутствие речевой практики, в ряде случаев сниженная психическая активность влияют на всю его речевую деятельность [Ипполитова А.Г.].

5.Влияние врожденных расщелин неба на психическое развитие. 

 Неполноценность речи при ринолалии сказывается  на формировании всех психических функций  больного и в первую очередь —  на становлении личности.

 Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятными для ринолалика условиями жизни в коллективе.

 Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет положение больных в коллективе. Часто их общение с коллективом  односторонне, а результат общения  травмирует детей. У них развивается  замкнутость, застенчивость, раздражительность. Деятельность их находится в более благоприятном состоянии, так как эти больные нередко интеллектуально полноценны (если ринолалия проявляется в чистом виде).

 Целенаправленная  работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера, стимулирует развитие высших психических функций. Катамнестические сведения, представленные в литературе, и наши наблюдения показывают, что большинство детей с ринолалией способно к высокой степени компенсации дефекта и реабилитации функций [Ипполитова А.Г.]. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 Вывод: Наличие  врожденных небных расщелин глубоко  отражается на всем развитии ребенка: это дети болезненные, соматически  ослабленные, у них часто отмечается снижение слуха. При ринолалии дефект речи может сопровождаться отклонениями в развитии высших психических функций. Эти больные характеризуются своеобразными особенностями развития личности и формирования деятельности.

 Речевой дефект ринолалика с самого рождения обусловливается  рядом причин.

 В первую очередь  обеспечение жизненно важных функций дыхания и питания приводит к специфическому положению тела языка (с чрезмерно поднятым корнем). Такое положение языка ведет к нарушению его функциональных возможностей, с одной стороны, и к дефектной компенсации нарушения — с другой (во время речи в артикуляцию вовлекаются мышцы лица, лба, возникают многообразные синкинезии).

 При ринолалии  отмечается формирование атипичного специфического дыхания, развитие гиперназализации и  дефекты артикуляции звуков.

 В картине  речевого нарушения ведущим является дефектное звукопроизношение, вторично может страдать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, письменная речь.

Коррекция дефекта осуществляется средствами медицинского, логопедического и  психолого-педагогического воздействия. 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
  2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. Для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение : АО «Учеб. лит.», 1996. – 143с.
  3. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 1:Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи : В 2 ч. Ч.2.:Ринолалия. Дизартрия. :пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов пед. вузов/ [Шаховская С.Н. и др.] ;под ред. Л.С.Волковой. – М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 303с. – (Библиотека учителя дефектолога).
  4. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; под ред. Л.с.Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528с.

Информация о работе Ринолалия