Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:26, реферат
Ввиду того, что конфликты многообразны, разнокачественны, а различным общественным системам свойственны свои типы конфликтов, управление общественными коллизиями требует конкретного подхода. Иными словами, нельзя все конфликты подгонять под одну универсальную схему. Социально-классовые конфликты, скажем, имеют свой генезис и способы разрешения, национальные — присущую только им динамику и свойственные способы преодоления; военные конфликты решительно отличаются от всех мирных форм конфронтации.
Введение
Регулирование конфликта
Технологии регулирования конфликта
Коммуникативные технологии
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Регулирование
конфликта
Технологии
регулирования конфликта
Коммуникативные
технологии
Заключение
Список
литературы
Введение
Ввиду
того, что конфликты многообразны,
разнокачественны, а различным общественным
системам свойственны свои типы конфликтов,
управление общественными коллизиями
требует конкретного подхода. Иными словами,
нельзя все конфликты подгонять под одну
универсальную схему. Социально-классовые
конфликты, скажем, имеют свой генезис
и способы разрешения, национальные —
присущую только им динамику и свойственные
способы преодоления; военные конфликты
решительно отличаются от всех мирных
форм конфронтации. В условиях демократических
систем конфликты регулируются на основе
демократических принципов, а в авторитарных
политических системах — административно-
Многообразие конфликтов предполагает использование разнообразных способов и приемов воздействия на конфликтные ситуации, в том числе, таких, как организационные, информационные, коммуникативные, социально-психологические.
Один из принципов управления конфликтом — гласность. Любая попытка скрыть наличие конфликта в обществе или в коллективе, замаскировать его внешним благополучием ведет только к углублению конфронтации. И, напротив, своевременное и корректное вскрытие конфликта, его причин и условий означает создание благоприятных предпосылок для урегулирования последнего и успешного преодоления. Гласность предполагает наличие информации о конфликтной ситуации, доведение ее до заинтересованных групп населения и формирование соответствующего объективного отношения общественного мнения. Известно, что сокрытие конфликтов, вызревавших в недрах советской системы, не предохранило ее от кризиса, а ускорило его возникновение и развитие. В любой организации, где руководство боится правды о возникающих конфликтах, стремится закамуфлировать их любыми путями, в конечном итоге развивается разрушающая патология. Болезнь, если ее загонять вглубь, в любом случае становится опасной.
Демократическое воздействие на субъекты конфликта — один из принципов управления. Весь механизм демократии, каждый из его элементов служит надежным орудием управления общественными процессами в интересах большинства населения.
Если система государственной власти и управления обеспечивает официальное, публичное воздействие на конфликты, формально-правовое их регулирование и разрешение, то институты гражданского общества служат средством неформального влияния на конфликты.
Активное
вмешательство в возникший конфликтный
процесс может приобретать разнообразные
формы: регулирование конфликта, подавление
и, наконец, разрешение.
Регулирование
конфликта
Регулирование конфликта представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений. Проблема регулирования конфликта — это проблема ограничения его негативного влияния на общественные отношения и перевода в общественно приемлемые формы развития и разрешения. Регулируемый конфликт есть конфликт контролируемый и, стало быть, предсказуемый. Элемент регулируемости присутствует в любом конфликтном процессе, если он так или иначе включен в механизм социального управления. В свою очередь, управление конфликтным процессом придает объективно этому процессу формы, «способные обеспечить минимизацию неизбежных экономических, социальных, политических, нравственных потерь и, наоборот, максимизировать такого же рода приобретения, именно здесь суть управления конфликтом».
Процесс регулирования конфликта как процесс управления им имеет свои этапы. Первоначальное действие по урегулированию конфликта, конечно же, — его признание и выявление как реальности. Фиксация конфликта как действительного факта — достаточно сложный вопрос. Нередки случаи, когда одна из конфликтующих сторон стремится скрыть свои действия, отрицать наличие какой-либо конфликтной ситуации. Как говорится, «делает хорошую мину при плохой игре». Так, иной руководитель коллектива, при наличии конфликтной ситуации, вместо ее преодоления, пытается представить положение вещей в ином свете, как бесконфликтное, руководствуясь небезызвестным обычаем — «не выносить сор из избы».
Признать реальность конфликта — значит сделать шаг на пути к его объективному объяснению. Первые трудности в решении задачи урегулирования любого конфликта начинаются именно с его объяснения.
Естественно, что теоретический этап — только предпосылка, хотя и важнейшая, для практического действия. Исходным же этапом такого действия, по мнению ряда конфликтологов, является институционализация конфликта, что означает определение правил и норм его функционирования и развития. Например, под институционализацией конфликтных отношений между государственной властью и политическими партиями понимается принятие законодательства о партиях, регулирующего их деятельность и отношения с государственными организациями. Именно институционализация конфликта обеспечивает его функционирование и развитие в приемлемых для данной общественной системы формах и рамках и гарантирует предсказуемость конфликтного процесса. Неинституционализированный конфликт, как минимум, непредсказуем и неконтролируем управляющей системой. Возникшие во второй половине 80-х годов в нашей стране многочисленные неформальные (неинституционализированные) общественно-политические объединения и движения стали мощной, разрушающей политическую систему силой. Неспособность советского государства и правящей партии контролировать конфликтную деятельность этих объединений свидетельствовала о наличии глубокого политического кризиса в стране, Следующий этап регулирования конфликта — это его легитимизация. Она предполагает признание конфликтующими субъектами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдение их. Это также означает, что и общество рассматривает данный конфликт как правомерный, а не чуждый по отношению к существующему общественному порядку. Легитимизация конфликта есть его интегрирование в признанную систему общественного порядка, независимо от того, идет ли речь о политико-правовой системе или же о гражданском обществе. Из этого исходят рекомендации некоторых авторов о включении конфликтологического анализа в решения и документы государственных органов и создании специальных учреждений по оперативному вмешательству в острые общественные конфликты. В развитых зарубежных странах подобные учреждения давно существуют и успешно функционируют. Такой способ институционализации конфликтов позволяет их рационализировать, т.е. переводить стихийный процесс в организованный. Институционализация и рационализация конфликта дает возможность побуждать стороны к принятию даже невыгодных для них предложений, но ведущих к предотвращению агрессивности в борьбе и ее разрушительных последствий.
По мнению А. Чумикова, важной ступенью управления конфликтом, его урегулирования является действие по структурированию конфликтующих групп. Структурирование группы позволяет измерить «силовой потенциал» различных составляющих ее элементов и определить иерархию в структуре общественных отношений. Кроме того, путем структурирования социальных групп, участвующих в конфликте, выявляется реальное состояние и взаимоотношение интересов, а также определение приоритетных из них или общих, на основе учета которых возможно достижение согласия и сотрудничества.
Решению
задачи урегулирования конфликта может
также служить последовательное ослабление
его путем перевода в другое русло взаимодействия
противоборствующих сторон и на другой
уровень. Скажем, за счет переноса общественного
конфликта на уровень индивидуального.
Широко используется также метод ослабления
острого социального конфликта на базе
общей ориентации обеих сторон на внешний
для них конфликт (тактика поиска «общего
врага»).
Технологии
регулирования конфликта
Процесс
регулирования конфликта осуществляется
при помощи разнообразных технологий
коммуникативной, информационной,
социально-психологического
воздействия, организационных
приемов. Ликвидация дефицита информации
по спорным вопросам, исключение из информационного
поля различного рода искаженных сведений
о позициях и интересах сторон; устранение
слухов о поведении субъектов — эти и
другие действия по информационному обеспечению
управления общественной ситуацией оказывают
эффективное влияние на снижение уровня
конфликтных взаимоотношений. Не меньшую
роль играет коммуникативный способ регулирования
конфликтов. Речь идет об организации
общения между людьми и группами, что является
условием наращивания согласования позиций.
Развитие общения формирует сходные или
общие установки, ценности, оценки, социальные
переживания, нейтрализует влияние эмоций.
Совершенствование организационного
порядка, разумное применение организационных
методов воздействия на группы и отдельных
людей (например, решение кадровых вопросов,
использование методов поощрения или
наказания за те или иные действия), бесспорно
содействуют блокированию конфликтной
ситуации и развитию отношений сотрудничества
между людьми и организациями.
Коммуникативные
технологии
Остановимся подробно на коммуникативной технологии регулирования конфликта, т. к. конфликт всегда возникает при взаимодействии людей. Одним из основных коммуникативных способов регулирования конфликтов является общение между людьми. Это наиболее общий метод, включающий в себя и переговоры. Сущность и технология общения достаточно широко описаны в литературе. Этим вопросам, в частности, посвящены работы Д.Скотт «Конфликты, пути их преодоления», Д.Дена «Преодоление разногласий». В последней автор, один из пионеров в области разрешения конфликтов, разработал «4-шаговый метод». По мнению Д. Дена этот метод служит достижению согласия между людьми и их плодотворному сотрудничеству. В его основе лежат два правила: «не прерывайте общения», ибо отказ от общения порождает и означает конфликт; «не применяйте силовых игр, чтобы выиграть в борьбе за власть с помощью принуждения, угроз, ультиматумов». В описании автором названный метод выглядит так:
Шаг 1: Найдите время для беседы. Шаг 2: Подготовьте условия. Шаг 3: Обсудите проблему. Вступительная часть:
Выразите признательность.
Выразите оптимизм.
Напомните (кардинальные правила).
Сформулируйте проблему. Приглашение к разговору.
Диалог:
Задача 1. Придерживайтесь основного процесса.
Задача 2. Поддерживайте жесты примирения.
Прорыв: Шаг 4: Заключите договор (если это необходимо):
сбалансированный;
поведенчески специфичный;
в письменной форме.
Сделаем некоторые пояснения к данному методу. Метод действует эффективно, если конфликтующие стороны знакомы с ним. Чаще же всего одной из сторон приходится быть инициатором беседы. Возникает необходимость уговорить другую сторону принять участие в диалоге. Для этого нужно взять на себя некоторые обязательства: рассказать оппоненту о видении ситуации; воздерживаться от угроз или давления; от стремления к результату «выигрыш—проигрыш»; быть внимательным в течение беседы. Время беседы должно быть выбрано совместно.
Важно подготовить подходящие условия для беседы, под коими подразумеваются, кроме времени, также место и благоприятная для беседы обстановка. Длительность диалога определяется временем, необходимым для достижения прорыва в сглаживании конфликта. Содержание разговора должно сохраняться в тайне, поскольку несвоевременная огласка его порождает слухи, сплетни и усиливает конфликт. Значит, до определенного времени, пока не достигнуто положительного результата должна соблюдаться конфиденциальность беседы. Диалог, успешное его завершение предполагает постоянное соблюдение предмета обсуждения, исключения из беседы элементов, не относящихся к обсуждаемой проблеме (разговор о сослуживцах, о событиях дня и т.п.). В ходе беседы следует постоянно делать жесты примирения, не пользоваться уязвимостью другого и, вместе с тем, не проявлять беспринципности. Разговоры о волнующей обе стороны проблеме следует вести с ориентацией на взаимовыгодное решение и исключение иллюзий относительно его результата по принципу «выигрыш—проигрыш». Итог диалога — договор, описывающий отношения сторон на будущее, фиксирующий в письменном виде сбалансированное, согласованное поведение и действия по реализации противоречивых интересов.