Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:44, статья
В статье рассматриваются ресурсы личности, в частности психологические ресурсы, среди которых наибольшее внимание уделяется изучению таких феноменов, как психологическая защита, копинг-поведение, адаптивность, личностный потенциал. Рассматривается такое интегративное психологическое свойство личности, как стрессоустойчивость, или жизнестойкость, представление о котором активно разрабатывается современными авторами. Исследуются составляющие жизнестойкости, к которым относятся такие качества, как способность принимать вызов, вовлеченность, склонность принимать на себя ответственность за происходящие события.
РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ
Соловьева С.Л. (Санкт-Петербург)
Соловьева Светлана Леонидовна
– член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;
– доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики СПбГМА им. И.И. Мечникова.
E-mail: s-solovieva@ya.ru
Аннотация. В статье рассматриваются ресурсы личности, в частности психологические ресурсы, среди которых наибольшее внимание уделяется изучению таких феноменов, как психологическая защита, копинг-поведение, адаптивность, личностный потенциал. Рассматривается такое интегративное психологическое свойство личности, как стрессоустойчивость, или жизнестойкость, представление о котором активно разрабатывается современными авторами. Исследуются составляющие жизнестойкости, к которым относятся такие качества, как способность принимать вызов, вовлеченность, склонность принимать на себя ответственность за происходящие события.
Ключевые слова: психологически
Ссылка для цитирования размеще
Наличие определенных ресурсов,
потенциалов, возможностей расширяет
поле деятельности личности, делая
более достижимыми значимые цели
в жизни. Ресурсы как бы субъективно
повышают ценность человека в глазах
окружающих и в его собственном
мнении о самом себе, делают его
более сильным, значительным и продуктивным.
Когда мы выносим суждение о другом
человеке, мы учитываем не только его
актуальную ситуацию, но и потенциальные
возможности и ресурсы, поскольку
резервы и ресурсы – в
Можно говорить об индивидуально-психологических
ресурсах, к которым относятся
характеристики и свойства личности,
и о ресурсах социально-психологических,
под которыми обычно понимаются преимущества,
которые дают деньги, социальная поддержка
(социальные взаимосвязи и взаимоотношения)
Психологические качества человека тоже часто рассматриваются как ресурсы, позволяющие более эффективно действовать и добиваться успеха, преодолевать стрессы и справляться с жизненными трудностями. Так, среди познавательных (когнитивных) ресурсов чаще всего рассматривается интеллект как общая адаптивная способность человека. В частности, уровень интеллекта как психологического ресурса в некоторой степени положительно коррелирует со счастьем (Campbell et al., 1976).
Психологические ресурсы
традиционно рассматриваются в
связи с исследованием
Важную роль в этой связи
имеет целостное исследование личности.
Как отмечает Л.И. Анцыферова (1994), личность
со своим особым жизненным миром,
в котором «в осадке» содержится
ее индивидуальная история, выступает
как медиатор событий, подвергающий
их психической переработке, прежде
чем выбрать соответствующий
тип стратегии совладания с ними.
Кроме того, важно также учитывать
уровень «биографического стресса»
у личности: лишь в этом случае можно
определить, является ли та или иная
техника типичным для личности ответом
на трудную жизненную проблему, или
же она выступает как ситуационно-
До недавнего времени,
отмечает Л.И. Анцыферова, активность человека
по преодолению жизненных
«Весь опыт жизни, – пишет
Л.И. Анцыферова, – а также предвосхищаемое
будущее закрепляется в мини-теориях
в виде систем значений и значимостей,
убеждений и ценностей – они-то
и регулируют восприятия и представления
человека, определяют интерпретацию
окружающего мира и действия в
нем субъекта. Свою теорию индивид
стремится сделать
Негативное событие, которое не вписывается в личностную теорию, по мнению автора, приводит к разрушению субъективного жизненного мира. При этом лишь сам субъект в силах изменить свою индивидуальную теорию мира и себя самого, сделать эту теорию более реалистичной, переосмыслить выпавшее на его долю несчастье как неотъемлемую часть жизни, а не как незаслуженное наказание судьбы
Когда человек пытается справиться
с теми или иными жизненными трудностями,
его активность может быть направлена
как на внешние обстоятельства, подлежащие
изменению, так и на самого себя.
Включаются механизмы психической
саморегуляции и механизмы
Вероятность развития психического
стресса при повышении
Понятие о личностном адаптационном
потенциале идет от концепции адаптации
и оперирует традиционными для
этой научной парадигмы терминами.
А. Г. Маклаков считает способность
к адаптации не только индивидным,
но и личностным свойством человека.
Адаптация рассматривается им не
только как процесс, но и как свойство
живой саморегулирующейся системы,
состоящее в способности
Адаптационные способности
человека поддаются оценке через
оценку уровня развития психологических
характеристик, наиболее значимых для
регуляции психической
Д. А. Леонтьев, в свою очередь,
вводит понятие личностного потенциала
как базовой индивидуальной характеристики,
стержня личности. Личностный потенциал,
согласно Д. Леонтьеву, является интегральной
характеристикой уровня личностной
зрелости, а главным феноменом
личностной зрелости и формой проявления
личностного потенциала является как
раз феномен самодетерминации личности.
Личностный потенциал отражает меру
преодоления личностью заданных
обстоятельств, в конечном счете, преодоление
личностью самой себя, а также
меру прилагаемых ей усилий по работе
над собой и над
Одна из специфических
форм проявления личностного потенциала
– это преодоление личностью
неблагоприятных условий ее развития.
Эти неблагоприятные условия
могут быть заданы генетическими
особенностями, соматическими заболеваниями,
а могут – внешними неблагоприятными
условиями. Существуют заведомо неблагоприятные
условия для формирования личности,
они могут действительно
Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др. Наиболее полно, с точки зрения Д. А. Леонтьева, этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие "hardiness" – "жизнестойкость", введенное С. Мадди. Теория Мадди об особом личностном качестве "hardiness" возникла в связи с разработкой им проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса. С его точки зрения, эти проблемы наиболее логично связываются, анализируются и интегрируются в рамках разработанной им концепции "hardiness". В отечес твенной литературе принято переводить "hardiness" как "стойкость" или "жизнестойкость" (Д. А. Леонтьев). Согласно Большому англо-русскому словарю, “hardiness” – выносливость, крепость, здоровье, устойчивость, смелость, отвага, неустрашимость, дерзкость, наглость. Соответственно “hardy” – выносливый, стойкий, закаленный, смелый, отважный, дерзкий, безрассудный; выносливый человек. В отечественной литературе практически нет публикаций, посвященных "hardiness".
Понятие "hardiness" отражает, с точки зрения С. Мадди и Д. Кошабы, психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья человека. Ими был разработан психометрически адекватный метод измерения "hardiness", изучались взаимосвязи между этим методом и шкалами Миннесотского Многофакторного личностного опросника. Результаты этой работы ярко продемонстрировали, что "hardiness" является общей мерой психического здоровья человека, а не артефактом контролируемых негативных тенденций человека. Понятие "hardiness", или стойкость, используется в контексте проблематики совладания со стрессом. Личностное качество "hardiness" подчеркивает аттитюды, мотивирующие человека преобразовывать стрессогенные жизненные события. Отношение человека к изменениям, как и его возможности воспользоваться имеющимися внутренними ресурсами, которые помогают эффективно управлять ими, определяют, насколько личность способна совладать с трудностями и изменениями, с которыми она сталкивается каждый день, и с теми, которые носят околоэкстремальный и экстремальный характер.