Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:41, контрольная работа

Описание работы

В наидревнейшем римском праве термины contrahere, contractus еще не обозначали один из источников возникновения обязательства, т.е. правоотношения, в силу которого определенный субъект обязан произвести в пользу другого субъекта определенные действия имущественного характера, а лишь указывали на сами обязательственные узы, на те узы, которые происходят из законного действия, из юридической сделки, которая определяется здесь как contractus.

Содержание

1. Понятие договора в Римском частном праве …………………………..3
2. Классификация договоров ………………………………………………5
3. Контракты ………………………………………………………………. .7
4. Наследственное право в Древнем Риме………………….…………..14
6. Задача: Продолжить фразы. traditio в отношении: - неманципируемых вещей создает, – мансипируемыхвещей создает, – провинциальных земель создает…………………………………………………………...………………...16
7.Задача: Марк Лициний поселился в гостинице Тиберия Волузия. Узнав, что хозяин продает драгоценный ларчик из эбенового дерева, Лициний договорился с ним о покупке ларчика, однако деньги не были уплачены, и вещь не была продана. Ночью ларчик похитили воры. Волузий потребовал, чтобы Лициний уплатил за украденный ларчик, ссылаясь на то, что по римскому праву ответственность за утрату вещи лежит на покупателе.
Лициний отказался платить.……………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……….……………….19

Работа содержит 1 файл

РП.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     Наследниками  по закону признавались лица, состоявшие в родстве с наследодателем. Римляне различали агнатское родство, основанное на общей подвластности, и когнатское родство, основанное на общности по кровному происхождению; по мере разрушения патриархальных связей агнатское родство всё более вытесняется когнатским, а впоследствии и вовсе выходит из употребления. Цивильное право подразделяло законных наследников на три очереди (эта очередность была закреплена законом XII таблиц):

     -“Свои  наследники” (sui heredes), именовавшиеся так потому, что они до того входили в семью умершего, а получив наследство, продолжали обладать имуществом, которое и раньше пребывало в сфере данной семьи. Своими считались наследники, становившиеся в результате смерти наследодателя юридически самостоятельными лицами.

     -Агнаты, т.е. лица, которые были в прошлом  связаны с наследодателем отношениями  подвластности и состояли бы  в подобной связи, если бы  не происшедшая ранее смерть  их общего paterfamilias или если бы, по крайней мере, один из них не превратился в результате эманципации в юридически самостоятельное лицо. Если имелось несколько агнатов, то к наследованию призывался ближайший, т.е. стоявший в кровном отношении к умершему ближе, чем прочие агнаты.

     -Когнаты,  т.е. кровные родственники умершего, а также бывший собственник вольноотпущенника в качестве его патрона. Как и во второй очереди, ближайший агнат вытеснял более отдаленного.

     Аналогичных начал придерживалось и преторское право, хотя соотношение между агнатским  и когнатским родством благодаря  ему меняется в пользу родства когнатского. Претор различал уже не три, а четыре очереди законных наследников: -Unde liberi – те, кого цивильное право называло своими наследниками, а также дети наследодателя, даже вышедшие из-под его власти как эманципированные или в установленном порядке кем-либо усыновленные, если ко времени смерти наследодателя они стали юридически самостоятельными.

     -Unde legitimi – патрон умершего вольноотпущенника,  а также все агнаты с вытеснением  из них более отдаленных.

     -Unde cognati – все кровные родственники наследодателя (не далее шестой степени родства).

     -Unde vir et uxor – переживший наследодателя  супруг (в случае брака sine manu).

     В Новеллах Юстиниана вообще не упоминается  об агнатских родственниках, зато выделяются пять очередей законных наследников из числа когнатских родственников: - Все нисходящие родственники умершего с тем, что каждое поколение после первого наследует по праву представления.

     -Все  восходящие родственники, а также  родные братья и сестры с  тем, что близкие родственники устраняют от наследования родственников отдаленных.

     -Неполнородные  братья и сестры умершего, т.е.  имевшие с ним общего отца  при разных матерях или общую  мать при разных отцах, с  тем, что могло наследовать  и потомство указанных лиц,  но лишь по праву представления.

     -Все  прочие кровные родственники  без каких-либо ограничений с  тем, что более отдаленная степень  родства устраняется более близкой.

     -Переживший  супруг.

     6. "традиция" (traditio)

     Согласно  традиционной точке зрения, восходящей к римскому юристу Гаю, отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации — процедуры, требовавшей особо сложной и торжественной обрядности. Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых "посредством меди и весов". Она предполагала приглашение пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: "Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов". Затем он ударял этим металлом о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых формальностей. Собственность провинциальная означала, что земли в провинциях была собственностью римского народа по праву завоевания и носила публично-правовой. Римляне описывали ее словами rem in bonis habere, то есть иметь вещь в своем имуществе. Категориями этой собственности были: традиция (traditio), in bonis, bona fides, actio publiciana. Эта форма собственности тесно была связана с вопросом о владении. Чтобы понять природу этой собственности, лучше начать с главного случая возникновения бонитарной собственности.

     Задача.

     Марк  Лициний поселился в гостинице  Тиберия Волузия. Узнав, что хозяин продает драгоценный ларчик из эбенового  дерева, Лициний договорился с  ним о покупке ларчика, однако деньги не были уплачены, и вещь не была продана. Ночью ларчик похитили воры. Волузий потребовал, чтобы Лициний уплатил за украденный ларчик, ссылаясь на то, что по римскому праву ответственность за утрату вещи лежит на покупателе. Лициний отказался платить.

     Ответственность за эвикцию вещи.  Эвикцией вещи   (от слова evincere - вытребовать,  отсудить) называется  лишение покупателя владения полученной от продавца вещью,  вследствие  отсуждения  ее  каким-либо третьим лицом на основании права,  возникшего до передачи вещи продавцом покупателю.  Все эти признаки: а)  утрата покупателем фактического владения купленной вещью, б) по судебному решению, в) состоявшемуся по основанию, возникшему до передачи вещи от продавца покупателю, - являются существенными. Следовательно, покупатель не должен платить за вещь.           
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

     1.Бартюшек М. , Римское право. Понятия, термины, определения.

     М.,1989. С326.

     2.Батыра К. , Всеобщая история государства и права/ под ред. М., 1995. С.512.

     3.Дождев Д.В., Римское архаическое наследственное право. М., 1993. С.425.

     4.Дождев Д.В., Римское частное право. Учебник для вузов. М., 1996.    С. 350 .

     5.Иоффе О.С. , В.А.Мусин. Основы римского гражданского права. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1974 г. С.154.

     6. Косарев А.И. Римское право.  М., 1996. С245.

     7. Новицкий И.Б.  Римское право. М., 2003. С325.

     8. Новицкий И.Б.. Основы римского гражданского права. М., Юридическая литература, 1972 г. С.231.

     9. Майрова Н.Г. , Семья в Риме VII- нач. VI в. До н.э. Пермь., 2002. С.256.

     10. Омельченко О.А. Основы римского права. М.,1994. С.456.

     11. Савельев В.А. , Римское частное право. М., 2000. С.365.

     12. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права/Под, ред. Л.В.Дождева/ М., 2002 г.С.245.

     13. Седаков С.Ю., Понятие contractus в римском переокласическом праве. М., 1999. С.240.

     13.  Хвостов В.М. История римского права.,1919.С. 640.

     14. Черниловский  З.М. Лекции по римскому частному праву. – М.1991.С.360.

    15.Институции Гая (рус, пер.) М.,1997г.С.422.

    16.Дигесты Юстиниана М.,1984 г.С.258.

Информация о работе Римское право