Ресурсы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:44, статья

Описание работы

В статье рассматриваются ресурсы личности, в частности психологические ресурсы, среди которых наибольшее внимание уделяется изучению таких феноменов, как психологическая защита, копинг-поведение, адаптивность, личностный потенциал. Рассматривается такое интегративное психологическое свойство личности, как стрессоустойчивость, или жизнестойкость, представление о котором активно разрабатывается современными авторами. Исследуются составляющие жизнестойкости, к которым относятся такие качества, как способность принимать вызов, вовлеченность, склонность принимать на себя ответственность за происходящие события.

Работа содержит 1 файл

РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ.docx

— 68.68 Кб (Скачать)

Психологическую феноменологию  совладания со стрессом более детально раскрывает в своих работах S. Kobasa с сотрудниками. Обосновывается гипотеза о том, что интегральное качество «Харди» позволяет человеку успешно  переносить стрессовые ситуации и сохранять  при этом здоровье. В работах Джеррольда Гринберга это качество обозначается понятием «решительность» как способность  противостоять стрессорам. М. Перре  и У. Бауманн называют это свойство термином «выносливость» как протективный личностный признак, включающий комплексную  систему убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которые  поддерживают человека в его взаимодействиях  со стрессовыми событиями. В работах  отечественных авторов свойство Харди наиболее часто интерпретируется в терминах жизнестойкости (Л.А. Александрова), которая рассматривается как  устойчивость личности в трудных  жизненных ситуациях.

Твердость, крепость, сила противодействия (hardiness) – интегративное качество личности, включающее в себя три  компонента. Первый – принятие на себя безусловных обязательств, ведущих  к идентификации себя с намерением выполнить действие и его результатом. Этот компонент обозначается термином «обязательность»; это – тенденция  полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было, или, иначе  говоря, смысловая и целевая ориентация человека.   Согласно С. Мадди, первой характеристикой аттитюдов "hardy", является "включенность" (commitment) – важная характеристика в отношении себя и окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.

Второй компонент качества «Харди» – контроль (локус контроля), или тенденция думать и поступать  так, как будто существует реальная возможность влиять на ход событий; это качество, которое мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений, в противовес впаданию в состояние беспомощности  и пассивности. Это понятие во многом сходно с понятием "локус  контроля" Роттера. Субъект контроля действует, чувствуя себя способным  господствовать над обстоятельствами и противостоять тяжелым моментам жизни. Когнитивно оценивая даже трагические  события, такие люди снижают их значимость и уменьшают тем самым психотравмирующий  эффект. Обобщенная позиция субъекта целостной жизни обусловливает  восприятие им любого стрессового события  не как удара судьбы, влияния неподконтрольных сил, но как естественное явление, как  результат действия других людей. Субъект  уверен, что любую трудную ситуацию можно так преобразовать, что  она будет согласовываться с  его жизненными планами, окажется в  чем-то ему полезной.

Третий компонент S. Kobasa называет «вызов» (challenge), точнее, считают М.Перре  и У.Бауманн, это способность принять  вызов. Джеррольд Гринберг обозначает этот компонент термином «выносливость», т.е. уверенность в том, что жизни  свойственно меняться и что изменения  – это двигатель прогресса  и личностного развития. Опасность  воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной  поворот изменчивой жизни, побуждающий  человека к непрерывному росту. Любое  событие переживается в качестве стимула для развития собственных  возможностей (Л.И. Анцыферова, 1994). Основная мысль заключается в том, что  нужно воспринимать изменения как  вызов, а не как угрозу. Этот компонент  Харди помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Он состоит в восприятии личностью  события жизни как вызова и  испытания лично себе.

Психологическое качество "hardiness" оказывает прямое негативное воздействие  на стресс и прямое позитивное на чувство  удовлетворенности. Качество "hardiness" согласно Эвансу и соавт., является составной частью ощущения полноты  жизни и качества жизни. Понятие "hardiness" не тождественно понятию  копинг-стратегий, или стратегий совладания с жизненными трудностями. С точки зрения Лазаруса и Фолкман (Lasarus, Folkman), это стратегии, направленные на преодоление жизненных трудностей: стратегию противостоящего совладания, стратегию дистанцирования, стратегию самоконтроля, стратегию поиска социальной поддержки, стратегию принятия ответственности, стратегию избегания, стратегию планового решения проблемы и стратегию переоценки. Во-первых, копинг-стратегии – это приемы, алгоритмы действия, привычные и традиционные для личности, в то время как "hardiness" – черта личности, установка на выживаемость. Во-вторых, копинг-стратегии могут принимать как продуктивную, так и непродуктивную форму, даже вести к регрессу, а "hardiness" – черта личности, позволяющая справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста.

В соответствии с экспериментально-психологическими исследованиями многих авторов, люди, обладающие качеством «Харди», или  решительностью со всеми ее тремя  компонентами – обязательность, контроль, вызов – могут противостоять  стрессорам. Они не так часто болеют, в частности, из-за стрессов и нервных  потрясений. Обязательность, контроль, вызов обладают буферным эффектом для  здоровья человека. Решительность, или  «Харди» даже лучше свидетельствует  о физическом и психическом здоровье человека, чем переживаемые им тревога, стресс на работе, бытовые проблемы, социальная поддержка или поведение  типа «А» с его самопобуждением  к интенсивной деятельности.

В дополнение к способности  предупреждать болезнь и снижать  уровень артериального давления и триглецирида, решительность («Харди») влияет и на психологические показатели. Харди снижает степень психологического дистресса, а также усиливает  ощущение счастья в семье и  делах и повышает адаптивность (Дж.Гринберг, 2004). Все три компонента качества Харди изменяют воздействие стрессоров, влияя на их когнитивную оценку и  тем самым способствуя повышению  самоценности, и активируют ресурсы  совладания.

Этот подход пересекается с другими конструктами: чувством когерентности, самоэффективностью или  же с переменной оптимизма (М. Перре  и У. Бауманн, 2002). Качество "hardiness" (определенное как включенность, контроль и вызов), которое может быть связано  с оптимизмом, авторы предлагают рассматривать  как черту личности, которая является буфером против неблагоприятных  физических следствий стресса. Возможно, показатели оптимизма – пессимизма являются медиаторами хорошего физического  состояния через поведенческие  механизмы, типа общих копинг-cтратегий (стратегий совладания), через воздействия  физиологических показателей на кардиоваскулярные реакции, иммунную систему, или через некоторую 3-ю  переменную типа социальной поддержки. Авторы также предполагают наличие  связи этих показателей с самоэффективностью и выученной беспомощностью.

Шарли и соавторы показали, что высокая напряженность деятельности, выраженность черт характера типа А, низкий уровень социальной поддержки, неэффективные копинг-стратегии  и низкий уровень когнитивного компонента hardiness у человека являются показателями, на основе которых можно прогнозировать более низкий уровень физического  и психологического здоровья.  Показатель когнитивного hardiness оказался наиболее тесно связан с хорошим общим здоровьем и низким уровнем стресса на работе. Исследования Солковой и Томанека посвящены роли качества "hardiness" в преодолении повседневного стресса.  В работе рассматриваются возможные направления, на которых "hardiness" может выступать буфером против стресса. Их исследование показало, что "hardiness" воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности. Люди, имеющие высокие показатели "hardiness", имеют большее ощущение компетентности, более высокую когнитивную оценку, более развитые стратегии совладания и испытывают меньше стрессов в повседневной жизни.

Формирование Харди. В  последнее время все шире рассматривается  вопрос о том, каким образом складывается способность человека противостоять  стрессорам, от чего зависит эта способность, является ли она врожденной или же ее можно формировать. В частности, по-видимому, можно предполагать, что активную роль в формировании психологической неуязвимости могут играть «хорошие гены», наследственность, конституция, темперамент. Однако, отмечает Л.И. Анцыферова, по наблюдениям некоторых психологов, качество «Харди» оказывается особенно развитым именно при исходной слабости конституции. Kobasa на основе общения со своими респондентами относит истоки формирования дерзания и стойкости к ранним этапам жизни и выделяет позитивное значение нескольких условий.

Прежде всего, старшие  в семье, по наблюдениям автора, стимулировали  детей к тому, чтобы они самостоятельно разрешали трудные проблемы, и  лишь в самые тяжелые моменты  оказывали им поддержку. При этом создавались условия не только для  развития когнитивных способностей, воображения и выработки адекватных суждений, но и для поощрения самостоятельности, инициативности, предприимчивости детей. Кроме того, у них были модели для идентификации – смелые, контролирующие свой жизненный мир люди. Психологические  исследования указывают также на позитивную роль в формировании стрессоустойчивости  умения детей владеть собственным  темпераментом и мобилизовываться при трудностях и неудачах, не сдаваться, быть стойким.

Совсем иным выглядит тип  личности, избегающий практически преобразовывать  опасную ситуацию. По данным Kobasa, у  них плохо развито самосознание, слабая структура представлений  о себе, они не отвечают на вызов  судьбы. Пугливые, с недостаточно развитыми  процессами когнитивного оценивания, такие личности считают себя неспособными контролировать окружающий мир. Они  предпочитают уходить от тяжелых  ситуаций или покорно их переносить, не пытаясь изменить. Не удивительно, что мировоззрение робких, отстраняющихся от мира людей часто окрашено пессимизмом. Избегая вступать в контакты с  людьми, многие из них уходят в мир  фантазий. Пожалуй, одна из главных  характеристик, которая мешает им успешно  жить в реальном мире, – это низкая мотивация достижения, которую они  сами нередко интерпретируют как  отсутствие способностей. К этому  типу нестойких, слабых людей относятся, несомненно, люди с приобретенной (выученной) беспомощностью. Свойство беспомощности  формируется обычно в раннем детстве, когда ребенок не имеет столь  необходимых ему социальной поддержки, участия и одобрения (Л.И. Анцыферова, 2001).

Итак, в центре внимания исследователей оказываются не только жизненные  трудности, стрессы, кризисы и конфликты, но также и те психологические  резервы и ресурсы личности, которые  помогают человеку их успешно преодолевать. В последнее время проблематика психологических ресурсов активно  освещается в литературе, начиная  с механизмов психологической защиты и копинг-поведения, и заканчивая такими понятиями, как личностный адаптационный  потенциал, личностный потенциал, а  также стрессоустойчивость и  жизнестойкость. Жизнестойкость («Харди») является некоторым интегративным  психологическим качеством человека, включающим в себя и способность  принимать вызов судьбы, и внутренний (интернальный) локус контроля с  принятием ответственности за происходящие события, и целенаправленность, целеустремленность действий (вовлеченность в происходящие события). В определенной степени  свойство жизнестойкости можно формировать  в процессе воспитания личности, стимулируя самостоятельность, предприимчивость, обучая владению своими эмоциями и  умению мобилизоваться в трудных  жизненных ситуациях.

Литература

  1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
  2. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика// Психологический журнал, 1985, № 6.
  3. Амбрумова А.Г, Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. М., 1980.
  4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994, №1.– С. 3-16.
  5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.
  6. Аргайл М. Психология счастья. – 2-е изд.– СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
  7. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 56-65.
  8. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16-24.
  9. Huang C. Hardiness and stress: A critical review // Maternal-Child Nursing Journal. – 1995. – Jul-Sep. – Vol. 23. – N 3. – Р. 82-89.
  10. Khoshaba D., & Maddi S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journal. – Spring. – 1999. – Vol. 51. – N 2. – Р. 106-117.
  11. LaGreca. The Psychosocial factors in surviving stress. Special Issue: Survivorship: The other side of death and dying. – Death studies, 1985. – Vol. 9. – N 1. – Р. 23-36.
  12. Leak G.K., Williams D.E. Relationship between social interest, alienation, and psychological hardiness. Individual Psychology // Journal of Adlerian Theory Research and Practice. – 1989. – Sept. – N 3. – Р. 369-375.
  13. Lee H.J. Relationship of Hardiness and current life events to perceived health in rural adults // Research in Nursing and Health. – 1991. – Oct. – Vol. 14. – N 5. – Р. 351-359.
  14. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. – 1994. – Oct. – Vol. 63. – N 2. – Р. 265-274.
  15. Nagy St., Nix Ch.L. Relations between preventive health behavior and hardiness // Psychological Reports. – 1989. – Aug. – Vol. 65. – N1. – Р. 339-345.
  16. Rhodewalt Fr., Agustsdottir S. On the relationship of hardiness to the Type A behavior pattern: Perception of life events versus coping with life events // Journal of Research in Personality. – 1989. – Jun. – Vol. 18. – N2. – P. 211-223.
  17. Rush M.C., Schoael W.A., Barnard S.M. Psychological resiliency in the public sector: "Hardiness" and pressure for change // Journal of Vocational Behavior. – 1995. – Feb 46(1). – Р. 17-39.
  18. Scheier M.F., Carver Ch.S. Dispositional optimism and physical well being: The influence of generalized outcome expectancies on health. Special Issue: Personality and Physical Health // Journal of Personality. – 1989. – Jun. – Vol. 55. – N 2. – Р. 169-210.
  19. Sheppard J.A., Kashani J.H. The Relationship of Hardiness, Gender, and Stress to Health Outcomes in Adolescents // Journal of Personality. – 1991. – Dec. – Vol. 59. – N 4. – Р. 747-768.
  20. Siddiqa S.H., Hasan Q. Recall of past experiences and their self-evaluated impact on hardiness-related characteristics // Journal of Personality & Clinical Studies. – 1998 . – Mar-Sep. 14 (1-2). – Р. 89-93.
  21. Solcava I., Sykora J. Relation between psychological Hardiness and Physiological Response // Homeostasis in Health & Disease. – 1995. – Feb. – Vol. 36. – N 1. – Р. 30-34.
  22. Solcova I., Tomanek P. Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica. – 1994. – Vol 36. – N 5. – Р. 390-392.

Информация о работе Ресурсы личности