Ринолалия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Основное назначение человеческой речи – служить средством общения между людьми. Когда нам приходится сталкиваться с людьми, страдающими какими-либо нарушениями речи, мы осознаем, как же им приходится трудно в жизни. Многие из них не могут выбрать себе профессию по душе, не могут устроить нормально свою личную жизнь, для многих крайне проблематичен простой поход в магазин или разговор по телефону. Кроме того, наличие у ребенка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всем его психическом развитии. Ведь любой малыш очень многое узнает об окружающем мире благодаря общению со взрослыми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Определение ринолалии…………………………………………………..5
Нарушения голоса при ринолалии……………………………………….6
Влияние врожденных расщелин неба на физическое развитие ребенка……………………………………………………………………..9
Развитие речи у ребенка с ринолалией…………………………………..12
Влияние врожденных расщелин неба на психическое развитие………16

Заключение………………………………………………………………..17

Список используемой литературы………………………………………18

Работа содержит 1 файл

РИНОЛАЛИЯ КОНТР.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Оглавление.

     Введение……………………………………………………………………3

  1. Определение ринолалии…………………………………………………..5
  2. Нарушения голоса при ринолалии……………………………………….6
  3. Влияние врожденных расщелин неба на физическое развитие ребенка……………………………………………………………………..9
  4. Развитие речи у ребенка с ринолалией…………………………………..12
  5. Влияние врожденных расщелин неба на психическое развитие………16

    Заключение………………………………………………………………..17

    Список используемой литературы………………………………………18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

  
   Основное назначение человеческой речи – служить средством общения между людьми. Когда нам приходится сталкиваться с людьми, страдающими какими-либо нарушениями речи, мы осознаем, как же им приходится трудно в жизни. Многие из них не могут выбрать себе профессию по душе, не могут устроить нормально свою личную жизнь, для многих крайне проблематичен простой поход в магазин или разговор по телефону. Кроме того, наличие у ребенка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всем его психическом развитии. Ведь любой малыш очень многое узнает об окружающем мире благодаря общению со взрослыми.

 Много неприятностей людям, страдающим речевыми расстройствами, доставляют и так  называемые «вторичные психические  наслоения», которые нередко возникают  как реакция на речевой дефект. Появление такого рода наслоений является результатом многократно испытанных ребенком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект («выговоры», насмешки, передразнивания и пр.). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи (на которые нормально говорящие люди практически не обращают внимания) страдающие ими воспринимают как самое настоящее несчастье. Нередко наличие таких резко выраженных переживаний может даже затруднять само преодоление речевых расстройств. Это одна из многих причин, по которым преодолевать речевые расстройства лучше всего в возможно более раннем возрасте, пока вторичные психические наслоения ещё не успели появиться или слабо выражены.

 Одним из видов речевых расстройств  является ринолалия. Среди врожденных нарушений (дефектов) развития расщелины верхней губы и неба являются достаточно распространенными – занимают второе место. По статистическим данным Европейских стран, рождение ребенка с расщелиной губы и неба (устарелое название дефекта – «волчья пасть, заячья губа») составляет один случай на 500-1000 новорожденных. Причинами его могут быть самые разные экзогенные и эндогенные факторы, воздействующие на плод на раннем этапе его развития — до 7—9 недель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Определение ринолалии.

 Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) — речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.[Ипполитова А.Г].

 Ранее для  обозначения этого нарушения  речи употреблялся термин «гнусавость», имеющий народное происхождение  и отражающий особенность внешнего проявления расстройства.

 Нёбо в  норме — это образование, которое разобщает полости рта, носа и глотки. Оно состоит из твердого и мягкого нёба. Твердое имеет костную основу. Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный отросток верхней челюсти с зубами, а сзади — мягкое нёбо. Твердое нёбо покрыто слизистой оболочкой, поверхность которой позади альвеол имеет повышенную тактильную чувствительность. Высота и конфигурация твердого нёба влияют на резонанс.

 Мягкое нёбо является задним отделом перегородки  между полостями носа и рта. Само мягкое нёбо представляет мышечное образование. Передняя треть его практически неподвижна, средняя наиболее активно участвует в речи, а задняя — в напряжении и проглатывании. При подъеме мягкое нёбо удлиняется. При этом наблюдается истончение его передней трети и утолщение задней.

 Мягкое нёбо анатомически и функционально связано  с глоткой, нёбно-глоточный механизм участвует в дыхании, глотании и речи [Ермакова И.И.].

 При ринолалии артикуляция звуков, фонация  существенно отличаются от нормы.

 При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

 Эти полости разделяются нёбно-глоточным  смыканием, вызываемым сокращением  мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.

 Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки. 
Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное - при с, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а.

 При нормальном произнесении назальных  звуков м, м', н, н' воздушная

струя свободно проникает в пространство носового резонатора [Волкова Л.С.].

 Также следует  отметить, что в отличие от механической дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков [Ипполитова А.Г].

2. Нарушения голоса при ринолалии.

                  

 Известно, что при врожденных незаращениях нёба голос, помимо избыточной открытой назализации, бывает слабым, монотонным, неполетным, глухим, сдавленным. М. Зееман даже выделил это голосовое расстройство в самостоятельное и назвал palatophonia.

 Следует обратить внимание на тот факт, что акустические качества голоса детей с расщелинами нёба на первом году жизни не отличаются от голоса при нормальном строении верхней челюсти. В доречевом периоде эти дети кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом. Изменение тембра их голоса — открытый носовой резонанс — проявляется впервые при лепете, когда ребенок начинает артикулировать свои первые согласные фонемы.

 В дальнейшем, примерно до семи лет, дети с врожденными  расщелинами нёба говорят (как до пластической операции, так часто и после нее) голосом с носовым резонансом, но по другим качествам явно не отличающимся от нормального. Электроглоттографическое исследование в этом возрасте подтверждает нормальную двигательную функцию гортани, а миография — нормальную реакцию мускулатуры глотки на раздражитель даже при обширных дефектах нёба.

 После 7 лет  голос начинает ухудшаться: падает сила, появляется истощаемость, осиплость, прекращается расширение его диапазона. На миограмме обнаруживается несимметричная реакция мускулатуры глотки, визуально наблюдается истончение слизистой оболочки и снижение глоточного рефлекса, а на электроглоттограмме появляются изменения, свидетельствующие о неравномерной работе правой и левой голосовых складок. То есть налицо все признаки расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, которое окончательно формируется и закрепляется к подростковому возрасту [Ермакова И.И.].

    Можно указать три основные причины патологии голоса при врожденных незаращениях нёба.

   Это, во-первых, нарушение механизма нёбно-глоточного смыкания. Известно, что вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соответствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани. При незаращениях нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть сннергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс. Патологический механизм смыкания усиливается врожденной ассимметрией скелета лица и полостей гортани, что хорошо видно на рентгенограммах и томограммах при врожденных незаращениях нёба. Анатомический дефект нёба и глотки приводится к функциональному расстройству голосового аппарата.

   Во-вторых, это неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларингеальным (гортанным) способом, когда смыкание осуществляется на уровне гортани и озвучивается трением воздуха о края голосовых складок. В этом случае гортань принимает на себя дополнительную функцию артикулятора, что, безусловно, не остается безразличным для голосовых складок.

   В-третьих, на развитие голоса влияют особенности поведения лиц с ринофонией и ринолалией. Стесняясь своей дефектной речи, подростки и взрослые часто говорят тихим голосом и максимально ограничивают речевое общение в микросреде, тем самым снижая возможности развития силы голоса и расширения его диапазона.

   Особенности речевого дыхания у лиц с незаращениями нёба выражаются в учащении дыхания, преобладании поверхностного ключичного типа дыхания и в укорочении фонационного выдоха, что вызвано утечкой воздушного потока в носовую полость. Объем утечки зависит от формы расщелины и может превышать 30%. По продолжительности выдох бывает равен вдоху и даже короче его. Отсутствуют дифференцированный ротовой и носовой выдох. 
 
 

3.Влияние врожденных расщелин неба на физическое развитие ребенка. 

   Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития.

У новорожденных  и у детей грудного возраста на первый план выступают расстройства со стороны питания и дыхания. Грудное вскармливание таких детей было практически невозможным, т.к. молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки. Но даже во время такого приема пищи эти дети поперхиваются, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. [ИпполитоваА.Г.]. Если же продолжаются попытки прикладывания к груди или же вскармливание продолжается без достаточного контроля за количественной стороной  и без борьбы с расстройством глотания, ребенок начинает страдать от недоедания. Расстройство питания – одна из основных причин высокой летальности детей с расщелинами неба в этом периоде [Дубов М.Д.].

 Как уже было отмечено, дети с врожденной расщелиной неба и губы не могут осуществлять сосательные движения. Поэтому врожденный сосательный рефлекс подавляется. Выпадение губных движений ослабляет развитие всей лицевой мускулатуры. В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию [Ипполитова А.Г].

 Также здесь  наблюдаются расстройства со стороны дыхательной системы. Невозможность разобщения ротовой и носовой полостей приводит к смешанному ротовому и носовому дыханию, выключается, по крайней мере частично механизм фильтрации, согревания и увлажнения вдыхаемого воздуха. В результате вдыхаемый воздух охлаждает всю поверхность носо-ротовых слизистых, раздражает дыхательные пути. Отсюда частота заболеваний дыхательных путей. При расщелинах нередко наблюдаются хронические воспалительные заболевания глотки и миндалин. Невозможность разобщения носовой и ротовой воздушных струй обусловливает затруднение дыхания: при длительном разговоре, громком чтении больным «не хватает воздуха» [Дубов М.Д.].

 У ринолалика даже при односторонней, полной или  частичной, расщелине вдох осуществляется активнее через расщелину, т.е. через  рот, а не нос. Врожденная расщелина способствует «порочному приспособлению», а именно неправильному положению языка, его корня, причем остается свободным лишь кончик языка, который оттянут в среднюю часть полсти рта (корень языка чрезмерно поднят вверх, прикрывает собой расщелину, а одновременно и глоточное пространство. Кончик языка находится на дне рта в средней части, примерно на уровне пятого зуба нижнего ряда).

 Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также способствует чрезмерному развитию корня языка, который закрывает собой расщелину.

 Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмерно поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направляется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в речевом акте и создает гнусавость.

 Кроме того, постоянное положение поднятого  корня языка затормаживает движения всего языка. В результате осуществление  нужных движений языка для артикуляции  речевых звуков у ринолаликов  не удается; кроме того, слабая выдыхательная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смычек в верхнем отделе речевого аппарата. Оба указанных условия приводят к тяжелому косноязычию. Осознавая свой дефект речи, дети пытаются найти способы его компенсации. Иногда во время речи они сильно втягивают крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица. В результате речь детей производит неприятное впечатление на слух (из-за невнятности артикуляции и назальности), так и во внешнем оформлении (из-за излишних движений крыльев носа и лицевых мышц) [Ипполитова А.Г.].

Информация о работе Ринолалия